Русское народное творчество в воспитании диалогической речи у дошкольников
«Русское народное творчество в воспитании диалогической речи у дошкольников»
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям.
На современном этапе развития дошкольного воспитания вводится ФГОС дошкольного образования, который выделил отдельно направление «Речевое развитие». И это на случайно: формирование навыков связной речи является непременным условием формирования межличностных отношений ребёнка с окружающим социумом.
На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников является народное творчество. Устное народное творчество – это, прежде всего, сказки. Они наиболее интересны для детей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из – за простоты и непосредственности изложения. Это позволяет развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Народные сказки раскрывают меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрирует насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Коммуникативная деятельность по сказкам строится по следующему алгоритму: слушание, рассказывание, инсценирование и сочинение сказки. Перед прочтением сказки идёт подготовка к ее восприятию. Загадывание загадки о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация иллюстраций. Текст сказки читается детям дважды. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проходит в вопросно – ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказки сопровождается различного рода наглядным материалом.
Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому вместе с детьми разыгрывается сказка по ролям. Например, сказка «Волк и семеро козлят». В процессе инсценировки этой сказки дети учатся:
- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;
- делать свою речь эмоциональной, образной, живой, обогащать свой словарный запас.
Одним из приёмов развития связной речи детей является не только восприятие содержания сказки, но и преобразование события, придумывание нового конца сказки, смешивание сюжетов сказок, их героев в одной сказке, введение неожиданной ситуации. Для этого проводится беседа по картинкам со сказочными сюжетами. Рассматривая их, дети стараются придумать свою сказку. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого.
Таким образом, использование такого вида устного народного творчества, как сказка, в комплексе с другими воспитательными средствами, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.