Самоанализ урока русского языка на тему: Синтаксический разбор сложного предложения
Христофорова Н.Г.
учитель русского языка и литературы
МОУ Спас-Заулковской школы-интерната –
ЦО «Планета детства»
Самоанализ урока русского языка в 5 классе
Тема урока: синтаксический разбор сложного предложения
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:. комбинированный
Методы обучения: проблемно –поисковый, наглядный, словесный
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научиться выполнять разбор сложного предложения по алгоритму.
Коммуникативные: -формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения как синтаксической единицы.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплениюОборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; раздаточный материал для самостоятельной работы
Структура урока:
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела «Синтаксис».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Планируя урок, старалась, чтобы каждое задание было направлено на развитие предметных и метапредметных умений.
Представляя свой урок, я решила акцентировать внимание на нескольких моментах: показать, как учебный материал, выбранные мною инновационные технологии, приемы, методы и формы направлены на формирование:
1. Метапредметных УУД
2. Предметных умений
Работа со стихотворением в начале урока, направленной на развитие мотивации к обучению (в начале урока), реализовала личностные универсальные действия.
На этапе актуализации основной целью являлась подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для решения познавательных и регулятивных задач поставленных на урок задавала вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации о названии раздела (игра «Веришь ли ты?»)
Считаю, что подобные вопросы помогают ребятам включиться в работу. На уроке большая часть ребят хотели ответить на поставленные вопросы, следовательно, они быстро включились в работу.
Для достижения цели урока определила технологию проблемного обучения. Именно в этой технологии обучающиеся учатся формулировать проблему, выделять познавательную цель, выдвигать гипотезы, строить логическую цепочку доказательств.
Считаю, что на уроке полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала.
На уроке использована парная форма работы, что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий. В течение урока ребята работали в парах: при работе с карточками, в группах при составлении кластера.
На заключительном этапе урока, на стадии рефлексии для обобщения работы я задала вопросы, ответив на которые ребята не только продемонстрировали мне понимание учебного материала, но и свои чувства, которые в свою очередь показали, что предметная задача, поставленная на урок, успешно выполнена.
Я считаю, что все задачи, поставленные мною на урок, полностью были реализованы.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной деятельности.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:
информационно – коммуникативные технологии;
технологию критического мышления;
игровые технологии;
здоровьесберегающая.
Обоснованно использую на уроке современные информационно- коммуникативные технологии. При подготовке к урокам использую дополнительную литературу, ресурсы сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы и т.д.
Активно использую приемы технологии развития критического мышления через «толстые» и «тонкие» вопросы, кластер.
Использую игровые технологии, не забывая о том, что урок должен всегда чему-то учить. Игровые формы не превалируют над сущностью урока и служат лучшему выполнению образовательных целей урока.
Современные педагогические технологии и разнообразные методы обучения позволяют конструировать сотрудничество учащихся на занятиях. Осуществляю выбор методов исходя из индивидуальных психолого- педагогических особенностей учащихся. Это работа в парах, фронтальная работа. Работа в малых группах учит школьников общаться друг с другом, принимать ответственные решения, представлять совместно полученные результаты. У ребят формируется стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, но и за дело других
В течение всего урока ребята опирались на уже имеющиеся предметные умения и приобрели новые, необходимые для дальнейшего изучения темы. Было организовано первичное закрепление учебного материала.
Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи.
Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока, цель и задачи формулировались совместно с учащимися, являлись для них личностно значимыми.
Содержание учебного материала соответствует требованиям образовательного стандарта и учебной программы. Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроено научно, логично, последовательно.
Уровень самостоятельности уч-ся на этапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности имеет репродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока. Максимально использовались ИКТ. Уровень сформированности ИКТ – компетентности пока невысок для данного возраста. Гигиенические требования соблюдались.
При повторении и усвоении учебного материала использовался субъективный опыт учащихся. Использовались такая форма общения, как диалог и монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный, поисковый, творческий.
На уроке сочеталась и коллективная работа, и групповая. Уровень контроля: фронтальный индивидуальный, взаимопроверка.
На уроке выполнили большой объём работы. Были соблюдены все структурные элементы урока. Подведён итог урока и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.
При повторении и усвоении учебного материала использовался субъективный опыт учащихся. Использовались такая форма общения, как диалог и монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный, поисковый, творческий.
На уроке не только оценивала предметные знания учащихся, но и их деятельность в процессе урока (применение логических приёмов мышления, самостоятельность и оригинальность выполнения индивидуальных заданий, работа в группе), а также учащиеся провели рефлексию и самооценку своей деятельности. Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей.