Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание двузначных чисел (2 класс). Закрепление


Департамент образования города Москвы
ГБПОУ Педагогический колледж №15
Информационная карта урока математики,
проведённого студенткой группы Ш - 41
Макаровой Екатерины Леонидовны
во 2 «А» классе ГБОУ СОШ № 508
Дата проведения урока: 01.11.2016 г.
Отметка за проведение:______________
Подпись учителя:____________________
Подпись методиста:___________________
Тема занятия: «Сложение и вычитание двузначных чисел».Тип занятия: Закрепление.
Предметные умения УУД
- отработать устный и письменный приём сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд;- вспомнить алгоритм письменного приёма сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд;-  с помощью тренировочных упражнений закрепить  письменный приём сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. Регулятивные УУД: организуют взаимопроверку выполненной работы.Познавательные УУД: выполняют вычисления по аналогии, сравнивают разные способы решения задачи.
 Коммуникативные УУД: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются.
Личностные УУД: признают собственные ошибки; проявляют положительный интерес к урокам математики.
Опорные понятия, термины Новые понятия, термины
Сложение, вычитание, числа, цифры, наименование разрядов. Не вводятся.
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир Фронтальная, самостоятельная работа. ИКТ - презентация; Наглядный и раздаточный материал.
Оборудование: Учебник по математике В.Н. Рудницкой 2 кл.; карта со схемой похода «Осенние приметы», мешочек с числовыми листочками.
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
I этап. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, напоминаю, что меня зовут Екатерина Леонидовна.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Знаю я всё наперёд, много нового вас ждёт.
Чтобы скучно вам не стало, улыбнуться не мешало,
Улыбнись сперва соседу, в классе сразу потеплеет.
Ты возьми его за руку, и теплей в два раза будет.
Стало очень горячо, поднимем ручки высоко,
А теперь тихонько сядем, и учиться дружно станем! Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку. II этап. Мотивирование учебной деятельности.
- Ребята, а какое время года сейчас за окном?
Поднимите руки, кому нравится осень.
- А чем вам она нравится?
- А знаете ли вы, что существует большое количество осенних примет?
Давайте узнаем про них по подробней:
Очень много информации можно узнать по падающим листьям и по самим деревьям и кустарникам:
Запоздалый листопад предвещает тяжелую, голодную и холодную зиму;
Если листья падают с деревьев рано (особенно это касается дубовых и березовых листьев), то год обещает быть богатым на урожай и плодородие почвы;
Большинство опавших листьев лежат лицевой стороной кверху – урожай будет маленький; изнаночной – большой.
- А вы наблюдали в этом году листопад?
- И что вы заметили?
- Это малая часть всех тех примет, которые существуют. Но сейчас я предлагаю узнать по больше. Как вы думаете с помощью чего?
- С помощью математики.
Для вас я приготовила маршрут нашего похода, таким образом, мы сможем закрепить наши знания по прошлой теме в математике и узнать много нового про этот сезон года. Давайте посмотрим на него. - На каких станциях мы побываем?  - Осень.
Ответы учащихся.
- «Игра с листочками»; «Осенняя разминка»; «Лесные дары»; «Путь Осени» и «Осень успехов». Открывается доска с оформлением.
III этап. Определение темы урока. Постановка цели и задач. - Чтобы начать наш поход, определимся,  какой теме он будет посвящён. Как, одним словом, можно назвать все математические записи на доске?
- На какие группы можно их разделить?
26 + 15 =41          26 + 27=53          43 – 22=21        43 – 28=15       39 + 2 =41    31 – 15 = 16
- Значения выражений,  какой группы вам найти будет легче?
- Почему?
- А с чем будет связана трудность при нахождении значений выражений второй группы?
- Кто уже догадался, какой теме будет посвящён наш поход?
- Что сегодня будем выполнять на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем повторять наши знания по теме сложение и вычитание двузначных чисел.
- Как должны работать, чтобы «осенние приметы» принесли нам пользу? - Примеры (разность или числовые выражения).
- Примеры, которые переходят через разряд и которые решаются в пределах 1 разряда.
- Научиться находить значения этих выражений. Слайд. Примеры.
Слайд. Тема.
IV этап. Планирование учебной деятельности.
 - Мы отправляемся в поход, значит, нам нужно определить, что взять с собой. Какую вещь берёт с собой любой путешественник, турист?
- Я вам тоже приготовила рюкзаки  и даже придумала им названия. Все ли рюкзаки нам пригодятся?
- Какие рюкзаки мы НЕ возьмём с собой в поход?
- А теперь обсудим, что мы положим в каждый рюкзак?
Что положим в рюкзак «Дружная пара»?
- Что положим в рюкзак «Инструменты»?
- Что положим в рюкзак «Знания и умения»?
- А понадобится ли нам сегодня рюкзак «Отдых»? Что мы в него положим?
- Ну что, готовы? Тогда начинаем наш поход «Осенние приметы». - Мешок, рюкзак.
- Рюкзак со сладостями и игрушками.
- Правила работы в паре.
- Ручку, карандаш, линейку.
- Умение вычитать двузначные числа, решать задачи.
- Физкультминутку. Слайд. Рюкзаки.
V этап.  Актуализация и фиксирование знаний в знаково-символической форме:
1.Станция «Игра с листочками»
2. Осенние приметы
3.Станция «Осенняя разминка»
4.Станция «Лесные дары»
5.Логическая задача
6.Осенние приметы
7.Станция «Путь Осени»
8.Осенние приметы
9.Самостоятельная работа
1 станция «Игра с листочками»
- Какая станция открывает наш поход?
- Как вы думаете, что мы будем делать?
- Чтобы понять условие игры, установите взаимосвязь между числами. Какие выражения могут получиться?
16      8       8                      17       9      8
- Я беру из мешочка листочек. На нём будет написан пример, а вы должны поднять листочек с ответом.
- Что мы повторили?
- Хорошо ли вы знаете, как можно получить числа второго десятка?
- Как вы думаете, какое задание нас ждёт дальше?
- Где можно найти подсказку?
- Итак, сейчас мы будем выполнять решение примеров, но прежде, чем приступить к заданию я предлагаю вспомнить последовательность действий при выполнении сложения и вычитания с переходом через разряд.
(На экране или доске появляется последовательность действий)
- Вы согласны с такой последовательностью? Почему?
- Кто мне поможет восстановить правильную последовательность действий?
Последовательность действий при решении примера:
18 + (10 - 6) = 22
1) в скобках: 10 - 6 = 4;
2) вычитание: 18 + 4 = 22.
+ (93 – 20) = 75
1)в скобках: 93 – 20 = 73;
2)сложение: 2 + 73 = 75.
- Самое время открыть тетрадь, записать число, сегодня 1 ноября, классная работа, записываем номер задания.
- Какая пара хочет  поработать у доски  и показать, как нужно работать?  
- Выберите 2 суммы и выполните сложение в тетради самостоятельно.
Затем выводится на экран проверка, дети сравнивают свои работы с образцом:
75 + 22 = 97
75+22 97
- Подведём итог данного задания:- Как мы решали данные примеры? В какой последовательности?
- Обговорим решение примеров в столбик.
- Кто выполнил задание без ошибок? Поднимите руки.
- У кого это задание вызвало затруднения?

