Разработка урока физики по теме Отражение света. Законы отражения света (8 класс)
Тема: Отражение света. Законы отражения света (8 класс)
Цели:
1) образовательные: - способствовать пониманию обучающимися сущности явления отражения света и осмыслению законов отражения света;
2) развивающие: - способствовать развитию умения вести исследовательскую работу, ставить и анализировать физический эксперимент;
- содействовать установлению в сознании учащихся связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
- содействовать развитию умения излагать и отстаивать свою точку зрения.
3) воспитательные: - содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
- содействовать формированию интереса к изучению законов природы и их применению в различных областях человеческой деятельности;
- воспитывать культуру общения при работе в группах.
Оборудование:
1) демонстрационное: набор по геометрической оптике на магнитных держателях (осветители – 2шт., экраны с одной щелью -2 шт., зеркало, зеркало, закрытое бумагой, зеркало, закрытое мятой фольгой, лимб), источник тока 12 В, мешочек с меловой пылью; мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран.
2) лабораторное: укладка с металлическим рабочим полем, приборы из набора на магнитных держателях (зеркало, подставка, экран со щелью, лимб, ключ, лампа), соединительные провода, батарея гальванических элементов 4,5 В, листок бумаги.
3) средства обучения: карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы, инструкции к лабораторному эксперименту.
Эпиграф:
«Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».
Альберт Эйнштейн.
Ход урока:
Организационный этап (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и очень хочу, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас имел возможность воспользоваться своими знаниями, узнать как можно больше нового, чтобы каждому было интересно и комфортно.
А напутствием всем нам пусть станут слова великого Эйнштейна. (слайд 1)
Этап актуализации знаний (7 мин)
- Чтобы уверенно чувствовать себя при изучении новой темы, необходимо проверить свои знания. (слайд 2)
Взвесив свои возможности, предлагаю выбрать себе письменное задание по степени сложности. А кто хочет поработать устно, прошу посмотреть на экран.
(слайды 3 и 4)
Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. С каких заданий начнём? С тех, что полегче, для догадливых или для смекалистых?
(слайды 5-6 «3», слайды 7-8 «4», слайды 9-10 «5»)
Поставьте себе оценки за работу. Кто получил «5»? «4»?
Изучение нового материала (20 мин)
Тема нашего урока - ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА. ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА. (слайд 11)
Запишите её в тетрадь. Сегодня мы должны «открыть» законы отражения света и узнать, как применять их на практике. А также ещё раз убедимся в том, что физики ничего не придумывают сами, а только лишь раскрывают тайны природы. (слайд 12)
Кое-что о свете вы уже узнали. Вы знаете, что мы видим его тогда, когда световые лучи попадают нам в глаза. Свет проектора направлен от вас, его лучи напрямую в глаза не попадают. Но руку, помещённую перед объективом проектора, вы видите. Она не является источником света. Почему вы видите руку?
Сделать свет видимым очень просто, нужно лишь на его пути поместить множество мелких предметов, например, пылинок. (слайд 13)
«Перекрыть лучам света дорогу, сбить их с пути» очень удобно с помощью обычного зеркала.
ДЕМОНСТРАЦИЯ 1 – луч, на пути которого нет зеркала, идёт прямолинейно, а от зеркала отражается (слайды 14-15)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА-ИССЛЕДОВАНИЕ
явления отражения света (слайд 16)
1 группа «открывает» закон отражения – угол падения равен углу отражения (слайд 17)
2 группа «открывает» закон отражения – луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр, проведённый через точку падения, лежат в одной плоскости (слайд 18)
Общий вывод: законы отражения света (слайд 19)
3 группа «открывает» свойство обратимости световых лучей (слайд 20)
(ДЕМОНСТРАЦИЯ 2 – обратимость световых лучей)
ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА
(слайды 21-22)
ДЕМОНСТРАЦИЯ 3 – зеркальное отражение параллельных пучков света
ДИФФУЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА (слайды 23-24)
ДЕМОНСТРАЦИЯ 4 - рассеянное отражение мятой фольгой и бумагой
Закрепление (12 мин)
Что-то здесь не так! (на первом – угол падения не равен углу отражения, на втором – не лежат в одной плоскости) (слайд 25)
Выбирай себе по вкусу! (задачки, задачи, задачищи)
Задачки (слайд 26)
Задачи (слайд 27) (на слайде уже проверка задания)
Одновременно у доски работают двое уч-ся с построением
Задачищи (слайд 28) (на чертеже показана проверка задания)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ОТРАЖЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ
ПЕРИСКОП (слайды 29-31)
- Обратите внимание на задачу №2, решённую на доске. В ней показан ход лучей в простейшем перископе.
2. КАТАФОТЫ (слайд 38)
- Ход луча, падающего и дважды отражённого от поверхностей катафота, вы видите в задаче №1, решённой на доске.
ЯВЛЕНИЕ ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ
- Не только в технике используется явление отражения света. Многие замечательные поэты и писатели упоминают в своих произведениях это интереснейшее явление. (слайды 32-35)
Итоги урока (2 мин)
- Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём итоги. (слайд 36)
Домашнее задание (слайд 37) (1 мин)
Оценки за работу на уроке (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
- Выберите то солнышко - самый важный источник света для нас, землян, которое соответствует вашему настроению, вашим успехам на сегодняшнем уроке и обозначьте его любым значком.
- До свидания, спасибо за работу.
15