Разработка урока по русскому языку. Повторение и обобщение изученного по теме: Синтаксис и пунктуация.
Урок русского языка в 5 классе
Чулпанова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.П.Кочнева г.Нерюнгри» Республики Саха (Якутия)
ТЕМА: «Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация" (технология деятельностного подхода)
Цель: закрепление предметных умений и умений, формирование УУД.
Предметные УУД:
- обобщение и проверка знаний, полученных по теме; повторение изученного материала по разным разделам науки о языке;- практическое применение правил постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами, при обращении, вводных словах, сравнительных оборотах, в сложном предложении, в предложениях с прямой речью;
- развитие речи.
Познавательные УУД:
- развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
- формирование речевой компетенции;
- развитие навыка грамотного объяснения постановки знаков препинания.
Личностные УУД:
- формирование умения работать в группе; развитие культуры общения, чувства товарищества, умения контролировать и оценивать собственную деятельность;- воспитание любви к русскому языку, к художественному слову.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: 1
- способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, умение организовать этот процесс.
Технологическая карта урока
Тема раздела: «Синтаксис и пунктуация».
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Тип урока: урок – практикум.
Форма урока: групповая.
Технология: деятельностного подхода.
План урока
Этапы урока
Организация этапа,
доска и оборудование
Основное содержание этапа (деятельность)
учителя
учащихся
1.Организационный момент
Задачи этапа: организация внимания обучающихся.
- Посмотрите, на доске записаны слова К. Паустовского «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
- О чем идёт речь в словах Паустовского?
- Как вы понимаете данные слова?
- Речь идёт о знаках препинания.
Именно они дают фразе правильное звучание.
2. Ситуация затруднения. Постановка цели и учебной задачи урока.
На доске записан отрывок из стихотворения:
Из хлеба с сыром там котлеты к из стихотворения К.И. Чуковского
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкий суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью
- Прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского.
- Расставьте знаки препинания.
- А какой раздел науки о языке изучает постановку знаков препинания?
- Без какого раздела пунктуацию изучать бессмысленно?
-Сформулируйте цель урока.
- Надо расставить знаки препинания.
2
- Пунктуация
- Синтаксис.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
3.Построение проекта выхода из затруднения
Дети заранее разбиваются на команды.
На столах лежат конверты с заданиями и ответами.
- Сегодня совершим путешествие в страну «Пунктуация». Будем передвигаться по станциям туристическими группами. Каждая группа на станции должна будет выполнить задание по теме. Проверяющий выбирается группой. На каждой станции он разный. Задание проверяющий не выполняет. Следит за работой группы
Меняется станция, проверяющим становится следующий член команды. Все члены команды будут в роли проверяющего и учеников.
Ваша задача: выполнить карточки с заданиями, получить максимальное количество баллов.
Учащиеся слушают инструкции учителя. Рассаживаются по командам за столы. Готовятся к выполнению работы, изучают путевые листы.
3
4. Групповая работа с самопроверкой.
Цель: проверка сформированности общих учебных умений.
- Отправляемся в путешествие.
Домашнюю работу проверяют и оценивают только один раз, на первой станции.
Можно переходить к следующему столу, только если все члены команды выполнили все задания.
Работа с карточками
Учащиеся группами перемещаются по классу, устанавливают правила взаимоотношения в группе.
5.Рефлексия деятельности
Задание на дом.
Цель: информация о домашнем задании;
- Сосчитайте общее количество баллов.
Учитель называет максимальное количество баллов, у кого столько или почти столько поднимают руку.
Для осмысления работы и результата предлагается анкета.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра с использованием предложений из карточек.
Подсчитывают набранные баллы.
Дети из конвертов достают анкету, и каждый её заполняет
4
Анкета
1.Нравятся ли вам уроки путешествия?__________________________________
2.Помогают ли такие уроки лучше понять, запомнить материал урока?
3.Какое деление на группы вы считаете наиболее удачным? Поясните почему.
4 Вам удобно работать в группе или индивидуально? Почему?___________________________________
Назовите положительные моменты урока________________________________________
Назовите отрицательные моменты урока_________________________________________
Примеры карточек по темам.
Карточка № 1. Словосочетания. (3 балла)
Выпишите все словосочетания из предложения. (1 балла за каждое словосочетание)
Крупные тяжелые капли висели на кустах.
Карточка № 2. Однородные члены предложения.
Расставить знаки препинания и подчеркнуть только однородные члены предложения. Составить схемы только однородных членов. За каждый правильный ответ 1 балл. (5 баллов)
Ураган занес домик в страну необычайной и поразительной красоты.
5
Вокруг расстилался зеленый луг, по краям росли деревья со спелыми плодами.
На полянах виднелись клумбы розовых, белых и голубых цветов.
В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами.
За плодовыми деревьями виднелись маленькие мужчины и женщины.
Карточка № 3. Обобщающие слова.
Расставить знаки препинания и подчеркнуть только однородные члены предложения. Составить схемы только однородных членов. (5 баллов)
Друзья побывали везде: в полях, в лугах, в лесах.
Всё вокруг снежные поля серое небо тёмные кусты и белый морозный туман всё окрашивалось розовым светом.
Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.
Всё кругом зелёная трава, шумящая листва солнце над головой выглядело радостным и привлекательным.
5. Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.
Карточка № 3. Обращение и прямая речь. .(5 баллов)
Что растет там дочка в садике твоем?
Приезжайте доктор в Африку скорей.
Расти наш сад и хорошей и распускайся в срок.
Ой Тотошка какой ты смешной сказала Элли.
Лисица пела Петушок петушок золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошку.
6
15