Комплект контрольно – измерительных материалов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела развития и оценки персонала АО «ННК»
_________________М. В. Назарова
«________»________________ 2016 г.
КОМПЛЕКТ
контрольно – измерительных материалов
по оценке освоения итоговых образовательных результатов
профессиональной образовательной дисциплины «Процессы и аппараты»
по укрупненной группе специальностей 18.00.00 Химические технологии
Уровень подготовки БАЗОВЫЙ
г. Новокуйбышевск
2016 г.
Комплект контрольно – измерительных материалов составлен в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по укрупненной группе специальностей 18.00.00 Химические технологии (а именно, 18.02.06 Химическая технология органических веществ и 18.02.09 Переработка нефти и газа).
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_________________В. Б. Семисаженова
«________»________________ 2016 г.
Составители:
Коряковская М. В. – преподаватель спец. дисциплин ГАПОУ СО «ННХТ» г. Новокуйбышевска
Федотенкова Ю. Н. - преподаватель спец. дисциплин ГАПОУ СО «ННХТ» г. Новокуйбышевска
Эксперты от работодателя:
______________________ __________________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (фамилия, инициалы)
______________________ __________________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (фамилия, инициалы)
Протокол/акт согласования контрольно – измерительных материалов по оценке освоения итоговых образовательных результатов по дисциплине «Процессы и аппараты» № _____ от «___» _____________ 2016 г.
1. Паспорт контрольно-измерительных материалов
1.1.Область применения контрольно-измерительных материалов
Контрольно-измерительные средства (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Процессы и аппараты»
КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.
КИМ разработаны на основании положений:
- основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 240134 Переработка нефти и газа;
- программы учебной дисциплины «Процессы и аппараты».
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Код
и наименование умений
Код
и наименование знаний
У1. читать, выбирать, изображать и описывать технологические схемы;
У2. выполнять материальные и энергетические расчёты процессов и аппаратов;
У3. выполнять расчёты характеристик и параметров конкретного вида оборудования;
У4. обосновывать выбор конструкции оборудования для конкретного производства;
У5. обосновывать целесообразность выбранных технологических схем;
У6. осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам.
З1. классификацию и физико – химические основы процессов химической технологии;
З2. характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных;
З3. методику расчёта материального и теплового балансов процессов и аппаратов;
З4. методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;
З5. типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление;
З6. основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;
З7. принципы выбора аппаратов с различными конструктивными особенностями.
2. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений при текущем контроле
Условное обозначение типов контрольных заданий:
Р – расчетное задание;
Т – тестирование;
К - контрольная работа;
П - практическая работа;
Л – лабораторная работа;
У - устный и (или) письменный ответ на вопрос;
ВСР – внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
по программе УД
Код элемента знаний, умений/ Форма текущего контроля
У1
У2
У3
У4
У5
У6
З1
З2
З3
З4
З5
З6
З7
Раздел 1. Гидромеханические процессы и аппараты
Тема 1.1. Общие вопросы прикладной гидромеханики
л
л
л
л/у
л/у
л/у
л/у
л
л
л/у
л/у
л/у
Тема 1.2. Перемещение жидкостей и газов
п/вср
п/вср
п/у/вср
у
п/вср
у
у
п/вср
п/вср
п/у/вср
п/у/вср
п/у/вср
Тема 1.3. Разделение жидких и газовых гетерогенных систем
п
п
у
у
п
у
у
п
п
у/п
у/п
у/п
Тема 1.4. Перемешивание в жидких средах
у
у
у
у
у
у
у
Раздел 2. Тепловые процессы и аппараты
Тема 2.1. Основы теплопередачи
л
л/п
л
у/л
у
п
у
у/п/л
п/л
л
у/п
у/л
у/л
Тема 2.2. Источники энергии: теплообменная аппаратура.
п/вср
п/вср
у/п/вср
у
п/вср
у
у
п/вср
п/вср
у/вср
у/п/вср
у/вср
Тема 2.3. Выпаривание раствора
у
у
у
у
у
у
у
Раздел 3. Массообменные процессы и аппараты
Тема 3.1. Основы массопередачи
у
у
у
у
у
у
у
Тема 3.2. Абсорбция
п
п/л
у/п
у
у
у/л
п
у/л
у/п/л
у/п
Тема 3.3. Дистилляция и ректификация
вср
п/л/вср
у/п
у
у/л
у/л
вср
л/вср
у/п
у/п
у/п
Тема 3.4. Экстракция
у
у
у
у
у
у
у
Тема 3.5. Адсорбция
п
п
у
у
у
у
п
п
у
у
у
Тема 3.6. Сушка
п/вср
у
у
вср
у
у/вср
п
вср
у
у/п
у/вср
Тема 3.7. Кристаллизация
у
у
у
у
у
у
у
Раздел 4. Механические процессы и аппараты
Тема 4.1. Измельчение твердых материалов
у
у/вср
вср
у
у
у
у/вср
у/вср
Тема 4.2. Классификация, дозирование и смешивание твердых материалов
у
у
у
у
у
у
у
Тема 4.3. Перемещение твердых материалов
у/вср
у
вср
у
у
у
у/вср
у/вср
3. Система оценки образовательных достижений обучающихся
Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся предполагается в форме текущего контроля умений и знаний и промежуточной аттестации. Ежемесячно преподавателем осуществляется оценка аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся в форме контрольной точки. Результаты текущего контроля складываются из результатов:
- работы студентов на занятиях, в т.ч. практических и лабораторных;
- выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
- контрольных работ.
Для получения допуска к промежуточной аттестации обязательно выполнение всех контрольных, практических, лабораторных работ и полного перечня всех форм внеаудиторной самостоятельной работы. При оценке всех видов работ обучающихся используется следующая шкала оценки образовательных достижений:
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
90-100
5
отлично
80-89
4
хорошо
70-79
3
удовлетворительно
менее 70
2
неудовлетворительно
Критерии оценки расчетных заданий:
Методически правильно и в полном объёме выполненное задание – 6 баллов;
Приведение формул в общем виде – 1 балл;
Выполнение расчётов в системе СИ – 1 балл;
Правильное указание единиц измерения физических величин – 1 балл;
Правильность математических расчётов – 1 балл;
Максимальное количество баллов – 10.
Критерии оценки практических работ:
Методически правильно и в полном объёме выполненное задание – 6 баллов;
Приведение формул в общем виде – 1 балл;
Качество изображения схемы – 1 балл;
Выполнение расчётов в системе СИ – 1 балл;
Правильное указание единиц измерения физических величин – 1 балл;
Правильность математических расчётов – 1 балл;
Максимальное количество баллов – 10
Критерии оценки лабораторных работ:
Правильность сборки схемы – 6 баллов;
Правильность и полнота выполнения расчётного задания – 5 баллов;
Приведение формул в общем виде – 1 балл;
Качество оформления отчёта – 1 балл;
Выполнение расчётов в системе СИ – 1 балл;
Правильное указание единиц измерения физических величин – 1 балл;
Правильность математических расчётов – 1 балл;
Максимальное количество баллов – 16
Критерии оценки устный ответ:
Правильный и полный ответ на четыре произвольно выбранных вопроса – 5 баллов; правильный и полный ответ на три вопроса или ответ на четыре вопроса с неточностями – 4 балла; правильный и полный ответ на два вопроса или ответ на три вопроса с неточностями – 3 балла.
Промежуточная аттестация проводится по результатам текущего контроля и результатам сдачи курсовой работы.
Итоговая оценка в конце изучения дисциплины в форме экзамена предполагает ответ на три теоретических вопроса, проверяющих усвоение материала по разделам программы учебной дисциплины.
4. Структура контрольных заданий для текущего контроля
4.1. Текущий контроль по теме 1.1. «Общие вопросы прикладной гидромеханики»
1. Устный ответ
Текст задания 1
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Вариант 1
1.Что такое идеальная жидкость и как ее можно охарактеризовать?
2.Какие задачи решает гидростатика?
3.Что такое установившееся и неустановившееся движение?
4.Из каких слагаемых состоит уравнение Бернулли? Какой их физический смысл?
5.Что такое ламинарный и турбулентный режимы течения жидкостей? Чем они отличаются?
Вариант 2
1. Чем отличаются капельные жидкости от паров и газов?
2.Что такое гидростатическое давление и какими свойствами оно обладает? В каких единицах выражается?
3.Какие задачи решает наука гидродинамика?
4.Как используются основные уравнения гидростатики? В чем состоит физическая сущность закона Паскаля?
5.Как измеряются расходы жидкости в трубопроводе?
2. Лабораторные работы
1. ЛР № 1 «Определение гидравлического сопротивления трубопроводов»
Перечень объектов контроля и оценки: У1; У3; У4; У5; З4; З5; З6; З7
2. ЛР № 2 «Исследование гидродинамики псевдоожиженного слоя»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; З1; З2
4.2. Текущий контроль по теме 1.2. «Перемещение жидкостей и газов»
1.Устный ответ
Текст задания 1
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Вариант 1
1.Какие устройства предназначены для перемещения жидкостей и газов и за счет чего оно осуществляется?
2.В чем различие конструкций кранов и вентилей?
3.Расскажите об устройстве и работе поршневого насоса простого действия.
4. Назовите основные типы вентиляторов.
5. Какие типы вакуум-насосов применяются в химической промышленности?
Вариант 2
1.В каких резервуарах хранятся жидкости и газы? Дайте их сравнительную характеристику.
2.Из каких материалов изготавливаются трубопроводы? Как осуществляется их соединение?
3.Как устроен и работает центробежный насос?
4. Какие машины применяются для перемещения газов?
5. Каковы устройство и принцип действия поршневого компрессора?
2. Практические работы
1. ПР № 1 «Высота напора и мощность поршневого насоса»
Перечень объектов контроля и оценки: У3; У4; З4; З5; З6; З7
2. ПР № 2 «Расчет трубопроводов»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; З4; З6
3.ПР № 3 «Подбор диаметра трубопровода по ГОСТу»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; У6; З4; З6
4.ПР № 4 «Расчет насосов, вентиляторов, компрессоров»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; У4; У6; З3; З4; З5; З6; З7
3.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
1. Насосы объёмного типа. Поршневые компрессоры и вакуум – насосы. Центробежные машины: вентиляторы, турбогазодувки, турбокомпрессоры и их основные характеристики (создание компьютерной презентации).- 4ч.
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; У4; У6; З3; З4; З5; З6; З7
4.3. Текущий контроль по теме 1.3. «Разделение жидких и газовых гетерогенных систем»
1.Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Какие системы называются неоднородными или гетерогенными?
2. Фильтры периодического и непрерывного действия, их достоинства и недостатки?
3. Перечислите методы разделения жидких гетерогенных систем?
4. Опишите строение и принцип работы центрифуги?
5. Принцип работы барботажного пылеуловителя.
Вариант 2
1. На какие типы делят гетерогенные системы в зависимости от состояния фаз?
2. В чем заключается принцип метода гравитационной очистки газов?
3. Перечислите методы разделения газовых гетерогенных систем.
4. Опишите принцип работы фильтра и отстойника.
5.Изобразить (схематично) строение циклона и рассказать о принципе его работы.
2. Практические работы
1.ПР № 5 «Определение основных параметров фильтров и центрифуг»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; У6; З3; З4; З5; З6; З7
4.4. Текущий контроль по теме 1.4. «Перемешивание в жидких средах»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1. Назовите способы перемешивания жидких сред?
2. Какие существуют типы лопастных мешалок?
3. В чем заключается принцип работы барботера?
4. Назовите основные характеристики перемешивающих устройств?
5. С какой целью производится процесс перемешивания?
Вариант 2
1. К чему приводит перемешивание в гомогенных и гетерогенных системах?
2. Назовите основные виды мешалок.
3. Опишите принцип работы гидроциклона.
4. Какие типы турбинных мешалок вы знаете?
5. Что представляет собой процесс сортировки?
4.5. Текущий контроль по теме 2.1. «Основы теплопередачи»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1. Что называют теплообменом!
2. Как называются тела, участвующие в теплообмене?
3.Дайте определение коэффициента теплопроводности.
4.Что такое конвективный теплообмен?
5. Почему выгоднее использовать в качестве теплоносителя водяной пар?
Вариант 2
1. Что является движущей силой теплообмена?
2. Дайте определение коэффициента теплоотдачи.
3. Что такое нагревающий и охлаждающий агенты?
4. Какие вещества можно использовать в качестве теплоносителя?
5. Нагревание горячей водой и топочными газами, Достоинства и недостатки.
2. Практические работы
1.ПР № 6«Расчет коэффициентов теплоотдачи и теплопередачи»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У6; З2; З3
3. Лабораторные работы
1. ЛР № 3 «Исследование пластинчатого теплообменника»
Перечень объектов контроля и оценки: У1; У2; У3; У4; З2; З3; З4; З5; З6; З7
2. ЛР № 4 «Исследование теплообменника конструкции труба в трубе»
Перечень объектов контроля и оценки: У1; У2; У3; У4; З2; З3; З4; З5; З6; З7
4.6. Текущий контроль по теме 2.2. «.Источники энергии: теплообменная аппаратура»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Какие виды теплообменников вы знаете?
2. Спиральный теплообменник, достоинства и недостатки.
3.В чем заключается преимущество оребренных теплообменников перед воздушными холодильниками?
4. Какие теплообменные устройства вы знаете?
5. Какие способы крепления и размещения труб в трубных решетках вы знаете?
Вариант 2
1. Какие виды теплообменников с компенсируюшими устройствами вы знаете?
2.Принцип работы пластинчатого теплообменника.
3.В каких случаях применяют барометрические конденсаторы?
4.Кожухотрубчатый теплообменник, устройство и принцип работы.
5.В чем заключается преимущество теплообменника типа «труба в трубе» перед теплообменником с двойными трубами?
2. Практические работы
1.ПР № 7 «Тепловой расчет теплообменного аппарата»
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; У4; У6; З3; З4;З6
3.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
1.Подготовить доклад на тему: «Первичные и вторичные источники энергии», Нагревающие агенты и способы нагревания», «Охлаждающие агенты и способы охлаждения» - 7ч.
2.Подготовить презентацию: «Промышленные способы подвода и отвода тепла» - 6ч.
Перечень объектов контроля и оценки: У2; У3; У4; У6; З3; З4; З5; З6; З7
4.7. Текущий контроль по теме 2.3 «Выпаривание раствора»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Какой процесс называют выпариванием?
2.Устройство и принцип работы однокорпусной выпарной установки.
3.Чем определяется число корпусов в многокорпусной выпарной установке?
4. Каковы особенности работы пленочного выпарного аппарата?
Вариант 2
1.Какие теплоносители чаще всего используют для процесса выпаривания?
2. Расскажите о принципе работы многокорпусной выпарной установки.
3.Как устроен и работает аппарат с вынесенной греющей камерой?
4.Что такое температурные потери, гидростатический и гидравлический эффект?
4.8. Текущий контроль по теме 3.1 «Основы массопередачи»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Какие процессы химической промышленности основаны на явлении массопередачи?
2.Дайте определения процессам абсорбции и адсорбции.
3.До какого момента происходит перенос массы из одной фазы в другую?
4. Напишите формулы для расчета состава вещества для процессов массопередачи.
Вариант 2
1. Из каких стадий складывается процесс массопередачи?
2.
·Дайте определение процессам экстракции и ректификации.
3.Напишите уравнение массопередачи и объясните его.
4.Как рассчитывают равновесные концентрации для процесса массопередачи?
4.9. Текущий контроль по теме 3.2 «Абсорбция»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Что называется процессом абсорбции?
2.Что называется плотностью орошения?
3.Как устроены поверхностные абсорберы? Их преимущества и недостатки?
4. Каковы преимущества и недостатки абсорбера с механическим перемешиванием?
Вариант 2
1.Как называется процесс выделения растворенного газа из концентрированного раствора?
2.В какой зависимости находятся расход абсорбента, движущая сила и размеры абсорбера?
3.Как устроен трубчаты абсорбер и для каких процессов наиболее целесообразно его применение?
4.Каковы преимущества абсорбционной установки с рециркуляцией и десорбцией?
2. Практические работы
1.ПР № 8 «Расчет основных размеров абсорбера»
Перечень объектов контроля и оценки: У3; У4; З4; З5; З6; З7
3. Лабораторные работы
1. ЛР № 5 «Определение коэффициента массопередачи в процессе физической абсорбции»
Перечень объектов контроля и оценки: У1, У3, З2, З6
4.10. Текущий контроль по теме 3.3 «Дистилляция и ректификация»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Какие смеси разделяются на отдельные компоненты с помощью перегонки и ректификации?
2.Чем отличается перегонка с дефлегмацией паров от простой перегонки?
3.Что такое флегмовое число? Какое влияние оно оказывает на состав дистиллята и расход греющего пара?
4.Из каких элементов складывается тепловой баланс ректификационной колонны?
Вариант 2
1.В чем заключается принцип разделения смесей ректификацией?
2.Для каких смесей и с какой целью применяют перегонку с водяным паром?
3.Что называется укрепляющей и исчерпывающей частями ректификационной колонны?
4.Как осуществляется разделение многокомпонентных смесей методом ректификации?
2. Практические работы
1.ПР № 9 «Расчет основных размеров ректификационных аппаратов»
Перечень объектов контроля и оценки: У3; У4; З4; З5; З6; З7
2.ПР № 10 «Расчет минимального числа тарелок ректификационной колонны»
Перечень объектов контроля и оценки: У3; У4; З4; З5; З6; З7
3.ПР № 11 «Определение минимального флегмового числа»
Перечень объектов контроля и оценки: У3; У4; З4; З5; З6; З7
4.ПР № 12 «Определение оптимального числа тарелок, флегмового числа и диаметра колонны»
Перечень объектов контроля и оценки: У3; У4; З4; З5; З6; З7
3. Лабораторные работы
1. ЛР № 6 «Разделение бинарной смеси этилового спирта и воды»
Перечень объектов контроля и оценки: У3, З1, З2
4.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
1.Расчет ректификационных аппаратов – 6 ч.
Перечень объектов контроля и оценки: У2, У3, З3, З4
4.11. Текущий контроль по теме 3.4 «Экстракция»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Что называется процессом экстракции?
2.Каким преимуществом обладает процесс экстракции по сравнению с другими методами разделения?
3.Как устроены полочные колонные экстракторы для систем жидкость – жидкость?
4.В чем заключается преимущество роторно – дисковых экстракторов?
Вариант 2
1.Каким основным свойством должны обладать применяемые экстрагенты?
2.Из каких систем производится экстракция компонентов?
3.Каков принцип действия и в чем преимущество экстракторов пульсирующего типа?
4.Как устроена и работает диффузионная батарея экстракторов пульсирующего типа?
4.12. Текущий контроль по теме 3.5 «Адсорбция»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Что называется процессом адсорбции и для каких целей он применяется?
2.Какие требования предъявляют к адсорбентам?
3.Из каких стадий складывается процесс адсорбции в промышленном аппарате?
4. Как устроен адсорбер с «кипящим слоем» адсорбента?
Вариант 2
1.Что называется процессом десорбции и при каких условиях его проводят?
2.Какие адсорбенты применяются в химической промышленности?
3.Как устроен адсорбер с неподвижным слоем адсорбента?
4.Что называют динамической активностью адсорбентов?
2. Практические работы
1.ПР № 13 «Расчет адсорберов непрерывного и периодического действия»
Перечень объектов контроля и оценки: У2, У3, З3, З4
4.13. Текущий контроль по теме 3.6 «Сушка»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Что называется процессом сушки? Какие основные виды сушки применяются в химической промышленности и в чем их различие?
2.Чем характеризуется процесс теоретической сушки?
3.Как устроены и для каких материалов применяются туннельные сушилки?
4. В каких сушилках целесообразно сушить жидкие, легкоразлагающиеся продукты?
Вариант 2
1.Что называется относительной влажностью, влагосодержанием и теплосодержанием влажного воздуха?
2.Из каких основных элементов состоит конвективная сушка?
3.Как устроен и для каких материалов применяются петлевые сушилки?
4.В чем преимущества и недостатки камерных сушилок?
2. Практические работы
1. ПР № 14 «Определение расхода воздуха»
Перечень объектов контроля и оценки: У3, З3, З6
3.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
1. Построение цикла сушки в диаграмме i-x*, определение параметров процесса сушки и количества теплоты на сушку (расчётно – графическая работа). – 4 ч.
Перечень объектов контроля и оценки: У3, У6, З2, З4, З7
4.14. Текущий контроль по теме 3.7 «Кристаллизация»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Что называется процессом кристаллизации и с какой целью этот процесс проводится в промышленности?
2.В каких случаях процесс выпаривания совмещается с процессом кристаллизации?
3.Как устроены вальцовые кристаллизаторы и в каких случаях они применяются?
Вариант 2
1.От каких факторов зависят форма и размер получаемых кристаллов?
2.Как устроен качающийся кристаллизатор и в чем его преимущества?
3.Как проводится кристаллизация веществ, растворимость которых увеличивается с повышением температуры?
4.15. Текущий контроль по теме 4.1 «Измельчение твердых материалов»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1. С какой целью производится перемешивание материалов?
2.Каково устройство конусной дробилки и в чем ее преимущество?
3.Как работает шаровая мельница и что такое мелющие тела?
4.Как устроена и для каких материалов используется молотковая дробилка?
Вариант 2
1.Что называется степенью измельчения?
2.Как устроена шнековая дробилка?
3.В чем преимущества и недостатки вибрационной мельницы?
4.Каков принцип работы струйной мельницы?
2.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
1. Составить сводную таблицу «Оборудование для помола» – 2 ч.
Перечень объектов контроля и оценки: У5, У6, З6, З7
4.16. Текущий контроль по теме 4.2 «Классификация, дозирование и смешивание твердых материалов»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1.Что такое классификация материалов?
2.Назовите основные типы питателей.
3.В каких аппаратах производится смешение твердых сыпучих материалов?
Вариант 2
1.Какие методы грохочения вам известны? Расскажите об устройстве грохотов.
2.В каких аппаратах производится гидравлическая классификация?
3. Какие способы перемешивания твердых тел вам известны?
4.16. Текущий контроль по теме 4.3 «Перемещение твердых материалов»
Устный ответ
Перечень объектов контроля и оценки: У4; У5; З1; З2; З5; З6; З7
Текст задания 1
Вариант 1
1. Для чего предназначены конвейеры и как они устроены?
2.Принцип работы винтового спуска.
3.Какие внутризаводские и внутрицеховые транспортные устройства вы знаете?
Вариант 2
1. Каковы преимущества пневмотранспорта химических продуктов?
2.Принцип работы ковшового элеватора.
3. Какие внезаводские транспортные устройства вы знаете?
2.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
1. Расчет транспортера – 4 ч.
Перечень объектов контроля и оценки: У4, У6, З6, З7
5. Структура контрольных заданий для промежуточной аттестации (экзамена) .
5.1. Перечень экзаменационных вопросов
Предмет изучения и задачи курса «Процессы и аппараты». Классификация основных процессов химической технологии.
Класс тепловых процессов. Основы теплообмена. Основные критерии теплового подобия.
Класс массообменных процессов. Основная кинетическая закономерность. Движущая сила процесса.
Капельные жидкости и их физические свойства.
Уравнение теплового баланса. Основные схемы относительного движения теплоносителей.
Массообменные процессы. Направление переноса вещества. Материальный баланс.
Гидростатическое давление. Единицы измерения. Основные свойства. Приборы для измерения давления.
Теплопередача. Основные законы теплообмена. Движущая сила.
Механизм переноса вещества в системе без твердой фазы. Массопередача.
Основное уравнение гидростатики. Геометрический и физический смысл основного уравнения гидростатики.
Принципиальные схемы адсорберов. Цикл работы аппарата с движущимся слоем адсорбента.
Массообменные процессы. Связь коэффициента массопередачи с коэффициентом массоотдачи.
Устройство и назначение барометрического конденсатора.
Абсорбция. Свойства, область применения. Равновесие в системе газ – жидкость.
Принципиальные схемы воздушной сушки.
Гидродинамика. Основные понятия. Уравнение неразрывности потока (постоянство расхода). Средняя скорость потока.
Теплопередача. Основная кинетическая закономерность процесса. Физический смысл коэффициентов теплопередачи и теплоотдачи..
Абсорбция. Схема аппарата. Механизм процесса. Материальный баланс.
Адсорбция. Требования предъявляемые к адсорбенту.
Коэффициент теплоотдачи. Физический смысл коэффициента теплоотдачи.
Ректификация. Сущность процесса. Классификация жидких бинарных смесей. Азеотропные смеси.
Режимы движения жидкостей. Число (коэффициент) Рейнольдса.
Сравнение прямоточного и противоточного движения теплоносителей. Определение движущей силы процесса.
Ректификация. Как осуществляется разделение многокомпонентных смесей методом ректификации.
Уравнение Бернулли для реальной жидкости. Физический и геомет-рический смысл уравнения Бернулли.
Основные критерии массообменных процессов. Их физический смысл. Понятие конвективной диффузии.
Принцип ректификации. Фазовая диаграмма t – Х, У.
«Идеальная» жидкость. Уравнение Бернулли для «идеальной» жидкости.
Определение коэффициента теплопередачи. Связь коэффициента теплопередачи с коэффициентом теплоотдачи.
Схема ректификационной установки непрерывного действия. Материальный и тепловой балансы.
Уравнение Бернулли для реальной жидкости. Геометрический и физический смысл уравнения Бернулли.
Основы теплообмена. Способы передачи теплоты. Скорость процесса.
Выпаривание. Температурные потери (депрессии) в выпарной установке. Полезная разность температур.
Потери напора по длине трубопровода. Определение коэффициента гидравлического трения трубы.
Основы теплообмена. Движущая сила процесса.
Минимальное и рабочее флегмовое число.
Классификация неоднородных систем. Методы их разделения.
Методы измельчения, дозировки и перемешивания твердых материалов.
Массообменные процессы. Кинетика массопередачи. Движущие силы процесса
Практическое применение уравнения Бернулли. Построение напорной и пьезометрической линий.
Что такое флегмовое число. Какое влияние оно оказывает на состав дистиллята и расход греющего пара?
Сушка. Методы сушки. Аппаратурное оформление процесса.
Батарейные циклоны. Принцип действия.
Класс тепловых процессов. Основы теплообмена. Теплоносители, их характеристики.
Схема многокорпусной выпарной установки. Преимущества многократного выпаривания перед однократным.
Критериальные уравнения, описывающие процесс осаждения.
Выпаривание. Однократное выпаривание. Материальный и тепловой балансы процесса.
Сушка. Равновесие. Движущая сила процесса по твердой фазе и по газовой фазе.
Центробежное осаждение. Кинетика центробежного осаждения.
Выпаривание. Полная и полезная разность температур. Определение поверхности выпарного аппарата.
Классификация форм связи влаги с материалом. Свободная и связан-ная влага. Материальный и тепловой балансы сушки.
Классификация отстойных центрифуг. Расчет производительности отстойной центрифуги.
Схема и принцип работы однокорпусного выпарного аппарата.
Измельчение. Основы процесса измельчения. Степень измельчения.
Режимы фильтрования. Классификация фильтров.
Выпаривание. Основная кинетическая закономерность процесса. Движущая сила процесса.
Принципиальные схемы адсорберов. Цикл работы аппарат с неподвижным слоем адсорбента.
Неоднородные системы. Классификация неоднородных систем. Методы их разделения.
Выпаривание. Определение расхода греющего пара на проведение процесса.
Кристаллизация. Способы кристаллизации. Материальный баланс.
Класс гидромеханических процессов. Метод осаждения под действием сил тяжести.
Псевдоожижение. Гидродинамика псевдоожижения. Достоинства и недостатки.
Кристаллизация. Сущность процесса. Тепловой баланс процесса.
Циклонный процесс. Аппарат для проведения процесса.
Выпаривание. Материальный и тепловой балансы однокорпусного выпарного аппарата.
Кристаллизация. Кинетика процесса.
Фильтрование. Типы фильтрующих материалов.
Многократное выпаривание. Определение оптимального числа корпусов.
Адсорбция. Сущность процесса. Принципиальное различие абсорбции и адсорбции. Область применения.
Центробежное фильтрование. Общая характеристика процесса процесса.
Факторы, влияющие на интенсивность процесса выпаривания и на производительность выпарных аппаратов.
Характеристика адсорбентов и их классификация.
Перемешивание в жидкой среде. Способы перемешивания. Механическое перемешивание. Основные типы мешалок. Определение мощности мешалок.
Выпаривание. Определение поверхности выпарного аппарата.
Равновесие в процессе адсорбции. Факторы, способствующие процессу адсорбции.
5.2. Демонстрационный вариант (экзаменационный билет)
ГАПОУ СО «Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
СОГЛАСОВАНО
ПЦК естественно - научного профиля «__»______2016 г. Председатель ______________
Экзаменационный билет № 13
Дисциплина «Процессы и аппараты»
Специальность 18.02.09 Переработка нефти и газа
Курс III Семестр VI
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________________ «____»_________2016 г.
1.Классификация неоднородных систем. Методы их разделения.
2.Методы измельчения, дозировки и перемешивания твердых материалов.
3.Массообменные процессы. Кинетика массопередачи. Движущие силы процесса
Преподаватель __________________ М. В. Коряковская
5.3. Пакет экзаменатора
5.3.1. Условия
Количество вариантов билетов – 25
Время на подготовку ответов по заданиям билета – 30 мин.
Время на ответ – 10 мин.
Время на дополнительные вопросы (не более двух) – 10 мин.
5.3.2. Критерии оценки
Каждый полно и правильно представленный ответ на один вопрос – 10 баллов;
Правильный и полный ответ на дополнительный вопрос – 5 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Оборудование: лабораторные стенды ректификация, теплообменники, ИПДРТ, механика жидкости ТМЖ – 01, датчики уровня, задвижка с электроприводом, макеты запорной арматуры, основного и вспомогательного оборудования нефтехимического производства.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Бухмиров В.В., Ракутина Д.В., Солнышкова Ю.С., Пророкова М.В. Тепловой расчет рекуперативного теплообменного аппарата /ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2013. – 124 с.
Танатаров М.А., и др. Технологические расчеты установок переработки нефти. М.:Химия, 2013. – 352с.
Расчеты основных процессов и аппаратов нефтепереработки. Справочник/Под ред. Судакова Н.А., М.:Химия, 2012. – 566с.
Левинтер М.Е., Чак Р.О. Оборудование и основы проектирования нефтеперерабатывающих заводов. Учебное пособие, - М.:Химия, 2013. – 208 с.
Гринберг Я.И. Проектирование химических производств. Учебное пособие, - М: Химия, 2011. – 268 с.
Кузнецов А.А., Кагерманов С.М., Судаков Е.Н. Расчеты процессов и аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности. М.:Химия, 2014. – 342с.
Ластовкин Г.А., Справочник нефтепереработчика, М.:Химия, 2016. – 401с.
Плановский А.Н., Процессы и аппараты химической технологии, Госхимиздат, 2012. – 366с.
Макаров Ю.И., Генкин А.Э., Технологическое оборудование химических и нефтеперерабатывающих заводов, Машиностроение, 2016. – 498с.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15