Разработка нестандартного урока по математике Устное и письменное сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление изученного
Нестандартный урок-сюрприз по математике во 2 классе по теме:« Устное и письменное сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление изученного»
Учитель Кубрак Т. А.
Тема урока. Устное и письменное сложение и вычитание двузначных
чисел. Закрепление изученного.
Цель урока. Обобщить и закрепить изученный материал, закрепить вычислительные навыки учащихся в решении примеров и задач;
развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, познавательные интересы, любознательность, эмоции учащихся с помощью создания ситуации, удивления, радости, интриги; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки птиц, плакат «Встреча птиц», карточки – молнии для чтения слов, таблица «Геометрические птицы», карточка с ребусом, карточки с задачами для работы в парах, таблица «Найди ошибки в примерах», карточки с примерами для работы в группах, таблица «Выбери ответ», карточки-тучки для устного счёта, шкатулка с карточками - птичками и буквами М, О, Л, О, Д, Ц, Ы; фонограмма с песней соловья;магнитофон; таблицы – алгоритмы задач; выставка книг о птицах; учебники.
Интерактивные формы и методы: «Мозговой штурм», работа в группах, работа в парах, метод фокальных объектов, приём интриги, ассоциативный куст, «Пресс».
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Ход урока
I.Организация класса.
Психологический настрой.
Слово учителя:
Звонок прозвенел,
Он дал нам сигнал,
Что урок математики настал.
Гости пришли к нам на урок
Рады мы им,
Поприветствуем их.
Ну, а теперь
дружно садитесь за парты свои –
Пора нам урок начинать.
II. Мотивация учебной деятельности.
«Мозговой штурм»
- Чем мы занимаемся на уроках математики? (Составление ассоциативного куста)
Ответ. Считаем, отвечаем, пишем, чертим, сравниваем, мыслим,
решаем.
Девиз урока ( используются карточки-молнии для хорового чтения слов)
Будем мыслить – быстро,
Отвечать – правильно,
Считать – точно,
Писать – красиво!
III.Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя:- Перед вами «волшебная шкатулка». Вас на уроке сегодня ожидает сюрприз, если вы выполните на уроке все задания, то шкатулка откроет вам этот сюрприз-секрет. (Приём интриги).
- Хотите узнать, что в этой шкатулке?
- Вот вам 1-ое задание.
1. Логическое упражнение «Назови лишнее» : скворец, аист, синица, грач. (Метод фокальных объектов.)
- Докажите, что синица является лишней.
- Вот она – красавица
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Учитель вывешивает картинку с изображением синицы.)
IV.Проверка домашнего задания.
- Синичка предлагает вам проверить домашнее задание № 567.
- Раскажите, какую вы составили задачу по данному решению.
- Назовите конечный результат (ответ) вашей задачи.
V. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим устное и письменное сложение и вычитание двузначных чисел.
VI.Закрепление и обобщение изученного материала.
Работа с учебником.
- Виталий Бианки писал: «Когда проглянет солнышко, синичке хочется петь. И она тихонько пробует голос: «Зинь-зинь-тю», «Зинь-зинь-тю!»
- О чём же она поёт?
- Выполним письменное сложение и вычитание двузначных чисел. Откройте учебник на странице 97 , № 570. ( Комментированная работа у доски «цепочкой»)
- Расположите ответы в порядке возрастания и узнайте, о чём же поёт синичка.
89 - а47 - в
69 - с
82 - н
66 - е Ответ: 47, 66, 69, 82, 89 - весна.
Устный счёт.
- С наступлением тепла в родные места возвращаются птицы.
- Какая же птица прилетает первой к нам в начале марта с появлением первых проталин?
- Отгадайте загадку.
В синем небе голосок -
будто крохотный звонок. (Жаворонок)
(Учитель вывешивает картинку с изображением жаворонка.)
- Какое полногласное сочетание пишется в этом слове? ( -оро-)
- Высоко в небе летит жаворонок, между облаками, помогите ему добраться в родные края. (Учитель вывешивает картинки с изображением тучек, на которых с одной стороны написаны примеры, а с другой буквы – ж, а, в,о,р,о,н,о,к):
60+7, 21+10,7+8,12-5,30-10, 47-40, 25-9, 20-13, 14+26
3.Минутка каллиграфии.
- А за жаворонком вслед прилетает
«Чёрный, проворный,
Кричит : «Крак!»,
Червякам враг. Кто же это? (Грач)
(Учитель вывешивает картинку с изображением грача.)
- В народе его всегда считают символом весны. Запишите число, которое состоит из 1 дес. и 7 ед. и вы узнаете, когда прилетает эта птица.(17 марта)
- Назовите соседей этого числа.
- Поменяйте цифры, какое получится число.
- Сравните оба числа.
4. Работа с учебником.
- А за грачами прилетают дикие утки. Посмотрите, какое красивое у них оперение. (Учитель вывешивает картинку с изображением дикой утки.)
- Дикие утки предлагают вам решить логическую задачу ( с. 97, № 569 )
( Анализ решения задачи.)
- В сельской местности, когда дети весной впервые видели в небе диких уток, они подбрасывали вверх солому и кричали: «Утки, утки, возьмите вам для гнезда, а нам на здоровье!»
5. Физкультминутка.
Скачет маленькая птичка,Прыжки на двух ногах.
Ей на месте не сидится.Прыжки на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок.Прыжки на правой ноге.
Завертелась, как волчок.Повороты вокруг себя.
Вот присела на минутку,Присесть и встать.
Почесала клювом грудкуНаклоны головы влево и
вправо.
И с дорожки – на плетень,Прыжки на двух ногах.
Тири- тири,Прыжки на левой ноге.
Тень- тень – тень!Прыжки на правой ноге.
6. Игра «Найди ошибку» (Работа в группах)
- Вслед за грачами и дикими утками прилетают птицы, у которых нет своих песен, но они прекрасные звукоподражатели. Их называют певцы-пародисты. Они способны передразнивать до 12 видов птиц, кудахтать курицей, квакать лягушкой. Это скворец. (Учитель вывешивает картинку с изображением скворца.)
- К их прилёту готовится и наш класс. Что мы готовим к Дню встречи птиц?
- А пока скворцы не вернулись, в их скворечниках зимуют воробьи. Помогите воробью найти ошибки в примерах. Запишите их правильно.
23 + 41 = 5470 – 3 = 67
52 + 8 = 50 64 – 12 = 62 43 + 30 = 81
Ответ. Ошибки в примерах: 43+30=73, 52+8=60, 64-12=52
- Секрет скворцов. Они очень доверяют людям, если их подкармливать, то они могут брать еду просто из рук.
7. Игра «Весёлый счёт»
- Ребята, хотите узнать, каких птиц считают самыми искусными строителями гнёзд?
- Решите весёлую задачу и определите название птицы.
Именины у синицы,
В гости собрались:
3 весёлых воробья,
3 вороны, 7 сорок,
2 стрижа и дятлов 5.
Сколько всех их, назови. (Ответ : 20.)
- Определите, о какой птице пойдет речь.
22- грач 21- аист20- ремез
- Ремез – самая первая птичка, которая вьёт своё гнездо недалеко от воды на ветках ивы и похоже на рукавичку.
(Учитель вывешивает картинку с изображением ремеза и показывает его гнездо.)
8. Работа с ребусомлас • (Ответ : ласточка.)
- Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Учитель вывешивает картинку с изображением ласточки и показывает её гнездо.)
9. Работа над задачами. ( Работа в парах.)
- Ласточка предлагает вам решить интересные задачи.
- Прочитав условие задачи, определите тип задачи, выбрав нужную схему.
I - I - на ? больше Всего - ?II - II -
Ласточка летит со скоростью 74 километра в час, а гусь 90 километров в час. На сколько километров в час быстрее летит гусь, чем ласточка?
Ответ : 90 – 74 = 16 ( км в час )
Длина тела грача 50 см, а городского воробья 16 см. На сколько сантиметров длина тела грача длиннее, чем воробья?
Ответ : 50 – 16 = 34 ( см )
Птенцы грачей покидают своё гнездо через 30 дней, а птенцы воробья через 17 дней. На сколько быстрее покидают гнездо птенцы воробья, чем грача?
Ответ : 30 – 17 = 13 (дн.)
Грач живёт 70 лет, а ласточка 16 лет. На сколько лет дольше живёт грач, чем ласточка?
Ответ : 70 – 16 = 54 (год.)
( Проверка выполнения работы в парах.)
10. Геометрический материал.
- В конце марта прилетает длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный, бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Кто же это? ( Журавль)
(Учитель вывешивает картинку с изображением журавля.)
- Он сегодня прилетел с дивными птицами. Рассмотрите их.
- Из каких геометрических фигур они состоят?
- Посчитайте, сколько кружков и треугольников в каждой птице.
- Чем они похожи?
- В чём их отличие?
- Любит журавль развлекаться и танцевать. Он умеет весело подпрыгивать и делать смешные движения, принимать комические позы.
- Представьте, что вы «журавль» и покажите, как вы будете танцевать.
- А ещё журавль любит собирать камешки с земли, подбрасывать их, и на лету ловить и опять подбрасывать. А вам это можно делать? Почему? ( Это может привести к травме глаза, лучше играть с мячом.)
VII. Домашнее задание.
- И последним в мае прилетает к нам лучший певец, который дни и ночи напролёт поёт не для славы, а для души, тогда, когда деревья уже одеты молодой листвой и он сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листка . Это соловей. (Учитель вывешивает картинку с изображением соловья.)
- Искусству петь соловей учится три года. Ну, а вы должны уметь хорошо считать, логически мыслить, т.е. тренироваться и дома. На с. 98 решите логическую задачу № 573 и примеры № 575.
VIII. Итог урока.
Рефлексия. Оценивание.
- Посмотрите, ребята, «волшебная шкатулка» открылась и из неё вылетели птички и принесли в своих клювиках буквы.
- Какой же сюрприз вас ожидал? Прочитайте слово. (Дети читают слово МОЛОДЦЫ и учитель включает фонограмму с записью пения соловья.)
- Вы сегодня хорошо работали, со всеми заданиями справились – молодцы.
- Что вам на уроке понравилось? Что запомнили? О чём хотели бы рассказать своим друзьям?
- Хотите узнать о птицах ещё много интересного? Тогда возьмите в школьной библиотеке эти книги, которые представлены на данном стенде.