Сценарий внеклассного мероприятия по экономике Умники и умницы для учащихся 8-9 классов
Сценарий
внеклассного мероприятия
по экономике
Умники и умницы
для учащихся 8-9 классов
Составила:
учитель экономики
МБОУ Саваслейской СОШ
Косолапова Елена Анатольевна
Умники и умницы
Цели:
·учиться состязательности, неординарности суждения, повышению самооценки;
·повышение интереса к предмету экономика;
·Воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности
Методы:
· репродуктивный (беседа)
· диалогический
Формы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Групповая
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Индивидуальная
Оборудование:
1. компьютер, проектор, экран
2. раздаточный материал (медали, карточки)
Ход игры
1. Организационный момент
Ведущая-заумница: Здравствуйте. Приветствую всех на экономической игре «Умники и умницы».
Звучит отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», читает моя помощница.
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда постой продукт имеет.
Слова заумницы: Растёт число университетов и вузов, где обучают экономистов или менеджеров и где на вступительных экзаменах требуют знания экономики. Куда важнее другое: наша страна, переживает один из самых трудных этапов своей истории, и наибольшее число проблем связано как раз с реформами в области экономики. Сейчас практически все мы вовлечены в труднейший процесс создания – в общем-то, с нуля - новой экономической системы общества. А потому потребность в экономически грамотных людях остра как никогда. Крайне непростая жизнь в экономике переходного типа – а именно такая существует сейчас в нашей стране – ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ушибиться, причём крайне болезненно.
Знание экономических законов поможет российским подросткам понять причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в недалёком будущем, и научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики.
Надеюсь, я убедила вас в том, что изучение экономики не только полезно, но и просто интересно, так как мир экономики полон конфликтов и необычных ситуаций.
А сегодня мы совершим с вами путешествие по миру денег. А помогут нам в этом наши участники (просмотр видеоинтервью-1,2,3).
Я хочу представить, наш уважаемый ареопаг, который, будет сегодня, судить нашу игру (представление жюри).
На дорожки пригашаются участники игры.
Начнём мы наше состязание с пролога, который состоит из двух конкурсов.
«Пролог»
Первый конкурс:
· Проверка знаний русского языка.
Заумница: Нашим участникам предлагаются слова, где они должны найти ошибки, если таковые имеются. На это задание даётся 30 сек.( на экране отображается карточка со словами. Презентация, слайд №3).
Интеллигенция
Инициатива
Пессимист
Официальный
Контрамарка
Дилижанс
Пантомима.
Карточки передаются судьям для проверки и объявления результата в знании русского языка.
Второй конкурс:
· Конкурс красноречия. За час до начала игры участникам было дано задание, ответить на вопрос «Что такое справедливость?»
Участники показывают свой дар красноречия.
Заумница: Попрошу судий объявить итоги пролога, ( судьи называют порядок, как участники будут выбирать дорожку).
Заумница: Переходим к самой игре, объясняю правила.
Вы видите перед собой три дорожки: красную, жёлтую, зелёную.
На зелёной дорожке можно ошибиться два раза, (после третьей ошибки участник становится теоретиком), на жёлтой один раз,( после второй ошибки участник становится теоретиком), на красной ни разу, ( не ответив на вопрос, участник сразу же становится теоретиком) но она самая быстрая к победе. Если участник отвечает правильно на вопрос, то без штрафного очка переходит в следующий этап. Если участник отвечает не правильно, то переходит в следующий этап со штрафным очком, тогда вопрос передаётся в зал, отвечают теоретики. И за правильный ответ получают орден. (вручает моя помощница)
Участники выбирают дорожки.
Заумница: (обращаясь к участникам) Обратите внимание на экран, вы видите слова, которые отражают тему сегодняшней игры (Презентация, слайд №4). Пожалуйста выберите любое слово, какое вам нравиться (к выбранному слову задаю вопрос), на обдумывание 1 минута.
Вопросы для игры «Умники и умницы»
1. (ВЗДУТИЕ) На смену стабильным веками ценам пришли периоды общего повышения цен. Они получили название от латинского «вздутие». Сегодня это слово - одно из наиболее часто употребляемых на страницах прессы: в 20в. ЭТО стало общим бедствием большинства стран мира. Как, по другому называют эти периоды? (ИНФЛЯЦИЯ)
2. (КУПЮРА) Допустим, что утром на рынке вы отдали за покупку купюру в 1 тысячу рублей. Во второй половине дня продавец на рынке расплатился этой купюрой в ресторане за свой обед. А владелец ресторана отдал всё ту же купюру продавцу цветов за букеты для украшения зала. Какой показатель используется для определения необходимой массы денег стране? (СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ)
3. (ОБМ ЕН) Представьте, пастух принёс на рынок овечьи шкуры, чтобы выменять на них башмаки; обувщик принёс башмаки, чтобы выменять на них полотно; а ткач принёс полотно, чтобы выменять на них шкуры. Каждый из них предлагает свой товар тому, у кого хочет выменять желанные блага. Но, увы, взаимного интереса не находит и обмен не получается. Как называется такая форма обмена? (БАРТЕР)
4. (СКУПОЙ РЫЦАРЬ) Я хочу вам напомнить небольшой отрывок из произведения А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
О какой функции денег идёт речь? (ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ КАК СРЕДСТВО СБЕРЕЖЕНИЯ)
5. (обращение) В Ипатьевской летописи повествуется о том, что в 1080г. князь Ярослав «начаша скот братии: от мужа по 4 куна, а от старосты по 10 гривен, а от бояр по 80 гривен; приведоша варяги и вдаша им скот, и совокупи Ярослав многи». Некоторые видят в этой фразе указание на то, что в древности орудием обмена был скот. Возможно. Однако в 11в. этот термин стал архаизмом, так как уже четыре столетия на Руси были в обращении.Что же было в обращении, продолжите? (СЕРЕБРО, МЕХА, А ЗАТЕМ УТВЕРДИЛАСЬ КУННАЯ СИСТЕМА, В КОТОРОЙ ОСНОВНЫМИ ЕДИНИЦАМИ БЫЛИ КУНЫ-- МЕХА КУНИЦЫ)
6.(ПРЕИМУЩЕСТВА) Человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести любые сделки. В течение многих веков наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы – серебро и золото, которые имели ряд преимуществ. Перечислите каких? (ОДНОРОДНОСТЬ, ВЫСОКАЯ ЦЕННОСТЬ ДАЖЕ МАЛОГООБЪЁМА, УСТОЙЧИВОСТЬ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЛЁГКАЯ ДЕЛИМОСТЬ НА ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПО РАЗМЕРУ ЧАСТИ, УМЕРЕННАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ)
7. (1991 ГОД) Россия 1991 год., деньги перестают быть полезными и тут появляются новые денежные товары. Что за ситуация сложилась в стране и какие это новые денежные товары? (НАЧАЛО ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ, ДЕФИЦИТ ТОВАРОВ, ДЕНЕЖНЫЕ ТОВАРЫ – ЛЕС, СТАЛЬ, БЕНЗИН, МЯСО, т.е. товары, на которые можно выменять всё, что нужно. Также могут ответить, что огромная доля торговли пошла на основе бартера)
8. (ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ) Во времена военного коммунизма в Советской России, когда денежное хозяйство разрушилось и бумажные деньги потеряли способность служить средством сбережения, люди стали делать сбережения в товарах, которые хорошо сохранялись и не теряли своей ценности со временем. Какие это были товары? (СОЛЬ, СПИЧКИ)
9. (КЛАД) Зарытый клад ржавеет и гниёт.
Лишь в обороте золото растёт
Какой смысл вложен в эти слова? И может вы вспомните, из какого это произведения?
(ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. НЕОБХОДИМО ДЕНЬГИ ВКЛАДЫВАТЬ В АКТИВЫ, ПРИНОСЯЩИЕ ПРИБЫЛЬ – недвижимость, картины, ценные бумаги)
Участники по очереди отвечают на вопросы. Пройдя все этапы, определяется победитель. Если остались вопросы, то они задаются теоретикам в зале. За правильный ответ даётся орден.
Заключительный этап:
Награждение и интервью с победителем.
Заумница: Благодарю участников, судей, теоретиков за участие в игре.
Самоанализ
«Умники и умницы»
Учитель: Косолапова Е.А.
Участники: учащиеся 8, 9, классов
Я игре присутствуют организационные формы обучения: групповая, индивидуальная. В течение игры формируются общие умения коммуникации, нормы социальной жизни, ребята учатся оценивать свои ответы, а также ответы соперников.
В игре используется компьютер, проектор. Технические средства обучения, подготовленные карточки позволяют повысить эффективность игры, достичь поставленных целей, воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности.
Микроклимат на протяжении всей игры хороший, чувствовалась заинтересованность не только участников игры, но и зрителей. Игра прошла живо, интересно, этому способствует применение информационных технологий. Ребята ушли с игры в хорошем настроении, было высказано пожелание провести подобную игру ещё раз.
Участники и зрители были включены в игровой процесс полностью. Активно реагировали на ответы участников.
15