Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по наличию второстепенных членов» (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по наличию второстепенных членов»
Тип урока: «открытие" новых знаний.
Реализуемая программа: Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:Просвещение, 2008)
УМК: Русский язык.5 класс. Учебник для общеобр. учр. В 2 частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,Т.А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2012Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Личностные результаты: Л1 – достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку
№п/п Этап урока Цель(формируемые УУД) Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
1. Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности Настрой на учебную деятельность
Л3 Р3П2П4К2 Я бы хотела начать урок с приветствия «С малой удачи начинается успех!»– Как вы понимаете эти слова?– Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета. Объясняют смысл приветствия.Волевая саморегуляция Внутренняя и внешняя готовность
2. Актуализация знаний.Приёмы ТРКМЧП:«Веришь ли ты, что…» Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л1Р2Р3Р4П1П2П4К1К3 На партах у групп по одному предложению: 1. Наступила осень.2. Ты радуешься осени?3. Осенние дни проходят быстро. 4. Красива осень!На доске – схемы этих предложений.Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.Слайд 2 (Приложение 1)«Веришь ли ты, что…»– эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания?Слайд 3 – эти предложения можно объединить в группы по интонации?Слайд 4 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? Кто сможет распределить по этому признаку?А кто знает, как называются эти предложения? Работа в группеРазбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему,прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.Делят предложения на группы. Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы
3. Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложе-ния от нерас-пространённыхР1, Р4, Л1, Л2, П4 Мотивация к формулированию темы и цели урока:Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и запишите ее Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?Слайд 6 Формулируют тему и цель урока Готовность к восприятию новых знаний
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Приём ТРКМЧП:«Инсерт»(маркировка текста) Открытие новых знаний:– работа с информацией в учебнике
Л1Л2Р2Р4П3П4К1К2 Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложениt 2) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Приложение 3)Назовите критерии оценки: – цель достигнута – справляюсь, но есть ошибки – ещё нужно над этим работатьОценивать работу групп сегодня буду я.Предлагаю выполнитьзадание № 1 из маршрутного листа:– Прочитатьинформацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов – с.127–поставьте карандашом знаки: («Инсерт»)v знаю+ новое! интересное? не понимаю
Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?
Выполняют задание №1(индивидуальная работа) Читают текст на стр. 127,перерабатывают информацию
Распределяютпредложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения (групповая работа) Присвоение выявленных закономерностей. Фиксирование новых знаний через моделирование
5. Закрепление изученного материала Организация деятельности для отработки навыков Л2, Р4, П1, П2П4К2К3 Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 2с.128 упр.281 (2)Спишите под пунктом 2) предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самопроверка по образцу. Слайд7 Выполняют задание № 2стр.128 упр. 281 (2),
Проверяют по образцу на слайде Осознание значимости новых знаний
6.
7. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.Приём ТРКМЧП:«Синквейн» Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знанийЛ1Л2Р2Р3Р4П3П5К2К3
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 3Составление синквейна (алгоритма изученного правила)со словом «Предложения»:
1 строка – существительное2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – фраза из 4 слов5 строка – существительное – синоним первому
Слайд 8 Выполняют Задание № 3Групповая работаПример синквейна: Слайд 8 ПредложенияРаспространённые, нераспространён-ныеБывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членовВиды Осознание значимости новых знаний
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценкаЛ1Л3Р3Р4П1П4К2 Предлагаюответить на вопросы:– какова тема урока?– какую цель ставили?– достигли ли цели?– какое правило использовали?
– что было интересно на уроке?– что было трудно?– где ваши знания пригодятся?Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»?Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?Оцените работу своей группы.Даю свою оценку работе групп.Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём? Отвечают на вопросы. Дают оценкусвоей деятельности, оценивают работу группы. Ценностное отношение к деятельности и её оценка
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Закрепить полученные знания.Развить творческие способностиЛ1Л3П5. Предлагаю выполнить по выбору:1. стр. 128 упр.282 2. стр.128 упр. 2843. Лингвистическая сказка « Два предложения».Кто попробует написать сказку?СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! Самостоятельная домашняя работа Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей