Методическая разработка урока по теме: Синтаксический разбор сложного предложения
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: русский языкКласс: 5 Автор УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений с приложениемна электронном носителе. В 2-х ч. Ч.1 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Синтаксический разбор сложного предложения
Тип урока: урок рефлексии
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные): показать различия между простыми (ПП) и сложными предложениями (СП), определять виды СП по способу связи ПП в составе СП; различать ПП и СП, определять границы частей в СП; правильно ставить знаки препинания между частями СП; читать схемы ПП и СП; составлять предложения по указанным схемам; научить выполнять разбор сложного предложения по алгоритму.
№
п/пЭтапы
занятия Деятельность учителя Деятель-ность уча-щихсяПрименение ЭОР Универсаль-ные учебные действия:
личностные,
познаватель-ные, комму-никативные,
регулятив-ные1. Мобилизационный момент Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь, пожалуйста.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Я рада, что у вас хорошее настроение и готова продуктивно сотрудничать с вами. Ребята при-ветствуют учителя.
Отвечают на вопрос. Слайд 1:
Хорошим, бодрым, радостным.
Л.-самооп-ределение.
К.-планиро-вание учеб-ного сотруд-ничества с учителем и сверстника-ми.
2. Целеполагание Произведите синтаксический разбор предложения.
- Ребята, что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Ребята, как вы дума-ете, чем мы будем зани-маться на уроке? Сформулируйте цели урока. Работа у доски и в тетрадях
Формулиру-ют тему уро-ка.
Записывают число и тему урока.
Формулиру-ют цели урока.
Слайд 2
Прозвенел звонок весёлый,
=========
начинается урок.
---------------
(Пов., невоскл., СП, сост. Из 2 ПП, связ. интон. БСП)Слайд 3:
Синтаксический разбор сложного предложения
Слайд 4:
Синтаксический разбор сложного предложения
Слайд 5:
Цели:
Различать ПП и СП;
определять виды СП по способу связи ПП в составе СП;
определять границы частей в СП;
постановка знаков препинания между частями СП;
читать схемы ПП и СП;
составлять предложения по указанным схемам;
выполнять разбор сложного предложения Р.-целепола-гание.
К.- постано-вка вопро-сов.
П.:общеучеб-ные-самостоя-тельное фор-мулирова-ние познаватель-ной цели; логические – формулирование пробле-мы.
3. Актуали-зациязна-ний и фиксация затрудне-ний в дея-тельностиФронтальная работа.
- Выполняем упражнение № 225
- Прочтите задание (№ 225 на стр.94)
- Что мы сейчас будем делать?
- Выполняем задание
(у доски 3 ученика)
(Учитель по ходу выполнения вводит понятия о сочинительных и подчинительных союзах и видах СП)
- Какие виды СП вы узнали?
- Как связываются ПП между собой в составе СП?
- Как разделяются ПП в составе СП?
Отвечают на вопрос.
Читают задание
Комментируют задание.
Выполняют задание.
Отвечают
Отвечают
Слайд 6:
Списать предложения
Расставить знаки препинания
Подчеркнуть главные члены предложения
Выделить овалом союзы
Составить схемы предложений.
Слайд 7:
1.Я взяла банку и увидала,
==== =====
что вся она полна муравьями
=====
--- == и === , (что --- ===). – СПП
2.Когда я уходила из
======
кладовой, я посмотрела ещё
=========
раз на банку.
(Когда --- ====), --- =====. – СПП
3.Над головой зайца стоял
=====
морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие
========
яркие звёзды.
==== -----, и === -------.- ССП
Слайд 8
БСП
ССП
СПП
РВС
Слайд 9
Интонацией
Союзами
Слайд 10
Запятыми К.-планиро-вание учеб-ного сотруд-ничества с учителем и сверстника-ми.
П.:логичес-кие- анализ объектов с целью выделения признаков.
4. Построе-ние про-екта выхода из затрудне-ния-Ребята, а сейчас пора-ботаем в парах.
Пользуясь материалом п.47 (стр.96) вашего учебника, составьте на листочках, лежащих перед вами, план-схему «Синтаксический разбор СП».
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Начертите схему в справочники. В парах составляют схему«Сложное предложение».
Самопроверка схемы по слайду «СП».
