Конспект урока по географии на тему Почвы (8 класс)
Цель урока: сформировать новые знания и умения по теме «Почвы, их образование и свойства»
Тип урока - комбинированный.
Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование - оборудование для демонстрации и выполнения опытов,
почвенная карта России, компьютер, медиопроектор, интерактивная доска.
Дидактические средства: собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
углубят знания о понятие «почва» и ее свойствах, как компонента системы географической оболочки;
опишут основные свойства почв,
усвоят понятие о почвообразующих факторах,
ознакомятся с основателем почвоведения В.В. Докучаевым.
МетапредметныеПознавательные:
смогут находить в учебнике достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи.
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально,
работать по плану, сверяясь с целью,
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,
понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде ,различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теориикорректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,организовывать работу в паре (самостоятельно),
преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Личностные:
аргументированно оценивать свои и чужие поступки ,
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,
осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор,
осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,
Решаемая учебная проблема: Почва биотический или абиотический компонент природы?
Основные понятия, изучаемые на уроке: почва, плодородие, гумус, почвообразующие факторы, структура почвы, материнская порода, почвенный профиль.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Актуализация знаний
- Хочу начать наш урок с пословицы, написанной на доске «Добра мать для своих детей, а земля для всех людей».
- Прочитайте её и объясните содержание. Что подразумевается под словом «земля»? Какой природный компонент мы начинаем сегодня изучать?
Наш разговор пойдет о почве , синоним которой « земля».
Запишем тему урока в тетрадь «Почвы, их образование и свойства»
- А что вам уже известно об этом природном компоненте?
Судя по вашим ответам, вы знаете не так уж много, а данные вопросы содержатся в заданиях ЕГЭ и ГИА, поэтому на сегодняшнем уроке вы сможете пополнить знания по теме.
Давайте с вами вспомним
-Что такое почва? - Ребята давайте сформулируем понятие почва.
ПОНЯТИЕ ЧТО ТАКОЕ (родовое слово) СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
«почва» поверхностный слой суши плодородие рыхлый- А теперь обратимся учебнику и прочитаем более полную формулировку понятия стр.125 . Это понятие было сформулировано русским ученым Василием Васильевичем Докучаевым. Дополнительную информацию о нем нам подготовила Гордеева Юлия (ученица готовила опережающее задание). Деятельность обучающихся- Один из учащихся читает пословицу вслух.
Работают индивидуально, высказывают каждый свое мнение,
отвечают на поставленные вопросы. Ответы учащихся.
(В пословице говориться о земле, её значении для человека. Под словом земля подразумевается почва. Мы начинаем изучать почвы)- Определяют, какими знаниями они владеют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты).
Записывают в тетрадь понятие «почва».
«Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием»
Ученица демонстрирует презентацию о Докучаеве В.В..
Создание проблемной ситуации
Деятельностьучителя Проблемный вопрос: «Почва биотический или абиотический компонент природы?» В течение урока вы должны найти ответ на этот вопрос (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.)
_ Скажите, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
ЭТАП планирования.
- Подумайте, каков состав почвы? Как опытным путем это можно доказать?
-Подумайте, как происходило образование почвы. Какие компоненты и факторы повлияли на образование почв. От чего зависит образование почвы.
Игра «Мозговой штурм» .Гипотезы фиксируются на доске. Можем мы подтвердить верность какой либо гипотезы? (НЕТ)
-Мы должны выявить, какие компоненты формировали почвы. Ваше мнение, по этому поводу? Деятельность обучающихся
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие
– проговаривают и осознают его
Ответы учащихся. (Состав, структуру почвы, образование почв)
Коллективная работа. Результаты фиксируют в тетрадь.
Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.
Осознание цели предстоящей деятельности. Учащиеся выдвигают гипотезы. Предлагают варианты решения поставленных вопросов. Формулируют выводы, записывают .Деятельность учителя
Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.
Вывод: составляется в виде схемы – кластера на доске
Схема - почвообразующие факторы: климат, рельеф, деятельность человека, растения, животные, время, материнская порода. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf -БЛОК№1
-- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Деятельность обучающихся- Вступают в диалог .- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
Итоги записываются в виде схемы. Версии доказывают примерами.
Учащиеся дополняют кластер «Почвообразующие факторы» в тетрадь и сравнивают с готовой схемой на слайде.
Вывод о почвообразующих факторах (компоненты почвообразования – биотические и абиотические)
ЭТАП" Открытие" нового знании.
Деятельность учителя
- Давайте рассмотрим, что представляет почвенный профиль. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf -БЛОК№3
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
-Какие из почв будут легко промываться водой, а какие тяжело?
- Какие почвы будут легко заболачиваться и засолятся, а какие плохо удерживают влагу и требуют в сухую погоду обильного полива?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf- Блок №3 Деятельность учащихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп.
Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".
ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.
Деятельность учащихся
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
Практикум. Знакомство с образцами почв своей местности и определение их механического состава и структуры (работа в парах по раздаточному материалу).
ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать
меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с проблемой, записанной на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
-Вернемся к проблемному вопросу - Почва биотический или абиотический компонент природы?
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.) Не зря основатель почвоведения Докучаев сделал вывод – почва «зеркало» природы.
- Используя свои новые знания оцените почвы нашего района.
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика
http://fcior.edu.ru/card/22389/pochva-i-pochvennye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidy. Взаимоконтроль
ЭТАП Домашнее задания № 26 читать и пересказывать, ответить на вопросы. Творческое задание составить кроссворд по теме «ПОЧВЫ». Сообщение «Почвы родного края».
Используемые материалы.
1.Примерная программа основного общего образования по географии «География России»; авторская программа по географии для 6-10 кл. под ред.И.В. Душиной (М.:Дрофа,2003).
2.Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство.8 кл./В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. -М.: Дрофа,2004г.
3. Маерова, Н.Ю. Уроки географии:8-9 классы.-М.: Дрофа,2004.
4. Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.-М.:»ВАКО»,2004.
5. ЦК ЭОР, ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/22389/pochva-i-pochvennye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidy.