Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе речевого развития учащихся на уроках русского языка
Кривоногова Людмила Александровна, магистрант кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Современные тенденции развития общества диктуют требование совершенствования образовательного процесса, направленного на улучшение качества обучения в средней общеобразовательной школе и развитие личности обучающегося, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Метапредметные результаты обучения включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В широком значении понятие «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта. В узком значении данное понятие определяется как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. В целях формирования познавательных УУД необходимо создавать соответствующие условия: учебно-методическое обеспечение; совершенствование учебных программ и методов обучения в соответствии с современными реалиями; использование современных педагогических технологий во всем их разнообразии; совершенствование методов оценки достижения целей обучения учащимися; развитие самостоятельной работы учащихся.
Формированию познавательных УУД наиболее эффективно способствует использование следующих педагогических технологий: технология развития критического мышления, проектная технология, технология исследовательской деятельности обучающихся.
Технология развития критического мышления
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Проектная технология
Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обоснования поэтапной, успешной учебной деятельности, представления результата.
Технология исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Приведем пример конспекта урока русского языка в 9 классе, одной из целей которого является формирование у учащихся навыков осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме. Для достижения поставленной цели учитель использует технологию исследовательской деятельности.
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении
Цель урока: формирование представления учащихся о сложноподчиненном предложении, его строении и средствах связи. Совершенствование пунктуационных навыков. Развитие у учащихся ораторских навыков, способности построения речевого высказывания в письменной форме. Формирование навыков сотрудничества в учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран); раздаточный материал (учебная литература, карточки); презентация, содержащая текст для практического задания.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель обращается к учащимся: «На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы «Сложное предложение». Что собой представляет понятие «сложное предложение»? Какие виды сложного предложения вам уже известны?». Я предлагаю вам самостоятельно определить тему сегодняшнего урока. Для этого запишите предложения, дайте их характеристику и постройте схему (работа у доски):
Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира. (К.А. Федин)
Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его (А.П. Чехов)
Учитель обращается к учащимся: «Какие сходства и различия вы видите между данными предложениями? О каких сложных предложения мы сегодня будем вести разговор? Запишите тему урока».
Изучение нового материала.
Учитель обращается к учащимся: «Я хочу предложить вам поменяться местами с учителем. Вы сегодня сами расскажите, что собой представляет «сложноподчиненное предложение». Для этого необходимо разделиться на три группы. Перед вами учебная литература по данному вопросу:
– Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов – Москва;
– Волошина О. А., Богатырева И.И. Школьный словарь-тезаурус лингвистических терминов;
– Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.
Ваша задача, опираясь на нее, подготовить опорный конспект по заданной теме и презентовать его. При этом в ходе презентации выступающий должен использовать в речи сложноподчиненные предложения (не менее двух)».
После выступления учащихся учитель делает общий вывод.
Закрепление изученного материала.
Учащиеся читают и анализируют текст, представленный на слайде, выписывают сложноподчиненные предложения, составляют их схемы, объясняют расстановку знаков препинания.
Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек в свою нынешнюю высоту.
Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.
Сегодня, когда на наших глазах некоторые люди размахивают чадной атомной головней с риском пустить по континентам огненного петуха, страшно становится порой, что величайшие сокровища мысли вверены беспомощно-хрупкой бумаге. Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля, и книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества. Если бы беспримерная геологическая катастрофа отрезала у человека весь его громадный обоз неоценимых материальных орудий, книга еще внушила бы ему надежду и силы на возрождение. Без нее человек сразу бы стал затерявшимся путником в огромной безвестной ночной пустыне. Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно своему человеческому званию.
(По Л. Леонову)
Работа с карточками. В карточках представлены задания, составленные по материалам контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по русскому языку.
Вариант 1
Среди приведенных предложений найдите сложное предложение с подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
И в мире нет таких вершин, что взять нельзя. (В. Высоцкий)
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А. Куприн)
Здесь мой голос на резком ветру огрубел, да и сердце моё огрубело. (А. Сурков)
Под окнами в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. (А. Чехов)
Ответ: ________________
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения.
Я подумал (1) что будет не так уж плохо(2) если Мишка сейчас прочитает мои мысли.
Ответ: _________________
Вариант 2
1.Среди приведенных предложений найдите сложное предложение с подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (М. Пришвин)
Море глухо рокотало, и волны бились о берег бешено и гневно. (М. Горький)
Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный . (С. Аксаков)
Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов – все это сообщает особую горечь и силу повествованию. (К. Паустовский)
Ответ: ________________
2.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения.
Довожу до Вашего сведения (1) что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования (2) для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ (3) позволяющих оформлять документацию (4) в соответствии с последними нормативами.
Ответ: _________________
Рефлексия и подведение итогов урока.
Таким образом, формирование и последующее развитие познавательных УУД открывают учащимся широкие возможности свободной ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Современные тенденции развития общества диктуют требование постоянного самостоятельного познания индивидом мира и актуализации уже имеющихся знаний. Задача учителя в сложившихся условиях – «построить мост» на пути к удовлетворению данных требований.