Дидактический материал по русскому языку Синтаксис сложного предложения в стихах (9 класс)
Синтаксис сложного предложения в стихах (9 класс)
По русскому языку в 9-м тема одна:
«Синтаксис сложного предложения» называется она.
Синтаксис – это строение,
Имеет большое значение.
Сложные предложения состоят из простых,
Поэтому нам не обойтись без запятых,
А также – внимание!
И других знаков препинания:
Тире, двоеточия, точки с запятой.
Порядок вот такой в них крутой!
Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
Первые между собой очень дружные:
Сложносочинённые и сложноподчинённые,
Очень в друг друга влюблённые.
Сложносочинённые очень влиятельные,
Могут существовать самостоятельно.
Союзы им нужны для связки,
Внутри притаились и строят глазки.
Сложноподчинённые состоят из главного и придаточного.
Чтобы узнать, вопрос поставить достаточно.
Найди союзы или союзные слова,
Поставь запятые – «5» твоя!
Придаточные определительные – какие?
Изъяснительные – падежные любые,
Образа действия, степени – как?
Места и времени – куда и когда?
Придаточные цели, причины, условия
Отвечают на вопросы несложные:
«При каком условии?», «Почему?», «Зачем?»
Это же очевидно всем.
К придаточным следствия, сравнительным,уступительным
Вопросы поставить затруднительно.
Главное – смотри на значение
И запятые ставь без сомнения.
Бессоюзные у нас рачительные,
Паузы в них многозначительные,
Нет союзов, но постой – или запятая,
Или тире, или двоеточие, или точка с запятой!
Образец разработки авторского дидактического материала.
Николаева Н. С.
Стихи
Николаевой
Натальи Сергеевны,
учителя русского языка и литературы МОУ Идыгинская средняя общеобразовательная школа, МО «Эхирит-Булагатский район»
-152404699000
Состояние души
Говорят, что учитель – это не профессия,
А состояние души.
Ответ на это известие
В умных книгах, друг, поищи,
Я для себя усвоила давно:
Научить – или дано, или не дано.
Можно знать все правила и орфограммы,
Многое прочитать, выписать, выучить наизусть,
Переработать пособия и программы
И при этом испытывать постоянную грусть,
Что ты не на месте, что не можешь
Влиять на умы, души, сердца,
Смутное чувство тебя всё гложет,
И дороге сомнений не видно конца.
Но если векторы, как говорится, совпали
И в школу идёшь радостно и легко,
А там даже половицы родными стали,
Стулья, столы, стенды – всё твоё.
И глаза детей: карие, серые, голубые,
В них жажда познания, радость и смех,
Стали тебе такие родные, вот тогда твой труд обречён на успех.
Так что ответ в толстых книгах уже не ищи,
Учитель – это не профессия,
А состояние души.
Об этикете
Хорошо знать этикет,
Тебя пригласят на любой банкет.
Ты умеешь кушать даже устрицы,
Которые на блюде «ехидно» жмурятся.
Ты знаешь, какой вилкой что есть
Не уронишь при этом свою честь,
Ты знаешь даже, что такое «бланманже»,
(А по-бурятски это «саган-эдеэн»).
Локти не надо ставить на стол,
Ногами не шаркать о гладкий пол,
Руки в стороны сильно не раздвигать,
С набитым ртом не болтать.
Ах, если бы все проблемы свёл на «нет»,
Этот замечательный этикет.
Сны
Мне часто снятся сны:
Я на урок иду и ничего не знаю.
И дети «хороши», кричат, шумят, болтают.
А как назло комиссия сидит,
Глазами страшными сверкая,
Ох, строго так глядит, меня не понимая.
Вот Пушкин с Лермонтовым тоже,
Так норовят скроить мне рожу
И тридцать лет работы вмиг долой, и всё,
Как в первый раз и наяву со мной.
Усадишь класс свой еле-еле,
А плана нет, пропал куда-то!!!
Проснёшься с криком; радость – ты в своей постели;
А завтра у тебя зарплата.
Александру Вампилову посвящается…
Богатая и щедрая аларская земля,
Много славных сынов ты миру дала,
И есть среди них один,
Отец его – Вампилов Валентин,
Был арестован в 37-м,
О ребёнке мало знал он,
Но видел Горького во сне
И, говорят, сказал жене:
«Кажется, писателем будет сын,
Будем с тобой гордиться им».
Расстрелян, посмертно оправдан
И разбираться не стоит, не надо,
Как миллионы несчастных тех,
Навеки сгинувших во тьме.
А Сашка и, правда, семью прославил,
В искусстве и культуре свой яркий след оставил.
И Кутулик, и Иркутск, вся Сибирь гордятся им,
Славным, талантливым сыном своим.
Пьесы идут в театрах страны,
Зрительные залы часто полны.
С героями страдают и переживают,
Авторский замысел, наверное, понимают
Или, по крайней мере, хотят узнать,
Что же драматург хотел сказать.
Он и старший сын, и несчастный Зилов1,
Наш земляк – замечательный Александр Вампилов.
Кому много даётся – с того столько и спрашивается –
Этот вывод сам собою напрашивается.
Ах, как жаль, что он рано ушёл,
Не дожил, не допел и простился с страной.