Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения. Буква К, звуки К, Кь.


Конспект №1
Тема: Согласная буква К, звуки «К, Кь».
Этапы работы Содержание этапа
1.
2.
3.
4. Цель:
Задачи:
Коррекционо-разви-
вающие:
Коррекционно-об-
разовательные:
Коррекционно-вос-
питательные:
Оборудование:
Форма проведения:
Ход занятия
Организационный
момент.
Мотивационно-ори-
ентировочный этап
Основная часть
Рефлексия. Способствовать формированию и закреплению зрительного образа буквы К и произношению звуков К,Кь в слогах, словах.
-Развивать высшие психические функции: слуховое и зрительное
внимание, восприятие, память, мышление;
-снять эмоциональное и физическое напряжение;
-развивать эмоциональную сферу;
-формировать пространственные представления;
-совершенствовать сенсомоторные процессы;
-обучать графическим навыкам.
-Способствовать формированию понятия буквы К;
- способствовать формированию понятия согласных звуков К,Кь и закреплять в прямых и слогах, словах;
-учить детей определять наличие заданного звука в слове;
-способствовать формированию навыка чтения.
-Воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе;
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать культуру речевого общения;
-воспитывать терпимость и доброжелательность к другим людям;
-воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Магнитная доска, буквы, азбука, развивающая игра «Учу буквы»,
пособие «Складушки», предметные картинки, разноцветные шнурки,
нитки, кот, карандаш, тетради в клетку, музыкальное сопровождение.
Практическое занятие.
Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу учителя-дефектолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми.
Здороваться надо определённым образом:
1 хлопок- здороваемся за руку;
2 хлопка- здороваемся локтями»;
3 хлопка- здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры даст детям возможность почувствовать своё тело, снять
мышечное напряжение. Смена партнёров по игре поможет избавиться
от ощущения отчуждённости.
Для полноты тактильных ощущений ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Учитель-дефектолог предлагает детям занять свои места за партами.
1.Везде и всегда мы говорим красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили мы старательно.
(дети проговаривают хором).
2.Учитель-дефектолог:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны…
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
3. Дети вспоминают какие звуки речи бывают?
(гласные и согласные)
Какие гласные они знают.
(ответы)
Какие согласные они уже знают.
(ответы)
Учитель –дефектолог предлагает познакомимся с новой буквой К и звуками К, Кь.
1. Посмотреть на эту букву, запомнить, как она выглядит:
Палочка прямая I,
А справа--сломанная,
Вот такая
К палочке прямой сбоку
Сломанную присоедини
И букву К получи.
2. Произнести изолированные звуки «К», «Кь», уточняя их артикуля-
цию с эмоциональной окраской.
3. Алфавит телодвижения:
К- левая нога отклонена в сторону на носок,
левая рука вверх в сторону.
4. Работа с буквой:
-составление изображения буквы (из палочек, спичек, скрепок, ниток, мягкой проволоки, разноцветных верёвочек).
-положить букву перед собой, взять другие и по рекомендации
класть их рядом, справа, слева, вверху, внизу.
5. Игра «На лесной полянке»
(детям предлагается свободно разместиться в помещении, представить себя на лесной полянке, слышны лесные звуки: голоса птиц, стрекотание насекомых… Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши, если услышат звуки К, КЬ.
6. Работа с предложением.
Учитель-дефектолог предлагает составить предложение из
нескольких слов:
У Кости рос мак.
И проговорить это предложение с различной интонацией:
У Кости рос мак!
У Кости рос мак?
7. Пальчиковая гимнастика.
«Вырос высокий цветок на поляне…»
Вырос высокий цветок на поляне («цветок с закрытыми лепестками»),
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук),
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмичные движения пальцами вместе и врозь)
Дружно дают под землёй корешки («корни»).
(воспитанники проговаривают стихотворный текст, сопровождая движениями обеих рук.)
8.Работа в индивидуальной тетради в клетку простым карандашом.
(дети продолжают обводить по клеточкам фигуры, следуя образцу. Следят за чёткостью линий, аккуратным выполнением заданий.) 1. Дети садятся в круг. Учитель-дефектолог просит сказать, с какой
ещё буквой и звуками, её обозначающими сегодня познакомились,
какое задание понравилось .Воспитанники передают друг другу
кота, поочерёдно высказываю своё мнение.
2.Ритуал прощания. Речёвка «Дружные ребята».
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботится мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!