Интегрированный урок, как одна из форм коррекционной работы с воспитанниками по профессиональной ориентации и подготовке к выбору профессии.
Интегрированный урок, как одна из форм коррекционной работы с воспитанниками по профессиональной ориентации и подготовке к выбору профессии
.Учитель - дефектолог Иевлева Л.А.
Интегрированный урок, как одна из форм коррекционной работы с воспитанниками по профессиональной ориентации и подготовке к выбору профессии.
Учащиеся с особыми познавательными потребностями, в отличие от нормально развивающихся детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, неусидчивость, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или снижение интереса к учебе, при переходе из одной ситуации в другую они затрудняются в использовании знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Для социальной адаптации, что в дальнейшем потребуется и для профессиональной ориентировки, необходимо компенсировать эти дефекты с помощью интегрированных уроков. Такие уроки позволяют решить коррекционные задачи более эффективно, чем обычные уроки русского языка. На интегрированных уроках дети учатся узнавать, что именно из изученного ранее требуется применить в конкретной жизненной ситуации. А так же форма интегрированного обучения способствует снятию перенапряжения, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, способствует развитию воображения, внимания, памяти и мышления.
Интеграция - это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Такие связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном
осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся. Если учебный материал рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучать, то это будет способствовать систематизации заданий, усвоенных детьми в разное время, учащиеся лучше запомнят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал, словом, уроки станут более оптимальным.
Главной коррекционной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Анализ учебных программ по русскому языку свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в преподавание принципа интеграции.
Основная цель таких уроков – научить использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых обстоятельствах, помочь учащимся с ограниченными возможностями целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем её разнообразии.
Сведения из психологии обучения и собственный опыт позволяют утверждать, что новая информация не может просто так отложиться в памяти у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в той форме, в которой она преподносится. Новая информация должна подключаться к уже существующим знаниям с предыдущим материалом. Необходимо чтобы предметы изучались не параллельно, а были тесно связаны между собой и обогащали друг друга. Интеграционное обучение требует особого сотрудничества учителей-предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, профессиональной подготовкой, а учащиеся в результате видели бы целостность знаний, их взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Связи русского языка с другими учебными дисциплинами, в зависимости от дидактических целей, могут рассматриваться с разных позиций. Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам, он отражает все стороны действительности, поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Наличие такой связи бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы" эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.
Наиболее распространённой является интеграция русского
языка с чтением, социально-бытовой ориентировкой, естествознанием, изобразительным искусством.
Русский язык как предмет школьного образования - явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами выражается также и в том, что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете.
В школе VIII вида предмет социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, а привитие элементарной грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграция в общество. Данная проблема особенно актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Эти знания можно получить при выполнении системы заданий, которые максимально приближены к жизненным ситуациям.
Изучив программное содержание уроков социально-бытовой ориентировки, я часто включаю элементы интегрирования в уроки русского языка в 5-9 классах.
Предмет социально-бытовой ориентировки был выбран для интегрирования по ряду соображений:
Как предмет, при изучении которого учащимся часто требуется умение пользоваться навыками письма и чтения;
Как самый значимый для социальной адаптации учащихся. Этот предмет предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и социуме, отработку умений и навыков самообслуживания, обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях,а так же подготавливает учащихся к выбору профессии;
Как безусловно интересный для всех обучающихся с 5-го по 9-й класс.
В старших классах предпочтение при организации интегрированных уроков отдается таким методам как деловая или сюжетная игра, решение проблемных вопросов или ситуаций, коллективный поиск эффективного решения.
Интеграция социально-бытовой ориентировки и русского языка продлевает время обращения к темам СБО и решает коррекционную задачу – отрабатывается умение использовать имеющиеся знания в новых условиях, что повышает уровень социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни выпускников.
Приведу несколько примеров.
Русский язык. Тема: Склонение местоимений 1 лица единственного лица (закрепление).
СБО. Тема: Трудоустройство. Документы, необходимые при оформлении на работу.
Раздел «Деловое письмо» имеет большое значение, он направлен на формирование умений пользоваться знаниями при написании деловых бумаг.
На уроке формируются знания об особенности стиля заявления и об орфографическом режиме оформления заявления, проводится словарная работа, повторяются правила правописания имен собственных и склонение местоимений 1 лица, расширяется и обогащается активный словарь учащихся по теме «Трудоустройство».
- В начале урока проводится краткая беседа на социальную тему. «На уроках СБО вы узнали, что существует служба занятости, которая помогает найти работу. В службе занятости вы должны правильно отвечать на вопросы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми словами, которые вы там можете услышать»;
- Проводится словарная работа по теме «Трудоустройство» (паспорт, заявление, вакансия, профессия, биография);
-Разбираются и записываются «Крылатые выражения» («Труд кормит, а лень портит», «Не место красит человека, а человек место», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»);
- Списывается текст с доски где надо местоимение Я поставить в нужном падеже;
Я заканчиваю школу. (Я) нужно найти работу. Я сама, мои родные и знакомые пытались помочь (я) найти работу. У (я) инвалидность, поэтому подходящую для (я) работу трудно найти. Я обратилась в службу занятости. Там я получила бесплатную консультацию и информацию об имеющихся вакансиях.
- Упражняемся в написании заявления о приёме на работу и автобиографии;
Автобиография – это документ, в котором человек последовательно описывает свою жизнь.
Для поступления на работу необходимо представить автобиографию.
ПЛАН.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения.
3. Родители, место их работы.
4. Время учёбы в школе.
5. Полученная профессия.
6. Домашний адрес.
7. Дата и подпись.
___________________
(Кому: должность)
__________________
(ФИО )
__________________
(От кого: ФИО)
заявление.
Прошу____________________________________________________________________________________________________________________ __________
(Число) (Подпись)
- Итог урока. (Куда можно обратиться за помощью, когда ищешь работу? Какие документы надо взять с собой? На каком ещё уроке изучали тему, связанную с трудоустройством? Какую тему по русскому языку закрепляли?)
По такой же схеме планируются и другие интегрированные уроки.
Например:
Русский язык. Тема: Правописание числительных
СБО. Тема: Бюджет.Заработная плата.
Спишите текст. Числительные запишите словами.
Бюджет – это доходы и расходы нашей семьи. Наш бюджет складывается из зарплаты родителей и моей пенсии. Отец получает 5000 рублей, мама – 4500 рублей. У меня пенсия – 2100 рублей. Распоряжается деньгами мама. Она старается вести хозяйство экономно.
Русский язык. Тема:Падежи и падежные окончания имен существительных.
СБО.Тема: Профессии.
Прочитайте слова, запишите их в творительном падеже.
Маляр, штукатур, столяр, грузчик, дворник, почтальон, санитарка.
Образец: работаю (кем?) маляром.
Русский язык. Тема: Контрольное списывание с печатного текста.
СБО. Тема: Трудоустройство.
Служба занятости.
В наше время трудно найти работу, которая полностью будет тебя устраивать. Для того, чтобы обеспечить поиск работы, существует служба занятости. Ты можешь воспользоваться услугами службы бесплатно. Когда ты придёшь, тебя попросят заполнить анкету. Ты занесешь в нее все свои данные. Опытные специалисты подберут свободные вакансии по твоей специальности на различных предприятиях. И теперь ты не будешь ездить по разным местам, предлагая свои услуги. Ты сможешь выбрать место работы из перечня, который предоставит тебе служба занятости. Удачного поиска!
Учащиеся не только с интересом работают на таких уроках, но и сами активно включаются в поиск жизненных ситуаций, где необходимо использовать полученные знания, как из уроков русского языка, так и социально-бытовой ориентировки.
Интегрированный курс русского языка и социально-бытовой ориентировки предполагает помощь воспитанникам в решении практических жизненных задач и содержит упражнения, способствующие дальнейшему совершенствованию уже приобретенных навыков, а так же учит распознавать в окружающей действительности жизненные ситуации. Курс русского языка выстроен так, чтобы по возможности мог совпадать по времени с изучением различных тем курса социально-бытовой ориентировки. Задания и упражнения, предлагаемые учащимся, связаны с ситуациями, с которыми старшеклассники уже сталкиваются или будут сталкиваться в повседневной жизни и трудовой деятельности.
13PAGE 15
Новый точечный рисунокЙ Ѓ
·
·і
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·1
·
·
·
·A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ж
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·а
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·15