Конспект по русскому языку 3 класс «Неопределённая форма глагола».
Тема урока: Неопределённая форма глагола.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся через интерактивные формы деятельности в предметной области «Русский язык» по теме «Неопределенная форма глагола»
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;
актуализация знаний о глаголе как части речи;
выявление признаков глаголов в неопределенной форме;
развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме и правильно употреблять их в речи;
формирование умения осознавать роль глаголов в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
развитие способности к самооценке;
формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее культуру
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;
развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Оборудование:
Учебник Л.Ф. Климанова «Русский язык» ;компьютер, проектор;
презентация;
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо.Мы легонечко вздохнемУрок русского языка начнем.
2. Минутка чистописания:
- Запишем число, классная работа.
- Начнем с каллиграфической минутки.
- Сегодня вы прописываете соединения ть, ти, чь,. Для чего мы проводим минутку чистописания? Писать красиво нужно только на чистописании?
сочетания букв:
ть, ти, чь
3.Словарная работа. Слайд 1.
Чу_ствовать, п_бедить, ч_рнеть, ж_лтеть, жу_ать, б_седовать, пут_шествовать, ж_лать.
-Проверка на интерактивной доске.
- К какай части речи относятся все записанные слова?
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
- Составим и запишем предложение с одним из этих слов.
Слайд 2.
С большого клёна оторвался зелёный лист и пустился путешествовать по свету.
-Разберём это предложение.
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….
5. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Прочитайте написанные на доске слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)
- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
(1 у доски, остальные в тетрадях)
-Проверяем.
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Делаем вывод: ни время, ни число, ни лицо, ни род у начальной формы глагола нельзя определить. Ученые назвали неопределенная форма глагола. Неопределённая форма глагола имеет 3 названия:
Неопределённая форма
Начальная форма глагола
Инфинитив
- Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
Слайд 3.
6. Диск. Слайд 4: Сообщение профессора Самоварова.
-Какие суффиксы имеют глаголы неопределённой формы.
7. Физминутка.
- Буду называть глаголы. Если услышите глаголы в неопределенной форме, встаете: гудеть, бегает, шумят, бежать, прибежать, шью, шить, учат, выучить.8. Закрепление изученного.
- Диск. Задание «Распредели по группам» №3.
- Работа по учебнику:
- Знакомство с правилом на стр. 72.
- с.73,упр.134 ( списать 1 и 2 пословицы)
- Объяснить, как вы понимаете смысл этих пословиц.
- Работа в парах:
1.Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме. Следите за вопросом!
Держать язык за зубами - ________________________
Зарубить на носу - _______________________________
Повесить нос - __________________________________
Показать, где раки зимуют - _______________________
Пускать пыль в глаза - ____________________________
2. Прочитайте инструкцию. Образуйте от глаголов в скобках неопределённую форму. Запишите предложения в том порядке, в котором следует выполнять работу. Внимательно следите за вопросом!
(Взяли)_________шаблон и лист плотной бумаги.
(Вырезали)______________ матрёшку по контуру.
(Обвели)________________ его простым карандашом.
(Рассмотрели)____________________ образец.
(Вырезали) __________________ и (наклеили) _____________ их.
(Расположили)_____________ шаблон в центре листа.
(Нарисовали)___________________ лицо.
(Украсили)___________________ матрешку росписью.
(Разметили)___________________ детали косынки и фартука.
3.Прочитайте рецепт каши. Поставьте глаголы из скобок в неопределённую форму. Внимательно следите за вопросом!
Каша пшённая с грибами.
(Промыли)_______ сушёные грибы. (Замочили)__________их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)___________. (Откинули)__________готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали)_________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________пшено, (посолили)_____________,(покрыли)____________ крышкой и (доведем)___________ до готовности на медленном огне. В готовую кашу (добавим)__________жареный лук, грибы. (Перемешаем)____________и (подадим)_________ к столу.
4. Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу - ______________________
Клевать носом - ___________________________
Пропустить мимо ушей - ____________________
Вставлять палки в колёса - _____________________
Делать из мухи слона - _____________________________
Обвести вокруг пальца - ___________________________
Держать язык за зубами – ____________________________
5. Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно(выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
9. Подведение итогов.
-Слайд 6. Проверочная работа.
10. Рефлексия . - Какое открытие вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
10. Домашнее задание.
-с. 72, упр.132.
- с.73, упр. 134, дописать пословицы