Конспект урока на тему Предлог


Служебные части речи. Предлог
Цели нашего урока: повторить различия между самостоятельными и служебными частями речи; потренироваться в опознавании предлогов; познакомиться с понятием «орфограмма-пробел» и способом обозначения этого типа орфограмм; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Ход урока
Работа у доски.
1 уч-ся:
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. Лермонтов.
- Сделать разбор предложений по членам. Указать части речи.
- Какие из них самостоятельные, а какие служебные? Как вы догадались?
Работа в парах найдите и назовите друг другу из предложения все словосочетания, укажите главное и зависимое слово.(стоит на севере, стоит на вершине, стоит одиноко)
- Какая часть речи помогла связать слова в словосочетания и предложение?
2. Словарная работа (Слайд № 2)
Предлог – в переводе с греческого обозначает «перед словом». (Записываем в словарик Предлог (от греч. «перед словом»)Интересная информация! Предлогов немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения)
3. Работа с учебником.
Чтение § 9 в учебнике «Русский язык. Теория».
4.(Слайд № 3) Прочитайте предложения из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Укажите предлоги и самостоятельные слова, которые они соединяют.
«Мне ужасно хочется посмотреть кукольный театр! – сквозь слезы сказал Буратино.- Купите у меня мою чудесную курточку».
Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес.
Из-за картинного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами.
5. Практическая работа учащихся. (Учащиеся вспомнят, с какими частями речи употребляются предлоги; почему предлоги пишутся со словами раздельно; обратят внимание на слитное написание приставок.) Знакомство с понятием «орфограмма-пробел» и графическим обозначением орфограммы «Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями» (с. 47).
Примеры учащиеся находят в упражнении 141, а также обращают внимание на дефис в предлогах из-за, из-под. Учитель дополняет: по-над, по-за (пропедевтика) –из пособия Розенталя для экзамена по русскому языку.(записываем в Тетрадь –помощницу).
Выполнение упражнения на разграничение предлогов от и для. (По ФГОС) Учащиеся получают карточки с пропусками « Говори правильно» (необходимо вставить предлоги ОТ и ДЛЯ, затем проверить себя по слайду и оценить каждый верный ответ -1б.) Учитель объясняет ошибки: предлог ОТ употр.с Р.п. и указ. на источник, а предлог ДЛЯ тоже употр.с Р.П., но показ. Назначение или цель действия. Это надо запомнить! 6.Вывод. Учащиеся (с красными карточками на столах) собирают на доске предложение из слов-карточек, вставляя в него нужные по смыслу слова: Предлоги употребляются с… и… и пишутся с ними… .
Остальные ребята участвуют в игре «Отличи самост.Ч.Р. от служебных» (учитель поднимает карточку со словом, и уч-ся поднимают левую руку, если это самост.ч.р., а правую-служебн.ч.р.) 7. Это интересно! (Слайд № 4)
В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение НА ДОРОГЕ звучит так:
ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» ( туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, которому они относятся:
Будапештбен – «в Будапеште» (бен – предлог «в»)
- Возможны ли такие случаи в русском языке?
8. Итог урока (Слайд № 6)
Какую роль выполняют предлоги?
С какими частями речи употребляются предлоги?
Как они пишутся со словами?
Как отличить приставку от предлога?
Какие части речи называются служебными?
9. Рефлексия. 10. Домашнее задание. ( Слайд № 7)
 Домашнее задание: § 10 (подготовить пересказ параграфа); упражнение 146.

Дополнительные задания. Запишите пословицы. С каким падежом существительного употребляется предлог?
1) Дерево узнают по плодам, а человека по делам.
2) Человек в деле познается.
3) Как птица сотворена для полета, так человек – для работы.
4) Один с сошкой – семеро с ложкой.
5) Он был еще в пеленках, а лень уже – с теленка.
6) За мухой не с обухом.
7) Откладывай веселье до праздника.
8) У ленивой Федорки на все отговорки.
9) Заработал кошке на молоко.
10) Овес к лошади не ходит.
6. Грамматическая задача. (Слайд № 5)
Миша читает приключенческую повесть.
Ему встретилось такое место в книге:
«Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей».
- Откуда же там взялись кости?- думает Миша. Потом он сообразил, что во всем виноват корректор, который пропустил в тексте ошибку.
Вы догадались, какую?


Конспект урока русского языка в 5 классе «Предлог как служебная часть речи»
Разработала и правела в рамках Родительской субботы учитель русского языка и литературы Чалмаева Виктория Аркадьевна