Эссе научно-исследовательской работы заместителя директора по учебной работе Донецкой СОШИ №19 МОН ДНР
Эссе.
Кафедра специального дефектологического образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» станет центром научно-исследовательской работы Козинец Р.В.,
заместитель директора по
учебной работе
Донецкой СОШИ №19 МОН ДНР
Если бы можно было ранжировать все профессии по степени их гуманистического содержания, на первое место стоило бы поставить профессию ДЕФЕКТОЛОГА - специалиста, который занимается изучением, обучением, воспитанием, коррекцией, реабилитацией и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог – это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.
Каждое отклонение, каждый дефект в развитии и поведении имеют свои особенности. Выявление специфических особенностей отклонений развития, знание этиологии болезни ребенка, особенностей его развития, механизмов возникновения и развития болезни, структуры дефекта – одно из условий построения эффективного образовательного маршрута для детей с особыми возможностями здоровья. В связи с этим учитель-дефектолог должен быть компетентен в области дефектологии - науки, которая соединяет в себе общую и специальную педагогику, психологию, социологию и медицину, т.е. изучающей закономерности и особенности развития детей с психофизическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.
В Донецкой специальной общеобразовательной школе-интернате №19 обучаются дети, имеющие нарушения слуха и представлены следующим контингентом детей: с разной степенью глухоты и нарушением интеллектуальной сферы (сочетания глухоты с умственной отсталостью легкой и умеренной степени). Данный контингент детей имеет особенности развития познавательной сферы, которые обусловлены первичным дефектом: нарушением слуховой функции, и вторичными нарушениями: недоразвитием высших психических функций, т.е. речи и мышления, коммуникативными барьерами и своеобразием развития личности. Наличие в штате высоко квалифицированных педагогических работников в коррекционной школе – это залог получения базового образования глухими детьми, эффективной коррекции, реабилитации, развития, коммуникативной и социальной адаптации аномального ребенка в общество. Учебно-коррекционный, воспитательный процесс в образовательной организации осуществляет 38 педагогов. Дефектологическое образование имеет 23 педагога, из них 13 –сурдопедагогическое.
На этапе становления Донецкой Народной Республики и модернизации специального образования стала актуальной проблема подготовки кадрового психолого-педагогического обеспечения. Благодаря открытию Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» трое наших сотрудников, ........................, учатся на кафедре специального дефектологического образования с целью получения психолого-педагогических, диагностических, предметных, дидактических, методических знаний и умений в области дефектологии.
Администрация, педагогический коллектив, сообщество родителей детей надеятся, что, оплотом решения проблем специального образования детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии Донецкой Народной Республики.
·