- Задание выполнили верно, а значит, пора узнать ещё о других приметах, связанных уже с животными и птицами.
Звери и птицы тоже могут рассказать приметы осени и подсказать человеку, что его ждет в будущем:
1)В ожидании холодной долгой зимы белки делают особенно большой запас орехов.
2)Перелетные птицы, улетая на юг, сразу поднимаются ввысь – значит, зима будет снежная, а если они летят низко над землей, то снега будет мало.
- Пришло время переместиться на карте и попасть на новую станцию – «Осенняя разминка».
2 станция «Осенняя разминка»:
Физкультминутка для глаз:

- Вот мы размялись и готовы дальше работать, правда?
3 станция «Лесные дары»:
Что нас ждёт на этой станции?
Решим задачу:
В сборе лесных орешков участвовали Енот Сёма, Белочка Маша и Крот Эдуард. Они дружной компанией отправились в осенний лес и через некоторое время собрали 35 желудей. Шишек на 17 больше. А каштанов собрали на 5 больше, чем шишек. Сколько всего каштанов собрано?
- Подчёркиваем условие задачи.
- Какая схема подходит к условию задачи? Объясните свой ответ.
Ж. 35
Ш. 17
К. 5

Ш. 35
К. 17
Ж. 5
- Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?
- А можем ли мы сразу узнать, сколько собрали шишек?
- Каким действием? Почему?
- Зная сколько шишек, можем ответить на вопрос задачи?
- Каким действием?
- Запишем решение задачи и ответ:
35 + 17 = 52 (ор.) – собрано шишек.
52 + 5 = 57 (к.)
Ответ: 57 каштанов собрали лесные жители.
- А теперь попробуем решить необычную, логическую задачу, про наших лесных жителей.
Логическая задача:
Догадайтесь, какие лесные дары собирал каждый из лесных жителей, если:- Енот Сёма не собирал ни желуди, ни шишки,
- Белочка Маша не собирала желуди.
Решим задачу, используя таблицу:
Желуди Шишки Каштаны
Белочка Маша Енот Сёма Крот Эдуард - По условию сказано, что Енот Сёма не собирал ни желуди, ни шишки, значит, на их места ставим пропуск/минус.
- И по 3 условию мы знаем, что Белочка Маша не собирала желуди, значит, на этом месте ставим пропуск/минус.
- Так что же собирал Крот Эдуард?
- Конечно! И табличка будет выглядеть следующим образом:
Желуди Шишки Каштаны
Белочка Маша - + -
Енот Сёма - - +
Крот Эдуард + - -
- И какой же мы можем сделать вывод исходя из заданий на этой станции?
- Молодцы, настала пора узнать ещё приметы золотой осени:
3)О том, какая будет зима, может поведать по осени заяц. Если под его кожей много жира, значит он жил в ожидании суровой зимы.
4)Увидите в небе тихий полет журавлей, которые как бы общаются друг с другом, можете ожидать теплую хорошую осень. 5)Кроты осенью тянут в норы много соломы – готовятся к суровой зиме.
               
