Урок по русскому языку в 5 классеВиды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бельскоемуниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан.
Открытый урок по русскому языку
в 5 классе
Тема
« Виды предложений по наличию
и отсутствию второстепенных членов»
учитель русского языка и литературы
Гусейнова А.Б.
2013-2014 учебный год
Тема. Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов (§27).
Цель урока:   обеспечить формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,   ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Тип урока:   углубление знаний, полученных в 4 классе.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.:  Мнемозина, 2012.
1.Физзарядка
2.Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)
-Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?«С малой удачи начинается успех!» – Как вы понимаете эти слова?– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!Я буду этому очень рада!         Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом  о выполнении вами задания  будут смайлики разного цвета.
                 
3.Проверка выполнения дом .зад. Повторение пройденного материала.
1)работа по карточке Разобрать предложение по членам,дать характеристику,составить схему.
№1- Друг обязательно позвонит мне.
№2- Зимой стекло покрывает морозный узор.
2) упражнение 405(составить предложения или связный текст по схемам на тему «Моя Родина-Башкортостан»)( обучающиеся зачитывают составленные тексты,характеризуют предложения, обмениваются тетрадями и оценивают )
3)Орфоэпическая разминка(по группам)
Каталог, дозвонишься,
христианин, инструмент,
торты, баловать,
компьютер, скучно.
(оценивают свою работу в листах индивидуальных достижений)
4.Актуализация  знаний.( Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего углубления знаний)
«Мозговой штурм»  На партах у групп по одному предложению: 1. Выпал снег.2. Ты радуешься  снегу?3. Зимние дни  проходят быстро. 4. Красива  зима!На доске – схемы этих предложений. Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску. Защита у доски.
Групповая работа (Разбирают своё предложение ,находят на доске соответствующую  схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.Делят предложенные предложения на группы.) (оценивают свою работу в листах индивидуальных достижений) Слайд 1«Веришь ли ты, что…» –  эти предложения  можно   объединить в группы по цели высказывания?
Слайд2 – «Веришь ли ты, что…» эти предложения  можно   объединить в группы по эмоциональной окраске?
Слайд3  «Веришь ли ты, что…» – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
Кто сможет распределить по этому признаку?А кто знает, как называются эти предложения?
5.Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Уметь узнавать и отличать распространённые   предложения   от  нераспространённых.
Мотивация к формулированию темы и цели урока:
-Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (Формулируют тему и цель урока. )-Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Слайд 4 «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»-Запишите, пожалуйста, число  и  тему урока.-Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.  Давайте, посмотрим, как я их  сформулировала. Слайд 6
(оценивают свою работу в листах индивидуальных достижений)
6.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.( Углубление знаний:– работа с информацией в учебнике)
-Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений.
-Назовите критерии оценки: – цель достигнута(5)  –  справляюсь, но есть ошибки(4) – ещё нужно над этим работать(3)-Предлагаю выполнить задание №1 Прочитать информацию в учебнике о  видах предложений по наличию второстепенных членов –    с.151–  Читая информацию ,поставить карандашом знаки: («Инсерт»)v  знаю+ новое!  интересное? не понимаю
(Выполняют задание№1(индивидуальнаяработа)  Читают текст на стр. 151,перерабатывают информацию) (оценивают в свою работу в листах индивидуальных достижений)
-Теперь вы можете  выполнить это задание:  распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?
7. Закрепление изученного материала.( Организация деятельности  для отработки навыков )
- Предлагаю выполнить следующее задание стр.151 упр. 409 (2), Спишите  под пунктом  2)  предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы
Выполняют задание № 2(по группам): 1-выписывают распространённые предложения,2-нераспространенныепредложения.Взаимопроверка (обмениваются тетрадями) по образцу. Слайд7( Проверяют по образцу на слайде) (оценивают в свою работу в листах индивидуальных достижений)
8.Физминутка (для глаз)
-Предлагаю выполнить следующее задание Составление синквейна  (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»:
1 строка – существительное2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – фраза из 4 слов5 строка – существительное  – синоним  первому
Групповая работа(Осознание значимости новых знаний)Пример синквейна: Слайд 8 ПредложенияРаспространённые, нераспространённыеСуществуют в речи, состоят, делятся По наличию второстепенных членовВиды
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка-Предлагаю ответить на вопросы:– какова тема урока?– какую цель ставили?– достигли ли цели?– какое правило использовали? ( Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.)-Предлагаю вернуться к приёму «Веришь ли ты, что…»
Слайд 9
 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
– что было интересно на уроке?– что  было трудно?– где ваши знания пригодятся?-Оцените свою работу, поставьте оценку. (подсчитывают средний балл и выводят оценку)-Кто поработал на «5»? «4»? «3»?-Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
8 Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Предлагаю выполнить по выбор:( Закрепить полученные знания. Развить творческие способности)1. стр. 151 упр.4102. стр.151 упр. 412 3. Лингвистическая сказка « Два предложения».Кто попробует написать  сказку?
Ну что ж, ребята,   закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово-что дать напиться.
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать у
спешным наш урок
Каталог дозвонишься
Христианин инструмент
Торты баловать
Компьютер скучно.
С малой удачи начинается успех! 
С малой удачи начинается успех! 
С малой удачи начинается успех!
С малой удачи начинается успех! 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:  – ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА – СПРАВЛЯЮСЬ, НО ЕСТЬ ОШИБКИ      – ЕЩЁ НУЖНО НАД ЭТИМ РАБОТАТЬ
дополнение, определение, обстоятельство
На партах у групп по одному предложению: 1. Выпал снег.2. Ты радуешься  снегу?3. Зимние дни  проходят быстро. 4. Красива  зима!
«Инсерт»v  знаю+ новое!  интересное? не понимаю
Приближается зима. Заметно сократился день. Воздух плохо прогревается и не сохраняет тепла.
Зимой стекло покрывает морозный узор.