Урок русского языка на тему Синтаксический разбор сложного предложения
Урок русского языка в 5-м классе.
Тема: "Синтаксический разбор сложного предложения"
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветственное слово)
2. Актуализация знаний
– Что такое предложение? Какой раздел науки о языке изучает предложение?– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)– Какие предложения вы знаете по интонации? (Восклицательное, невосклицательное)– Как различить простое предложение от сложного? (По числу грамматических основ)– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)– Какие предложения бывают по числу главных членов? (Односоставные, двусоставные)– Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? (Распространенные и нераспространенные)– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными членами предложения)
– Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.
Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке, а другой бросился в воду. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распространенное.)
- Для чего мы выполняли синтаксический разбор предложения?
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Итак, тема урока:____________________________
- Какую цель мы должны поставить на уроке? Какие задачи перед нами стоят?
4. Открытие нового знания
– Сегодня наш урок необычный, так как мы с вами будем работать по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
1 задание: Сейчас я буду зачитывать предложения из этого произведения, а вы должны выслушать и сделать один хлопок, если это предложение простое, два хлопка – если предложение сложное.
1. Два дикаря побежали куда-то и через полчаса принесли два больших куска сушеного мяса и два мешка с зерном какого-то хлебного злака, растущего в тех местах. (Простое)2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили их знаками, так как никаких подарков не могли предложить им взамен. (Сложное)3. Они мчались со всех ног прямо к морю. (Простое)4. Когда я продал ему большую часть своего имущества и сошел на берег Бразилии, в кармане у меня было двести двадцать золотых. (Простое)5. На двенадцатый день нашего плавания мы пересекли экватор и находились под семью градусами двадцатью двумя минутами северной широты, когда на нас неожиданно налетел бешеный шквал. (Сложное)6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью матросов перебросил ее через борт. (Простое)7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил сразу вынырнуть из этой пучины, чтобы перевести дыхание, и я чуть не задохся. (Сложное)8. Волна подхватила меня, протащила по направлению к земле, разбилась и отхлынула прочь, оставив меня полумертвым, так как я наглотался воды. (Сложное)9. Я перевел дух и немного пришел в себя. (Простое)10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью и из последних сил бросился бежать к берегу. (Простое)
2 задание «Исследователи»: На предложенные схемы найти и выписать из учебника сложные предложения.
1) [– =], [– =]. 2) (Когда – =), [– =]. 3) [= –], и [– =].
·
4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физкультминутка: Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Учащиеся встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение.
Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
3 задание – работа в группах. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.Перед вами небольшой отрывок из произведения «Робинзон Крузо». Ваша задача – прочитать текст, выписать одно сложное предложение и по схеме разбора простого предложения вывести план разбора сложного.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
(Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты.)
Схема разбора сложного предложения:
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзная или бессоюзная).5. Знаки препинания.6. Составить схему предложения.
5. Подведение итогов. Рефлексия
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
узнал, открыл для себя
научился, смог
могу похвалить себя и своих одноклассников за
6. Самооценка
7. Домашнее задание
Выучить порядок разбора сложного предложения. Выписать из произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» одно сложное предложение и сделать синтаксический разбор предложения, выполнить фонетический разбор слова «Робинзон».
Заголовок 115