Доклад Реализация программы профессиональной ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии «Кадровый потенциал успешной Республики» на 2016-2017 г.


Реализация программы профессиональной ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии «Кадровый потенциал успешной Республики» на 2016-2017 г.

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время.
Вопрос “Кем быть?” – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Одним из направлений работы в ОШ № 14 по социальной адаптации детей, подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.

Цели профориентационной работы в школе:
Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Основные задачи профориентационной работы в школе:
Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;
Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Направления профессиональной ориентации в школе:
Профессиональное просвещение;
Профессиональная консультация.
В содержание профессиональной работы в школе входит следующее:
– воспитание интереса к рабочим профессиям:
– широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями;
– всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;
– помощь школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности;
– ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов;
– консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;
– помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;
– формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;
– последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятии, эффективности педагогических методов воздействия.
Профессиональная ориентация – многоуровневая. В ее структуре можно выделить следующие составляющие элементы:
1) профессиональное просвещение;
2) профессиографию;
3) профессиональное воспитание;
4) профессиональную диагностику;
5) профессиональную консультацию;
6) профессиональный отбор/подбор;
7) профессиональную адаптацию.


Для профориентационной работы выделены 3 возрастные группы:
1 - 4 классы,
5 - 7 классы,
8 - 9 классы.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности; постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики;
8-9 классы: групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

В первой возрастной группе мы решаем задачи по ознакомлению с наиболее распространёнными видами трудовой деятельности, воспитанию любви к труду и уважение к представителям любой профессии.
Во второй группе знакомим ребят с содержанием и характеристикой основных профессий города и области, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.
В третьей группе решаем задачи общетрудовой подготовки подростков, и создаем условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Даём информации о путях получения различных профессий. Получают допрофессиональную подготовку. Проводится углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, изучаются возможности получения образования и трудоустройства.
В работу ОШ № 14  по организации профориентационной деятельности включены следующие вопросы:
система профориентационной работы в Республике, родном городе;
методика профориентационной работы по возрастным группам;
психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками;
методические основы профориентации во внеклассной работе;
работа с учащимися по интересам;
методы работы с родителями по вопросу выбора профессии.

Формы организации работы в школе:
урок,
беседа,
собрание,
классный час,
встречи с представителями предприятий, учебных заведений,
работа с литературой и справочным материалом,
организация выставок.

По плану профориентационной работы за год проведены следующие мероприятия:
Конкурсы рисунков «Профессии моих родителей» среди учащихся начальных классов (классные руководители 1-4 классов).
Беседы на уроках и классных часах: «Знакомимся с профессиями наших родителей», «Все профессии важны», «Знакомство с нужными профессиями для Республики.» (классные руководители 1-9 классов.)
Викторины: «Азбука профессий». «Все работы хороши, выбирай на вкус!». «Рабочий - нужная профессия». (классные руководители 5-6 классов).
Просмотр презентации «Все профессии нужны, все профессии важны...», «Рабочие профессии Донбасса» (классные руководители 7-9 классов).
Классные часы «Я б в строители пошёл...», «Профессии нашего города.», «Дороги которые мы выбираем. Рабочие профессии Донбасса.», «Шахтер- благородная работа» (классные руководители 5 и 9 классов)
Круглый стол «Профессии наших предков», (классные руководители 4-х классов).
Профориентационные игры «Все профессии важны...», «В мире профессий» (воспитатели 1-4 классов и классов).

Работа с родителями
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации.
Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей.
На родительских собраниях и классных часах в 9-х классах, во время индивидуальных консультаций - классные руководители поднимают вопрос о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Вот почему в школе важное место отводится педагогическому просвещению родителей по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Родительское собрание учащихся 9 классов «Как помочь ребенку выбрать профессию» «Куда пойти учиться» (классный руководитель 9 класса Зубарева И.В.)
Одной из форм работы с родителями являются родительские лектории. В качестве лекторов и докладчиков выступали учителя, родители, учителя профессионально трудового обучения.

Работа библиотекаря
В библиотеке организовывались выставки литературы для учителей и учащихся в помощь по выбору профессии и профориентационной работе; изучались читательские интересы учащихся и рекомендовалась литература, помогающую в выборе профессии; организовывались выставки книг о профессиях («Все работы хороши», «Кем быть?»). Проводились читательские конференции:
Источники получения информации о мире профессий.
«Какая твоя будущая профессия». (библиотекарь)
Администрация школы оказывала педагогическую поддержку обучающимся в процессе их профессионального и жизненного самоопределения. Проводились индивидуальные консультации с родителями по выбору специальности и учебного заведения; осуществлялись консультации учащихся и родителей по социальным вопросам «Перспективы и возможности». Оказывала помощь родителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Ежегодно в школе проходит концерт «Славься трудом, Шахтерская земля» по профориентации. Цель мероприятия: активизация совместного творчества детей и педагогов, развитие творческого потенциала личности обучающихся, расширение представлений о различных сферах труда. В конкурсе обучающиеся представляют специфику разнообразных профессий, поют, танцуют, рекламируют нужные профессии для Донбасса.

Вся работа по профоориентации в течение года помогает обучающимся расширить свое преставление о различных видах профессий, о путях их приобретения, а так же подготовит к выбору будущей профессии.


15