Конспект открытого занятия по сольному пению «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

Районное муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Знаменская Детская школа искусств»









Конспект открытого занятия по сольному пению

Тема:
«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном
материале и вокальных произведениях».







Автор – составитель: преподаватель РМБОУ ДОД
«Знаменская ДШИ»
Касторнова Елена Анатольевна






г. Тамбов
2015 год
Тема занятия:
«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению скороговорок.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении учебно-тренировочных упражнений.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитания уважения и любви к истокам русской культуры.

Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано;
- телевизор с DVD;
- микрофон.

Методическое обеспечение занятия:
- DVD диск с видеофрагментом отрывка с международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»;
- плакаты по теме «Дикция и артикуляция».









Ход занятия
Звучит мелодия песни «Человек-чудак» А. Петряшевой (концертмейстер Д.Н. Лапий). Под музыку в класс входит ученица 4 класса хорового отделения Позднякова Соня.

I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, Соня!
Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по сольному пению.

II. Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».
Итак, дикция –это

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Педагог: Артикуляция - это

Предполагаемый ответ учащегося: Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?

Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

Объяснение темы.

Педагог обращает внимание на плакат «Схема голосового аппарата».
Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Соня, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?

Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.

Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.
Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.

Педагог: Молодец, Соня!
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

IV. Практическая часть.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.

Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на согласную букву «Р», которые мы разучили на предыдущих занятиях.
Первая скороговорка называется «Ярило». Интересно, что обозначает слово «Ярило».

Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.
Скороговорка «Ярило»

Ярило, Ярило
По небу катило,
А туча нашла
И Ярило закрыло.
Рекомендации:
В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

Педагог: Спасибо, Соня. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже на согласную букву «Р».

Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка «Триглава» - о богине почвы, воды и воздуха.
Скороговорка «Триглава»

Богиня Триглава – одна, а трём слава!
У этой богини три добрых Начала:
Одно – это почва, второе – вода,
А третье есть воздух, чем дышим всегда.
Рекомендации:
В скороговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.

Педагог: Молодец, Соня!
Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.
Скороговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением
На дворе звенит капель,
У реки сидит бог Лель
И игрою на свирели
Ворожит птиц, чтоб летели.
Рекомендации:
В скороговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.
Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.
Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть его.
Упражнение «Буквы» - исполнение упражнения
Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,
Получилась в старину буквенная книжица.
Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ
И теперь об этом знаешь - милый друг и лично ты.
Рекомендации:
В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Важно обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».

Педагог: Хорошо, Соня. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.
Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения.
ЙОТ и КАКО дружат давно.
Рядом стоят, любят ребят.
Рекомендации:
Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты. До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Важно отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».

Педагог: Молодец, Соня, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.
Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения.
СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –
Буквы рядом звучат гордо.
Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –
Буквы лучшие на свете.
Рекомендации:
Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.

Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения.
ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛАГОЛЬ
Познакомиться изволь.
Укрепляет голос Наш
Ты возьми на карандаш.
Рекомендации:
Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.

Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.
ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!
Так буквы желают всем нам,
Чтоб жить увлечённо и бодро
Ты азбуку выучи сам.
Рекомендации:
В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.

Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.

Видео-пауза
Педагог: Соня, я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы, Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетативом.
Просмотр видеофрагмента.

Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Педагог: Давай вспомним песню «Есть сказка одна», которую мы разучили на предыдущих занятиях.
Исполнение песни «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко
Есть сказка одна, а в ней есть полёт
Из дома родного туда, где цветёт
Цветок алый-алый, он сказки той главный,
Он сказки той главный секрет!
Припев:
Колечко неслучайное, колечко обручальное
Даровано девице затем, чтоб возвратиться.
В мир сказочных явлений, чудесных превращений,
Проявленной мечты, любви и красоты.

Есть сказка одна, а в сказке поверь,
Есть добрый, тоскующий, ласковый зверь.
Стерёг он цвет алый и сказки той главный,
И сказки той главный герой!
Припев:

Есть сказка одна, а в сказке дворец
И сад, расцветающей негой сердец,
В саду есть цвет алый, он сказки той главный.
Он сказки той главный секрет.
Припев:

Рекомендации:
При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звук.

Педагог: Хорошо, Соня. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.
Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Лукоморье».
Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.
Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.
Песня «Лукоморье»
Лукоморья дуб, древо вечное.
И ветвистое и сердечное.
Корнева, глубока, потому он в соку
Крона так разрослась, стремясь к солнышку.
Припев:
А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.
А то сказку нам расскажет
Зеркальце всю правду скажет
Мудрым праведным словцом,
Где Руси заветный дом,
Где герои молодцы -
Слова меткого стрельцы.
Рекомендации:
Во время работы над вокальным произведением «Лукоморье», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.

Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.
Итак, первый вопрос:
Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).
Составные части речевой полости: (-щёки;
-челюсти;
- язык).
Человек, поющий песни на сцене (певец).
Молодец Соня, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.
Спасибо, Соня! До свидания. До новой встречи.


























Литература
1. Адулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1986.
2. Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 1988.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1964.
4. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – М.: Музыка, 1968.
5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физеологические основы. – М.: Музыка, 1926.
6. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1976.
7. Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972.
8. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
9. Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. – М.: ВТО, 1979.
10. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
11. Морозов В. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1965.


















15