4 станция «Путь Осени»
- Вот мы прибыли на следующую станцию, которая называется «Путь Осени». На этой станции нас ждёт много разных, но сложных заданий, которые мы сможем решить, если все будут внимательными. Первое задание:
Сейчас вам нужно вставить в пропущенные клетки числа, так чтобы получился верный ответ.
Запись на доске: 1

+

8 5
- Итак, давайте подведём итог, какие примеры у вас получились?
- Обговорите алгоритм решения данного примера.

Второе задание:
Запишите числа, которые больше 21, но меньше 32. Подчеркни цифру в разряде десятков зелёным, а в разряде единиц жёлтым.
- Запишем в тетради следующий номер, отступим 1 клетку слева и начните писать все числа, которые больше 21, но меньше 30.
- Каким цветом мы подчёркивали разряд десятков?
- Каким цветом подчёркивали разряд единиц?
- Назовите, какие цифры вы подчеркнули зелёным цветом?
- Назовите, какие цифры вы подчеркнули жёлтым цветом?
- Молодцы, вот и настала пора узнать последние на сегодня осенние приметы:
1)В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима. 2)Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы. 3)Осенний иней - к сухой, солнечной погоде. 4)Если орехов много, а грибов мало - зима будет суровой. 
- Наш урок подходит к концу, мы сегодня выполнили много заданий, узнали много нового и закрепили старые знания.
Но, чтобы проверить ваши знания и то, как вы слушали меня на уроке, проведём самостоятельную работу.
Карточка с самостоятельной работой:
Выполните решение примеров в столбик:
А)55 + 65 =
Б) 54 – 6 =
2. Найдите ошибку и справьте её:
А) 50 + 15 = 75 50+15 75 - «Игра с листочками».
- Получение чисел от 10 до 20, с помощью сложения и вычитания.
- На большом листочке клёна.
- Нет, пункты перепутаны.
Ответы учащихся.
- Первая схема подходит к данной задаче, т.к. верно указана краткая запись.
- Сколько собрали шишек.
- Да.
- Сложением.
- Да.
- Сложением.
- Если шишки собирала Белочка Маша, а каштаны Енот Сёма, то значит, мы можем сделать вывод, что Крот Эдуард собирал желуди.
Запись в тетради:22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.
- Зелёным.
- Жёлтым.
- 2 и 3.
- 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Подсказка будет находиться на стене в виде большого листочка клёна. Ученик прочтёт, что написано на листочке: решение примеров в столбик.
Слайд. Последовате - льность.
Прописывание примера в столбик на доске с экрана (с клеточками).
Двое детей работают у доски с проговариванием алгоритма.
Слайд. Приметы.
Слайд. Станция.
Картинки разминки на доске.
Показать 2 схемы на доске.
Слайд. Проверка.
Слайд. Задача + табличка
Слайд. Приметы
Слайд. Пример.
VI. Итог урока:
1.Станция «Осень успехов»
5 станция «Осень успехов»
- Мы подошли к последнему этапу нашего похода. Как он называется? - Сегодня на уроке каждый из вас разные чувства испытал, кто – то был очень успешным, задания, которые были предложены мной не вызвали у них затруднений и они даже согласились помочь тем, кто затрудняется пока выполнять сложение и вычитание. Эти ребята оказались на самой верхней ступени лестницы «Осени успехов».
Есть ребята, у которых сегодня не всё получалось, некоторые задания вызвали затруднения. Они пока ещё не покорили самые высокие вершины знаний, но стремятся к этому, идут в правильном направлении. Эти ребята покорили вторую ступень. А вот те ребята, для которых задания, предложенные мной,  вызвали особые затруднения, к сожалению,  покорили пока только третью ступень. Не расстраивайтесь.
Главное иметь желание и у вас всё получится.
Спасибо за урок, до свидания! - «Осень успехов». Слайд. Лестница «Осень успехов»: