Антонимы, синонимы, омонимы, паронимы

Тема: Антонимы, синонимы, омонимы, паронимы
Цели урока:
Образовательные: обобщить и углубить знания об антонимах, синонимах, омонимах, паронимах; продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности обучающихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием слов по теме;
Развивающие: развивать навыки нахождения и правильного употребления антонимов, синонимов, омонимов, паронимов в речи, творческие способности и образное мышление; обогащать словарный запас обучающихся;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.
Вид  урока:  урок  обобщения  и  систематизации  изученного       материала.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, практический.
Оборудование: раздаточный материал, учебник, словарь, рисунки обучающихся, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация.

План урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
Выдача домашнего задания.
Итоги урока. Выставление оценок.






Ход урока
Организационный момент.
(объявление темы урока (слайд № 1), формирование целей урока).
Презентация.

Мы продолжаем знакомиться с лексикой русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока заключается в следующем: в умении находить антонимы, синонимы, омонимы, паронимы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.
Запишите сегодняшнее число и тему.

2. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке
Слайд 2.
Мы на прошлом уроке проходили многозначность слов. Проверим наши знания.
Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

Слайд 3.
Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),
тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),
гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),
строить планы – строить мост, (строить планы),
зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

Изучение нового материала.

Вспомните, что вы знаете об антонимах?

Давайте сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно? (слайд № 2, презентация)

Приведем примеры к антонимам.
Слайд 3.
Выполним упражнение 1.
Слайд 4.

Устно назовите антонимы:

Где умному горе, там глупому веселье.
Добрый плачет от радости, а злой – от зависти.
Ученье – свет, а неученье – тьма.

Упражнение 2.
Спишите и подчеркните антонимы.

И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи кругом;
идет направо – песнь заводит,
налево – сказку говорит.
Печально младость улетит,
услышу старости угрозы.
Ты богат, я очень беден;
ты прозаик, я поэт.
/ Из произведений А.С.Пушкина/

Упражнение 3.
Подберите к выделенным словам антонимы.

Веселая история. В первую очередь. Сказать правду.
Интересный репертуар. Встретить карлика. Сильно любить. Заканчивать избирательную кампанию. Уехать в Москву.

Игра «Подбери антоним».
Я буду вам говорить словосочетание, а вы антоним этому словосочетанию.

Шумная улица
Тихая.

Полная сумка
Пустая.

Густой лес
Редкий.

Густой суп
Жидкий.

Ручной зверь
Дикий.

Синонимы
Что вы знаете о синонимах? Какие слова мы называем синонимами?

Обратимся к тексту. Вам нужно будет не только прочитать текст, но и выписать синонимы.
Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активного смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, - МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
- Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.
3. Друг, приятель.

Найти синонимы.
Зима. За окном снег, вьюга Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
(вьюга, метель, пурга, буран)

Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и противопоставляться друг другу по смыслу.
- Посмотрите, какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые всегда будут противопоставлены друг другу?
зима – лето
холод – жара
стужа – зной

Их называют антонимами!

Игра «Подбери синоним»:

Низкий голос
Грубый.
Низкий шкаф
Невысокий.
Плотный ужин
Сытный.
Резкий звук
Громкий.
Резкое слово
Грубое.
Свежий ветер
Прохладный.

Упражнение 49, стр.30.

Омонимы
Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.
Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

Ребята прочитаем такую сказочную историю:
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный
(И. Верзилин).

- Объясните, почему произошла ошибка?

Обучающиеся читают определение “омонимы” в учебнике (24 стр.).
Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.
б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.
в) Русская печь. Печь пироги.

(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа.
Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим.
В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)
Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.


Паронимы
Как называются слова, схожие по звучанию, но различные по значению? (паронимы)
Работа с учебником
Стр.33, упр.55.

Самостоятельная работа.
Работа по вариантам.
Выдача домашнего задания.
Упражнение 50, стр.30.
Итоги урока. Выставление оценок.




Самостоятельная работа.
1вариант
1. В данном тексте найдите и выпишите:
а) синонимы-глаголы, б) слова из 2 абзацев, которые могут образовывать антонимы-пары.

Бывают в сенокосную пору легкие грозы.
Начинаются они после полудня. Кажется, ничто не предвещает дождя: тихо кругом, солнечно, жарко. Но вот где-то далеко проворчит гром. Слабый ветер колыхнет травы. Гром приближается. Серая туча не летит, а медленно наплывает, закрывает постепенно все небо. Ветер скоро стихнет, и тогда начинается дождь, крупный, но короткий.
Дождь кончился, туча прошла, догоняющий тучу ветерок обдул травы, и опять засияло солнце. Откуда-то выпорхнули стрекозы, полетели на медосбор пчелы. А через час все сначала: далекий гром, серая туча... И так до вечера.
Утром - туман, все мокрое. Но скоро солнце засверкает, обсушит землю, а с полудня опять заходит гроза. «Не работа, а наказание», - ворчат на лугах люди, не сердито, скорее добродушно. Они знают: июньский дождь сыплет в закрома. (Н. Устинов.)

2. Подберите как можно больше стилистических синонимов к слову:
есть (употреблять пищу).

3. Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например, свежая газета - вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха; свежий хлеб - черствый хлеб и т. д.

грубый (материал, голос, отделка, человек)

Самостоятельная работа
2вариант
1. В данном тексте найдите и выпишите:
а) синонимы-наречия; б) слова из 3 абзацев, которые могут образовывать антонимические пары.

Бывают в сенокосную пору легкие грозы.
Начинаются они после полудня. Кажется, ничто не предвещает дождя: тихо кругом, солнечно, жарко. Но вот где-то далеко проворчит гром. Слабый ветер колыхнет травы. Гром приближается. Серая туча не летит, а медленно наплывает, закрывает постепенно все небо. Ветер скоро стихнет, и тогда начинается дождь, крупный, но короткий.
Дождь кончился, туча прошла, догоняющий тучу ветерок обдул травы, и опять засияло солнце. Откуда-то выпорхнули стрекозы, полетели на медосбор пчелы. А через час все сначала: далекий гром, серая туча... И так до вечера.
Утром - туман, все мокрое. Но скоро солнце засверкает, обсушит землю, а с полудня опять заходит гроза. «Не работа, а наказание», - ворчат на лугах люди, не сердито, скорее добродушно. Они знают: июньский дождь сыплет в закрома. (Н. Устинов.)

2. Подберите как можно больше стилистических синонимов к слову:
смотреть.

3. Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например, свежая газета - вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха; свежий хлеб - черствый хлеб и т. д.

густой (лес, чай, голос)
15