Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему Ударение
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Учитель начальных классов МБОУ НСОШ
Сыроватская Анастасия Александровна
Тема: Ударение.
Тип урока: урок изучение нового материала
Цели: создать условия для- знакомства с понятием «ударение», уточнения представления о смыслоразличительной функции ударения; формирования чувства языка, формирования умений и навыков необходимых для грамотного письма; формирования потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова.
- развития мышления, коммуникативных качеств, творческих способностей, интереса к изучению языка;
- воспитания взаимопомощи, аккуратности, внимательного отношение к слову
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между целью и ее результатом и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Предметные УУД: умение выделять и находить ударение в словах, иметь представление о смыслоразличительной функции ударения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по предложенному плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в иллюстрациях, литературных произведениях, используя жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; определять общие для всех правила поведения; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Материалы и оборудование: учебник, карточки для рефлексии, бубен, молоток, карточки со словарным словом, карточки - опоры для загадок, презентация, проектор, ноутбук.Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
ОргмоментЦель: создать положительный эмоциональный настрой, настроить на восприятие учебного материала - Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим товарищам!
- Все готовы? Тогда начнём.
- С чего начинается урок?
-Открываем тетрадь, записываем число, классная работа Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Делают запись в тетрадях
Личностные УУД: желание приобретать новые знания.
Регулятивные УУД: умение контролировать свое поведение, проверка готовности рабочего места к уроку и поддержание его в порядке.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника.
Чистописание.
Цель: тренировка руки перед работой в тетради, отработка навыков каллиграфии -Приготовьтесь к письму. Проверьте осанку, положение тетради.
-Начинаем минутку чистописания.
-Сегодня у нас дежурит буква Я.
-Посмотрите и скажите, на что похожа буква?
На доске таблица с написанием печатной, строчной и заглавной Яя.(слайд1)
( Учитель объясняет последовательность работы)
-Поиграйте в парах, кто больше слов назовёт. Условие - буква Я в начале слова.
(Спросить 3-4 пары, кто больше придумает)
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение
Называют слова начинающиеся на Я.
Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнёра по диалогу, грамотно строить речевое высказывание, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Регулятивные: контроль своих действий.
Личностные: понимание значения знаний; проявление интереса к изучаемому предмету и приобретение мотивации к процессу обучения.
Предметные УУД: умение правильно и красиво оформить запись в тетради. Актуализация опорных знаний
Цель: повторить опорные знания, необходимые при изучении нового материала, создание ситуации успеха -Ребята, вы любите загадки?
-Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно:
Всегда во рту, а не проглотишь?(слайд2) ( Если затрудняются, - ещё одна)
Если б не было его – не сказал бы ничего?
-Что означает это слово?
- Какое еще значение имеет слово язык?
-Обратимся к словарю Ожегова.(зачитывают значение слова, делают вывод о многозначности)
-Давайте красиво запишем это слово.
На доске (слайд 3): Не спеши языком, торопись делом.
-Ребята, прочитайте пословицу. Когда так говорят?
-Ребята, какая буква дежурит сегодня? (Я)
-Послушайте, что она говорит о себе.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я -
Буква, слог и слово.
-Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по- латыни) – язык.
-Исполняет ли буква «Я» в слове язык роль буквы
-Работает ли как слог в этом слове?
- Сколько слогов в слове язык, как узнать?
-Является ли буква «Я» в слове язык, отдельным словом?
–Приведите пример, когда эта буква является словом?
-Придумайте устно предложение.
-Какой секрет имеет эта буква, если стоит вначале слова? .-А сейчас поработайте в группах с орфографическими словариками: Запишите по 3-4 слова, начинающихся на букву – Я. Слова пишем через запятую.
-Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова, не допустили ли ошибок. Для этого поменяемся с соседом тетрадями и проверим работу друг у дружки. Проверку осуществляем простым карандашом. -Да
Дети отгадывают, объясняя, как они догадались
-Язык
-Орган вкуса
- Как предмет: русский язык, немецкий язык.
Записывают слово в тетрадь.
Читают пословицу, объясняют, как понимают
-Я
-Да, мы её видим и пишем
-Да, буква я обозначает отдельный слог.
- Сколько в слове гласных, столько и слогов, значит в этом слове 2 слога.
-Нет
- Когда каждый говорит о себе – Я
Придумывают предложение, в котором встречается слово я.
- Обозначает 2 звука.
Выписывают слова из словаря на с.136 учебника.
Меняются тетрадями, осуществляют проверку. Коммуникативные УУД: умение слушать других, не перебивая.
Регулятивные УУД: контроль и проверка своих действий и действий соседа.
Личностные УУД: понимание значения знаний; проявление интереса к изучаемому предмету и приобретение мотивации к процессу обучения.
