Разбор словосочетания. Нормы разбора словосочетания.


Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Разбор словосочетания.
Цель: определить основные нормы разбора словосочетания.
Задачи:
обучающие:
- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания), нормы разбота;
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;
- формирование орфографической зоркости;
2. развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей;
- формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Методы работы: устная, письменная.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Что такое словосочетание? Пример.
Назовите виды словосочетаний? Пример.
Назовите виды подчинительной связи? Пример.
ЗАДАНИЕ 1. Определите вид словосочетания, выделяя главное и зависимое слово, определяя их части речи .Далеко живет 6. Свежеиспеченный хлеб
Говорил улыбаясь 7. Видишь знакомого
Читая книгу 8. Подбрасывая мяч
Синева неба 9. Наш завод
Незаметно бросить 10. Упасть навзничь
ЗАДАНИЕ 2. Выпишите словосочетания со способом связи согласование
Обезображенный ожогом, влюбленный смиренно, известный адмирал, из-за религиозного фанатизма, декабристски настроенного, речь москвича, внутренне связанный, преддекабрьской эпохе.

Выпишите словосочетания со способом связи управление
Не пропущенная цензурой, внутри кадетского корпуса, в оккупированный Париж, на поэтическом горизонте, привлечь искренностью, неизменно блистать, программа лицея, разговаривать по-французски.

Выпишите словосочетания со способом связи примыкание
Читать в подлиннике, борьба с саранчой, официально обставленная, написано с умом, его эпиграмма, основано Пушкиным, подневольность положения, трагически уединенная, бичевать его.
ЗАДАНИЕ 3. Определите способ подчинительной связи слов в словосочетании
мешали раньше
выгоду образования
на земле крестьянина
туманные видения
крик журавлей
многих тысячелетий
прощались с Россией
громко кричали
музыкальную грамоту
теряет быстро
ветка рябины
читая рукопись
важной особой
мороженое мясо
пополняется ежемесячно
окутывал нас
молчаливо облетает
из солнечной чешуи
взмахнув руками
пропала усталость
Изучение нового материала
Порядок разбора
1. Выписать словосочетание из предложения. Указать начальную форму (по начальной форме главного слова).
2. Определить, простое словосочетание или сложное, свободное или несвободное.
3. Выделить главное и зависимое слова, указать тип словосочетания (глагольное, именное, наречное).4. Определить тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
5. Указать грамматические средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог).
6. Определить характер смысловых отношений между словами в словосочетании (определительные, объектные, обстоятельственные).
Пример:
1. Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо. (А. Блок)2. Утро туманное — начальная форма (им. п. ед. ч.).
3. Словосочетание простое, свободное.4. Именное (главное слово утро — имя существительное, зависимое — туманное — имя прилагательное).5. Утро (какое?) туманное — связь согласование, имя прилагательное туманный согласуется с именем существительным в ср. р. им. п. ед. ч.6. Грамматические средства связи — окончание имени прилагательного -ое.
7. Смысловые отношения определительные.
Закрепление материала.
Составьте схемы словосочетаний.
Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой. (С.А.Есенин)
Итог урока.
- с чем познакомились сегодня на уроке?
- как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
Домашнее задание
_______________
_______________
***
Р.р.
***
***