Тесты по русскому языку по разделу Синтаксис сложного предложения


Тесты по русскому языку 9 класс
(ІІІ четверть )
1. Союз, связывающий части сложного предложения
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...
А. Подчинительным Б. Соединительным В. Разделительным Г. противительным
2. Определите вид предложения
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
А. Простое Б. Сложносочиненное В. Сложноподчиненное Г. бессоюзное
3. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать.
Г. . Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
4. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
Г. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости
5. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу
Г. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
6. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом:
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
7. Прочитайте предложение
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением Б. после главного предложения В. в середине главного предложения
8. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени Б. придаточное определительное
В. придаточное условное Г. Придаточное изъяснительное
9. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство. Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.Г. Я любил город, где прошло мое детство.
10. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении
Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
А. Придаточное изъяснительное Б. Придаточное образа действия В. Придаточное определительное Г. придаточное условное
11. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное Б. придаточное условия В. Придаточное времени Г. Придаточное изъяснительное
12. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили. Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили. Г. Мне хотелось узнать, куда меня направили
13. Укажите правильное объяснение пунктограммы:
Варвара прислушалась _ донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (А.Ч.)
А. БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное определение
Б. БСП со значением перечисления, ставится запятая
В. в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
Г. в БСП ставится тире, так первая часть указывает на время
14. Укажите правильное объяснение пунктограммы:
Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)
А) БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу
Б) БСП со значением перечисления, ставится запятая
В) в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
Г) в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время
15 В каких предложениях на месте пропуска в БСП надо поставить двоеточие?
а) Её никогда не увидишь за работой _ нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. (И.Г.)
б) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог _ он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. (И.Г)
в) Об одном вас прошу _ стреляйте скорее. (М.Л.)
г) Я привстал и взглянул в окно _ кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Л.)
16. В каких предложениях между частями БСП ставится точка с запятой?
а) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор _ в ущелье стало темно и сыро. (М.Л.)
б) Наконец мы расстались _ я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. (М.Л.)
в) Деревня по ту сторону пруда уже спала _ не было видно ни одного огонька. (А.Ч.)
17. В каких предложениях между частями БСП надо поставить тире?
а) Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны _ в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия. (И.Г.)
б) Пробовал идти пешком _ ноги мои подкосились. (М.Л.)
в) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу _ никого уже нет. (М.Л.)
г) Не один Печорин любовался хорошенькой княжной _ из утла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (М.Л.)
18. Как называются сложные предложения, в которых синтаксическая связь между частями выражена без помощи союзов?
А. сложносочинённые Б. сложноподчинённые В. Бессоюзные Г. Сложное предложение с разнотипной связью
19. Каким является БСП: Солнце село, на землю опустился туман.?А. БСП со значением условия Б.БСП со значением последовательности действий
В. БСП со значением следствия. Г. БСП со значением сопоставления
20. Каким является БСП: Наконец-то мне улыбнулась удача: я нашёл отличную работу.?А.БСП со значением причины Б.БСП со значением условия
В. БСП со значением пояснения Г. БСП со значением следствия
21. Каким является БСП: Я вышел на улицу: погода была прекрасная.?А. БСП со значением дополнения Б.БСП со значением последовательности действий
В. БСП со значением следствия Г. БСП со значением условия

22. Каким является БСП: Сын заболел: накануне он промочил ноги и сильно замёрз.?А. БСП со значением причины Б.БСП со значением условия
В. БСП со значением времени Г. БСП со значением пояснения
23. Каким является БСП: Приедешь - мы отлично проведём время.?А. БСП со значением пояснения. Б. БСП со значением дополнения
В. БСП со значением условияГ. БСП со значением следствия
24. Каким является БСП: Он приехал - мы отлично провели время.?А. БСП со значением следствия Б. БСП со значением сопоставления
В БСП со значением последовательности действий Г. БСП со значением условия
25. Каким является БСП: Подошла электричка - мы пошли на перрон встречать гостей.?А. БСП со значением дополнения Б.БСП со значением причины
В.БСП со значением времениГ.БСП со значением условия