Урок русского языка Синтаксический разбор сложного предложения (5 класс)
Тема: Синтаксический разбор сложного предложения
Тип урока: урок-повторение.
Цели:
1. Образовательные:
-повторить виды предложений по числу грамматических основ;
-повторить схему синтаксического разбора сложного предложения;
-совершенствовать у учащихся навыки синтаксического разбора.
2. Развивающие:
-развитие устной речи учащихся;
-развитие творческого мышления.
3. Воспитательные:
- формировать навыки взаимоконтроля
-формирование интереса к изучению языка и бережного отношения к родному языку.
Для реализации данных целей используются словесные методы (устный ответ, взаимоопрос в игровой форме), диалог, наглядные методы с использованием ИКТ, практические —конструирование предложений, разбор, работа с раздаточным материалом.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса (книга 1), дидактический материал, презентация, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число и тему нашего урока.
2. Постановка целей урока
А как вы думаете, какие цели нам нужно перед собой поставить на этом занятии?
3. Актуализация опорных знаний
Какое время года совсем скоро настанет?
Нашим сегодняшним помощником на уроке будет именно ЗИМА. А начнем мы наше занятие с чтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…».
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит —И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, —Не мертвец и не живой —Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой —В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.
31 декабря 1852
Попробуйте рассказать, о чем это стихотворение? Как поэт пишет о зиме?
Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.
Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима.
А теперь мы с вами обратим свое внимание на картину русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Попробуем составить небольшой рассказ по этой картине. Из чего состоит наш рассказ? (Наступила зима. Лес оделся в снежный наряд. Деревья склонили свои ветви под тяжестью снега.)А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто я?»
1. При помощи меня говорящий или пишущий оформляет мысль, которую хочет сообщить слушающему или читающему. Кто я?
2. Я - предложение, у которого 1 грамматическая основа. Кто я?
3. Я – предложение, у которого 2 и более грамматических основ. Кто я?
Фронтальный опрос:
Какие предложения бывают по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Какие предложения бывают по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные).
Молодцы!
4. Физкультминутка. «Двойные рисунки»
Упражнение расширяет зрительное поле, гармонизирует взаимодействие полушарий головного мозга – хорошо делать перед творческими заданиями.
Представляем, что в каждой руке кисточка, а перед вами – доска. Руки чуть согнуты в локтях, свободны.
Одновременно начинаем рисовать зеркальные рисунки: ёлочку, крылья бабочки или любой зимний узор на стекле.
А теперь мы с вами будем читать предложение и делать его синтаксический разбор. Но вот беда: наши слова разбежались, и их нужно поставить на свои места. Итак, делая синтаксический разбор, что мы должны определить?
Всю ночь зима вязала кружевные узоры, а утром она принарядила деревья.
Наступал вечер, и погода быстро ухудшалась.
Спорт закаляет, а лень убивает.
До старости баба на базар ходила, но здоровье так и не купила.
Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.
5. Итог урока
Какие цели мы поставили в самом начале урока? А каких целей мы с вами достигли?
Как нужно относиться к своему здоровью?
- Я желаю вам никогда не болеть, быть здоровыми и каждое утро радоваться новому дню.
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Мою работу я хотел бы оценить оценкой …, потому что я…
6. Творческое задание на дом
1) Напишите миниатюру «Зимние забавы», используя в случае необходимости, опорные слова и словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного сложного предложения.
Время года, прекрасная пора, играть, развлечение, бегать, снежки, кататься, коньки, эстафета, соревнование, устраивать.2) Составьте рассказ на тему «Что такое бережное отношение к своему здоровью?», используя в случае необходимости, опорные слова словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного сложного предложения.
Закаляться, заниматься спортом, нет вредным привычкам, режим дня, посещать врача.