Составляют схему в справочни-ках. Слайд 11
План-схема «Синтаксический разбор СП».
1.Определить вид предло-жения:
1) по цели высказывания;
2) по эмоциональной окраске;
3) по структуре.
2. ПП СП Р.-планиро-вание, прогно-зирование.
П.-модели-рование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рас-суждений, доказательст-во, выдвиже-ние гипотез и их обоснова-ние.
К.-инициа-тивное сотруд-ничество в поиске и вы-боре инфор-мации.
1)по нали-чию грамма-тической основы (двусоставное //односос-тавное);
2) по нали-чию второ-степенных членов (распростпанённое//нераспространённое);
3)по степени осложнённости (ослож-нённое//неосложнённое)
ПРИМЕЧАНИЕ
ПП может быть ослож-нено:
-однородны ми чл. предл- обращени-ем;
- вводными словами;
- обособ-ленным обстоятель-ством;
- обособ-ленным определе-нием4.Составить схему пред-ложения. 1)из скольких ПП состоит;
2) Выделить и пронумеро-вать каждое ПП в составе СП;
3) выяснить, чем связаны ПП в состве СП;
4) разобрать по членам каждое ПП в составе СП;
5)Определить вид СП (БСП, ССП, СПП, РВС)
4.Составить схему предложения
5.
Физкульт-минуткаРебята, а теперь давай-те отдохнём. Встаньте, пожалуйста, выполним небольшую зарядку.
Выполняют физкультминутку Слайд 12
Встали, посмотрели вверх, вниз, влево, вправо.
Повернулись влево, вправо.
Наклонились вниз, прогнулись назад.
Похлопали в ладоши, потопали ногами. Сели. 6. Первич-ное за-крепле-ниеРебята, а сейчас закрепим полученные знания на практике. Самостоятельная работа в группах. Выполняем упражнение № 226 (с.94). (каждой группе – одно предложение.)
-Прочитайте задание.
-Что вы будете делать?
-Выполняете упражнение № 226 (с.94). в группах-
пах (каждой группе – одно предложение.)
-Взаимопроверка (с обменом тетрадей)
Читают вслух зада-ние.
Комментируют задание.
Выполняют в группах
Проверяют по слайду Слайд 13
1.Списать
2.Расставить знаки препи-нания:
3.Почеркнуть грамматиче-скую основу каждого предложения;
Выделить в овал союзы; соединяющие ПП в составе СП.
1) Слайд 14
1.Весною я пошёл смотреть
========2)====
свои яблоки и увидал, (что ======
мыши кругом объели их
=====
корни).
1)
2.Попался перепел в сеть к
=======
охотнику и стал просить,
2) ==========
(чтобы охотник отпустил =======
его).
1) 2)
3. Я не боялся пчёл, (потому ========
что дед научил меня тихо
======
ходить по осеку.)
=1)==== 2)
4. Осек – место, (где ставят ===== =====
пчёл).
1) 2)
5. (Когда обоз проехал), заяц
======
перескочил дорогу и
==========
полегоньку пошёл к гумну.
===== Р.-контроль, оценка, кор-рекция.
П.:общеучеб-ные – умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффектив-ных способов решения за-дач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказы-вания, реф-лексия способов и условий действия.
К.-управле-ние поведе -нием партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
7. Рефлек-сия дея-тельностиВыберите начало предложения и продолжите его.
Спасибо, ребята. Мне было приятно с вами работать. Отмечу, что поставленные вами в начале урока результа-ты достигнуты. Мне очень понравилась ваша работа (коммен-тарий оценок).
-Запишите задание на дом. Оно будет дифференцированным. Выбирают и продолжают начатое предложе-ниеЗаписывают
домашнее задание. Слайд 21
1.Сегодня на уроке я научился…………
2.На уроке мне больше всего понравилось………
3.На уроке было очень интересно…...
4.Сегодня мне не удалось ….
5.На уроке не понравилось…
6.Я хочу сказать спасибо….
Слайд 22
П.46-47, с. 95 упр.№ 230 + подчеркнуть грамматические основы, указать границы предложений, выделить в овол союзы, начертить схемы предложений; синтаксический разбор предложения № 1 К.-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.-рефлек-сия
Л.-смысло-образова-ние.