Урок по русскому языку по теме: Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения
МБОУ Городецкая СОШ
Трубчевский район
Брянская область
Декабрь, 2013 года
Технологические карты уроков русского языка и литературы
Буровой Валентины Ивановны, учителя ВВК,
Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе "Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложений
Тип урока: открытие новых знаний.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И. Львова.– 2-е изд., перераб., – М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Личностные результаты: Л1 – достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
№п/п Этап урока Цель (формируемые УУД) Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат Оценка
1. Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности Настрой на учебную деятельность
Л3 Р3П2П4К2 Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?«С малой удачи начинается успех!» – Как вы понимаете эти слова?– Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета. Объясняют смысл приветствия.Волевая саморегуляцияВнутренняя и внешняя готовность Словесное поощрение учителя
2. Актуализация знаний.Приёмы ТРКМЧП: «Мозговой штурм», «Веришь ли ты, что…» Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л1Р2Р3Р4П1П2П4К1К3 На партах у групп по одному предложению: 1. Выпал снег.2. Ты радуешься снегу?3. Зимние дни проходят быстро. 4. Красива зима!На доске – схемы этих предложений.Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.Слайд 2 «Веришь ли ты, что…»– эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания?Слайд 3 – эти предложения можно объединить в группы по интонации?Слайд 4 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? Кто сможет распределить по этому признаку?А кто знает, как называются эти предложения? Групповая работа.Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.Делят предложен-ные предложения на группы. Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.Самооценка в маршрутном листе.
3. Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложе-ния от нерас-пространённыхР1, Р4, Л1, Л2, П4 Мотивация к формулированию темы и цели урока:Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?Слайд 5 Запишите, пожалуйста, число и тему урока.Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?Слайд 6 Формулируют тему и цель урока Готовность к восприятию новых знаний Словесная оценка учителя
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Приём ТРКМЧП:«Инсерт» (маркировка текста) Открытие новых знаний:– работа с информацией в учебнике
Л1Л2Р2Р4П3П4К1К2 Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. Назовите критерии оценки: – цель достигнута – справляюсь, но есть ошибки – ещё нужно над этим работатьОценивать работу групп сегодня буду я.Предлагаю выполнить задание № 1 из маршрутного листа:– Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов – с.127– Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)v знаю+ новое! интересное? не понимаю
Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?
Выполняют задание №1(индивидуальная работа) Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию
Распределяют предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения (групповая работа) Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценка в маршрутном листе.
5. Закрепление изученного материала Организация деятельности для отработки навыков Л2, Р4, П1, П2П4К2К3 Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 2с.128 упр.281 (2)Спишите под пунктом 2) предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самопроверка по образцу. Слайд7Выполняют задание № 2стр.128 упр. 281 (2),
Проверяют по образцу на слайде Осознание значимости новых знаний Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.Самооценка в маршрутном листе.
6. Физминутка7. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.Приём ТРКМЧП:«Синквейн» Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знанийЛ1Л2Р2Р3Р4П3П5К2К3
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 3Составление синквейна (алгоритма изученного правила)со словом «Предложения»:
1 строка – существительное2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – фраза из 4 слов5 строка – существительное – синоним первому
Слайд 8 Выполняют Задание № 3Групповая работаПример синквейна: Слайд 8 ПредложенияРаспространённые, нераспространён-ныеБывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членовВиды Осознание значимости новых знаний Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценка в маршрутном листе.
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)Приём ТРКМЧП: «Веришь ли ты, что…» Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценкаЛ1Л3Р3Р4П1П4К2 Предлагаю ответить на вопросы:– какова тема урока?– какую цель ставили?– достигли ли цели?– какое правило использовали?
Предлагаю вернуться к приёму «Веришь ли ты, что…»
Слайд 9
– эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
– что было интересно на уроке?– что было трудно?– где ваши знания пригодятся?Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»?Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?Оцените работу своей группы.Даю свою оценку работе групп.Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём? Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. Ценностное отношение к деятельности и её оценка Самооценка в маршрутном листе.
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Закрепить полученные знания.Развить творческие способностиЛ1Л3П5. Предлагаю выполнить по выбору:1. стр. 128 упр.282 2. стр.128 упр. 2843. Лингвистическая сказка « Два предложения».Кто попробует написать сказку?Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться… Слайд 10СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! Самостоятельная домашняя работа Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей Оценка учителя