Предметные УУД: умение делить слова на слоги, определять и выделять звуки в словах, умение составлять предложения, соответствующее заданным характеристикам,
умение работать с орфографическим и толковым словарем.
Формулировка темы, целей урока
Цель: создать условия для нахождения детьми целей работы на уроке, и формулировки темы урока - Внимание! (учитель ударяет в бубен)
- Что вы услышали?
- Почему бубен зазвучал?
- Послушайте, одинаковый ли звук от удара молотка? (учитель ударяет молотком сильнее – слабее).
- А почему? От чего зависит сила звука?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (слайд3)
-Проверьте свое предположение в учебнике.
-Поставьте цель на урок.
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения. -Звук.
- Был удар по нему.
- Нет. Сначала громко. Потом тихо.
- От силы удара.
-Об ударении.
Проверяют, зачитывают тему урока.
Формулируют цели на урок. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, ставить цель на урок, строить умозаключения
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений, . осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Работа над новым материалом.
Первичное усвоение новых знаний - Ударить можно не только в бубен или молоток, но ударить можно голосом. Как вы это понимаете?
- Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихотворение. Послушайте их:
-Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
Слог, на который ударение не падает, называют ……
- На доске рассыпались слова, давайте соберём их в предложение (карточки со словами):
РЫЖИЕ ПО ВЕТКАМ ШУБКИ В ДУПЛО СКАЧУТ, ПРЯЧУТ. ОРЕШКИ
- Кто это? (слайд 4)
- Определите ударение в слове БЕ́ЛКИ. Какой звук мы тянем в слове дольше остальных?
-Какой вывод можно сделать?
-А если передвинуть ударение, изменится слово по смыслу?
-Какой вывод можно для себя сделать?
-Такие слова называют омографы, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из за различий в ударении).
(Слайд 6)
-Давайте и мы с вами, ребята, попробуем выделять ударный слог. Итак, к ударению приготовиться, молоточки настроить. Ударение найти легко, надо только пропеть или окликнуть предмет, давайте потренируемся.
-Вспомните имена героев, о которых мы читали:
-Как звали кота дяди Фёдора?
-Кто был другом Чебурашки?
Поросёнок, друг Винни - Пуха? -Значит что-то выделить силой голоса.
-Безударным
Собирают загадку по словам на доске:
Рыжие шубки
По веткам скачут,
В дупло орешки прячут.
-Белки
Определяют ударение в слове
-На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
-Бе́лки – белки́: значение слова изменится.
- Ударение различает слово по смыслу и оно подвижное!
-Матроскин-Гена
-Пятачок
Записываются ответы на доске и в тетрадях. Перед записью обращаем внимание на орфограммы Личностные: проявление интереса к предмету, овладение навыками адаптации, осознание важности полученных знаний.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера по диалогу.
Познавательные: умение отвечать на вопросы, строить цепочку рассуждений, . осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Предметные: умение определять ударение в слове, умение находить в словах орфограммы.
Физминутка
Цель: снятие накопившегося мышечного и эмоционального напряжения 2 человека выполняют разминку у доски с проговариванием, а остальные повторяют около парт. Коммуникативные: умение слушать и понимать других учащихся.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу
Первичное закрепление
Цель: проверить степень усвоения нового материала учащимися, выявление затруднений в процессе выполнения упражнений, применение новых знаний в процессе выполнения заданий
-А теперь откройте учебник на с.68 №101 Голосом выделить ударение. Работаем по цепочке
- Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов.
-Я сейчас на детском рояле сыграю а-А, или О-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)
-Какой звук ударный, как догадались?
-Ударный слог определяет не только сила звучания, но и длительность.
-Давайте пропоём, а я сыграю.
(Учитель берёт 2 звука, 2 клавиши)
ЛИСТОК, ПАРТА, СВИСТОК, ПЕЧКА, СТАЛЬНОЙ, СВЕЧКА
-Мы сегодня говорим про Ударение.
-Оно прислало нам письмо. ( Учитель достаёт конверт)
«Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.
Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:
« Произнесите ударный слог сильнее, громче!
А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:
« Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом».
Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная. Ваш друг - Знак Ударения».
-Ребята, так какой совет нам дает Ударение, что нам следует делать, чтобы определить, куда в слове оно падает.
-Давайте с вами проверим, правильные ли выводы мы сделали на уроке, для этого зачитаем правило в учебнике на с.67 и сравним его с нашими ответами.
-А сейчас поработаем в группах.
-Дети I группы придумают и запишут слова по условным схемам.
, ,
-А дети II группы запишут отгадки – ответы на загадки и обозначат ударение:
1-Чёрные птички на каждой страничке, молчат, ожидают, кто их разгадает.
2-Только осень настаёт, меня он за руку берёт. И снова в дождик и метель со мной шагает мой?
3-Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт.
-Внимательно посмотрите на свои работы и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?
-Послушайте рассказ и подумайте, почему мальчик попал в смешную ситуацию
«Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…»
- Что же случилось от перестановки ударения?
Читают, голосом выделяют ударение
Слушают, отвечают на вопросы, выделяют ударный звук
Пропевают слова, произнося ударный слог более длительно
Слушают учителя
-Тянуть или «ударять», произносить сильнее ударный слог
Читают правило в учебнике, делают вывод, что они были правы.
Выполняют задания в группах
-Любой, ударение разноместное.
- Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: проявление интереса к предмету, овладение навыками адаптации, осознание важности полученных знаний.
Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера по диалогу.
Предметные : умение определять ударение в ловах.
Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений, . осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Физминутка
Цель: снятие накопившегося мышечного и эмоционального напряжения На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали – и открыли.
( Все слова сопровождаются движениями) Коммуникативные: умение слушать и понимать других учащихся.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.
А теперь, давайте, исследуем слово замок.
- Шутник он невидимка-
Молоток,
Тук и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный
Замок и появился маленький замок.(слайд6)
-Запишите слова в тетрадь.
- Чем отличается написание этих слов
-А сейчас выполним задание по вариантам:. -Допишите нужное слово и обозначьте ударение. (слайд 7)
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
Далее устно аналогичная работа со словами гвоздики-гвоздики.(слайд 8)
-С какими словами шутило ударение?
-Как называются такие слова в русском языке, кто запомнил?
-Ну, что ж, выходит нам без ударения не обойтись. Ему приходиться много трудиться, и вы должны для ударения поискать выходной. В путь!
- Назовите имена сказочных героев. (слайд9)
Как назвать им одним словом?
-Сколько слогов в слове кот?
- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? Почему?
- Какой сделаем вывод?
-Ну, что ж, молодцы! Один выходной для ударения найден. Скорее на поиск второго выходного.
( На доске открывается картинка).
-Ребята посмотрите на слайд (слайд 10), Кого мы видим на нем? Кто эти животные, назовите их.
-Определите ударение в совах. Что заметили?
-Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная.
-Есть такое стихотворение.
Расскажи-ка,
Буква Ё, как твоё житьё - бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда»
Ой, ёй, ёй,
Вот это да!
-Вот и получил знак ударения два выходных. Только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресенье, а особые слова, которым знак ударения не нужен.
- Что же это за слова, ребята? В каких случаях мы не ставим ударение? Дети записывают слова
-Только ударением
Переписывают предложение, вставляя недостающее слово.
Проверяют работы
ЗАмок-замОк, гвОздики-гвоздИки-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ.
Леопольд, Матроскин-Коты
-Один
-Нет. В слове всего один слог, он в любом случае будет ударным.
- Если в слове 1 слог, ударение не обязательно обозначать
Котёнок, телёнок, жеребёнок – слова появляются на слайде
- Ударная ё.
Отвечают
Закрепление
Цель: закрепление и отработка детьми полученных новых знаний в процессе выполнения самостоятельного задания -А теперь, пора и показать волшебнику УДАРЕНИЮ, чему мы с вами научились.
- Ударение приготовило вам задания по выбору.
I группа.
Придумать предложения со словами. Записать. Обозначить ударения.
ВЕСНА, РУЧЬИ, ПРИШЛА, ПЧЁЛЫ, ЖУРЧАТ, ЖУЖЖАТ.
II группа
Спишите слова, обозначьте ударения.
МАЛИНА, ШКОЛА, САМОЛЁТ, ТЕПТРАДЬ, СОВА, ЛИСЁНОК. Выполняют задание по группам на выбор
Регулятивные: осуществление контроля, корректировки и оценивания своей деятельности и деятельности партнера.
Личностные: осознание важности полученных знаний; приобретение мотивацию к процессу учения.
Познавательные: умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: подвести итог урок и итог своей деятельности на уроке. - Что же мы изучали на уроке?
- Как определить ударение в слове?
-Как обозначить?
-Как может «шутить» ударение?
- Когда ударение отдыхает?
Что нового узнали на уроке?
Оцените свою работу на уроке, используя смайлики красного, желтого и зеленого цвета.. Что понравилось?
Что особенно запомнилось?
-Что вызвало трудность? Что нужно делать, чтобы преодолеть эти трудности? Отвечают на вопросы
Оценивают работу на уроке
.
Личностные: осознание важности полученных знаний; приобретение мотивацию к процессу учения.
Познавательные: освоение начальной формы рефлексии
Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществление контроля, корректировки и оценивания своей деятельности и деятельности партнера, адекватно воспринимать оценку своих действий на уроке учителем и сверстниками