Открытый урок Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокальног произведения


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район


Педагог ДО Булатова З.А
МБОУ ДОД ЦРТДЮ
Место проведения база Д.сад № 35
Время проведения 21ноября 2014 год
Возраст обучающихся 9 - 12 лет
Второй год обучения
ТЕМА: " Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения"
Продолжительность занятия - 40 минут
Цель урока:
1.Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.
2. Развитие артикуляционного аппарата вокалиста ,правильное произношение слова во время исполнения музыкального произведения.
3.Работа над согласными буквами в скороговорках и распевках.
4.Работа над текстом новой песней
Задачи урока:
Обучающие:
- Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.
- Обеспечить формирование у учащегося знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
- Обучение пению дикционных оборотов в музыкально - тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
Развивающие ;
- Создать условия для развития у учащегося дикционных навыков в разнообразных темпах;
- Формировать навыки фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
- Активизировать артикуляционный аппарата при различных
нюансах.
- Умение пользоваться нижнереберно -диафрагматическим дыханием.
- Распевание, использование вокальных упражнений – скороговорок.
Воспитательные;
Создать условия для:
- Воспитания сознательного подхода к обучению;
- Повышение уровня самооценки, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- Стимулирования творческого поиска учащегося в создании интерпретации произведений.
5.Воспитания внимательности и добросовестного отношения к труду.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: просторное светлое помещение; фортепиано, ноутбук, зеркало, микрофон. Методическое обеспечение занятия: плакат  по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным вокальный,
показ учителем и воспроизведение услышанного учеником
- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
Побуждение к самоконтролю.
Проговаривание текста песни «нараспев»
Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорок, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию с начинающим вокалистом.





План занятия:
1. Организационный момент
Приветствие
2. Развитие темы.
Сообщение темы, постановка цели.
Беседа"Что же это за инструмент, человеческий голос?"
Рассказ" Прогулка в лесу"
3. Настройка певческих голосов.
Распевание, скороговорки
Активизация артикуляционного аппарата
4. Физ.минутка
5.  Работа над песней
6. Итог занятия.
7. Домашнее задание
Занятие:
Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего урока "Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения".
Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
Что такое дикция? Что это за слово? И что оно означает в мире музыки и в мире вокала.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Ребята !Вы должны знать что, формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. ( Показ плаката: строение голосового аппарата). Работа артикуляционного аппарата (для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.
Артикуляция - это правильная работа АА ,который позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
Педагог: Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.
Вопрос ? Что же это за инструмент?..(Дети отвечают) -"Человеческий голос"
Правильно! Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал!
Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.
А какие это органы? (дети отвечают) ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо, глотка, гортань, трахея, лёгкие).
Правильно! Всё, что мы с вами перечислили это и есть артикуляционный аппарат.
Педагог: Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим.
Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.
Ребята! А из чего может состоять распевка вокалиста?
(Дети отвечают); "Из вокальных упражнений и скороговорок"
Правильно! И нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне.
Цель нашего урока, закрепить вокальные упражнения с помощью распевок и скороговорок. Без чётковыговоренных слов ,сложно слушать исполнителя любой песни , и поэтому эти упражнения для выполнения являются обязательными. Все скороговорки проговариваются ясно, чётко, не «сжевывая» ни одной буквы.
Педагог: А теперь немножечко пофантазируем. Рассказ "Прогулка в лесу" Представим что наш класс превращается в луг! Время года – лето! Друзья по школе, Эдгар и Алина, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко "мм"). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях).
По дороге проехала машина ("пр -р", в высокой тесситуре -  "машина едет в горку и с горки").
Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре "ж-ж""мы жуки, мы жуки, мы живём у реки,мы летаем и жужжим соблюдаем свой режим" - (рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования. Чистка интонации. Опевание ступеней).
Вот и лес. Уже на опушке ребята услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал  октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях).
В лесу звенят комары ("з-з" - в тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе).
Как интересно в лесу? Где-то поет свою песню кукушка ("ку-ку" - поем в нескольких тональностях).
Вот пробежал ёжик ("фуф -ты-фуф-ты-фуф-ты фу, на спине листок несу, самый сильный я в лесу, лишь боюсь одну лису"маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик).
Он так смешно бегает (« дук - дик - дак - дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех у Эдгара и Алины. (Упражнение "Ха-ха-ха", активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись ("о-о-ой" - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой.(Упражнение "По дороге Петя шёл".)
Педагог: Вы молодцы ребята! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, когда наш вокальный аппарат хорошо разогрет и готов к работе, давайте прочитаем скороговорки:
Распевание, скороговорки;
1."Из под топота копыт, пыль по полю летит",а теперь проговариваем увеличивая скорость произношения, четкий выговор гласных и согласных букв.
2.Встретил в чаще Ёж ежа,
"Как погода, ёж?
- Свежа!
И пошли домой ,дрожа, сгорбясь, сьёжась два ежа!- проговаривать на одном дыхании.
3.К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Активизируем артикуляционный аппарат;
Проговариваем по 3 раза на одном дыхании с чередованием парных согласных:
С З Ш Ж Р Л Г К;
ЗЫ- СЫ,ЗЫ - СЫ - СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ ЗЕ СЕ ЗЕ - Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ
РИ ЛИ РИ ЛИ - ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ
ША ЖА ША ЖА - МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ ЧЕ - ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ
ЖИ ШИ ЖИ ШИ - КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ЗУ СУ ЗУ СУ - НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ
ЛА РА ЛА РА - НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА

Чередуем согласные П Б:

ПУ БУ ПУ БУ - СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА БА ПА БА - А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ БЫ ПЫ БЫ - КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ БЕ ПЕ БЕ - ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередуем согласные Т Д:
ТЫ ДЫ ТЫ ДЫ - Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ ДЕ ТЕ ДЕ - ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ ДУ ТУ ДУ - А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ ДИ ТИ ДИ - ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Физ.минутка :Танцевально - спортивная
"СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ ЛЮБИТ СКАКАТЬ"
Эй, Лежебоки, ну ка вставайте! На зарядку выбегайте, хорошенько потянулись, Наконец-то вы проснулись! Начинаем! Все готовы? Отвечаем - Все готовы! Отвечаем, все здоровы?!Отвечаем - все здоровы! Становитесь по порядку, на веселую зарядку. Приготовились, начнем и все вместе подпоём. Солнышко лучистое, любит скакать, С облачка на облачко перелетать! Вот так вот! Раз, два, три, четыре, раз, два три, четыре Раз, два, три, четыре, пять. Еще раз! Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре, пять!
Педагог: А теперь поработаем над дикцией и артикуляцией в песне: "Долгожданная весна" муз. и сл. Д.Трубачева
а) Беседа о настроении песни ( радостная, весенняя, солнечная).
б)Отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.
Зима, не обижайся – твое времечко прошло,
Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,
Чтобы запели птицы и расцвела сирень,
Чтоб мы гулять могли бы целый день.Припев:
Весною свежий ветер и светлее небеса,
Становятся задорнее и ярче голоса.
Весною столько света, столько солнечной любви,
Весною так прекрасны соловьи!
В тексте песни выделяем опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст.
А теперь ребятки прочитаем 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные:
Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,
Хо-ти-м мы -што-б на-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло.
Особенности произношения в припеве: "становятся"- "ста-но-вя-ца", "звонче" - "звоньче".
Мы с вами отрабатываем правильное произношение текста. Исполнение 1 куплета и припева поём сначала в медленном темпе ( следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
А теперь закрепим пройденный материал;
- Мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата,
- Работали над согласными буквами в скороговорках и распевках.
- Работали над текстом новой песни.
- Познакомились с новыми понятиями.
Ну а теперь подведение итогов, выводы;
Обсудим то, что получилось, а что- нет, в чем были ошибки, как их можно исправить.(Дети активно участвуют в обсуждении.
Задание на дом:
1.Выучить 2 куплет песни"Зима не обижайся"
2.Отметить опорные слова в каждой строчке
3.Выучить наизусть скороговорку "Про Чебурашку"
Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!
До свиданья ребята! Жду вас на следующем занятии.
Используемая литература:
1.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с
2.Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е       изд. –   М., 2005 – 367с.  
3.Федонюк В. Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003
4.Сет Риггс.Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.
5.Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005
6.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.
7.Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»8.
8.Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.
9.М.Егорычева, «Упражнения для развития вокальной техники», 1980г.
10.О.В.Далецкий, « Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.












13PAGE 141615


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15