Конспект урока по социально-бытовой ориентировке Лекарственные растения


Тема: Лекарственные растения.
Цель: познакомить с лекарственными растениями, учить заваривать травяные настои.
Задачи: образовательная: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных  свойствах   лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения; формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей;
коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;  развивать познавательную активность, расширять кругозор;
воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью, стремление оказать помощь в трудную минуту, воспитывать бережное отношение к природе.
Практическая работа: заваривание травяного настоя.
Основные термины и понятия: настой, отвар.
Наглядные пособия:  картинки с изображением лекарственных растений, таблица лекарственных растений (раздаточный материал), аптечные упаковки лекарственных растений, технологические карты, презентация «Лекарственные растения», видео «Приготовление настоя».
Оборудование: компьютер, доска, чашка, ложка, кастрюля, чайник эл., электрическая плита.
Ход урока.
Организационный момент.
Продолжи предложение:
«Чтобы быть здоровым я буду ….»
- Я начну выражения, а вы заканчивайте:
Правильное… (питание)
Свежий … (воздух)
Здоровый … (образ жизни)
Здоровый… (сон)
Спокойная… (обстановка)
Водные… (процедуры)
Соблюдение…(правил личной гигиены)
Активный … (отдых)
Положительные… (эмоции)-состояние, кот. мы создаём себе сами- радость, веселье, удовольствие.
Солнечные …(ванны) Молодцы!
II. Повторение изученного материала.
- Здоровый человек может заболеть, поэтому каждый должен уметь оказать помощь себе и своим близким. В связи с этим в школах, в транспорте, на заводах, учреждениях имеются аптечки, тем более именно дома, в каждой семье необходимо иметь все средства для оказания первой помощи.
- Для чего нужна домашняя аптечка? (для оказания первой медицинской помощи)
- Какие средства должны входить в домашнюю аптечку?
- Где можно купить лекарства?
- В какой форме выпускаются лекарства? (таблетки, порошки, мази, микстуры).
- Важно знать основные правила применения этих лекарств.
Перфокарта. Нужно в клетке пересечение вопроса и ответа поставить условный знак «+».
Лекарство Наружное Внутреннее
Мазь + Микстура +
Йод + Таблетки +
Микстура- жидкое лекарственное средство (раствор, отвар, настой…)
- Расскажите правила хранения домашней аптечки.
- В домашней аптечке должен быть термометр. Для чего его используют?
- Расскажите правила измерения температуры тела.
- Какой считается нормальной температура тела человека?
- Температура тела 37С, о чём это говорит?
- Можно ли определить температуру, положив ладонь на лоб ребёнка?
(свои ощущения могут быть ошибочны)
- Сколько времени нужно измерять температуру?
- Почему с термометром нужно бережно обращаться?
- Чтобы лекарства не принесли вреда человеку, нужно следить за тем, чтобы срок годности их не истёк.
- Определите срок годности лекарств (раздать уч-ся)
Релаксация.
Представьте себе, что вы находитесь на солнечной полянке. Вас окружают цветы, различные лесные растения.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
- Сегодня продолжаем изучать тему медицинской помощи и тему урока вы узнаете прослушав стихотворение.
Лес не только для нашей забавы,Он – богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды, травыНам на пользу, друзья, взращены.Луга июльские – чудо простое,Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!Нет на земле бесполезной травы!Все растения надо знать, Их беречь и охранять.Ведь из трав лесного царстваЛюди делают лекарства.
- Как вы думаете, какая тема урока?
Слайд Тема урока «Лекарственные растения»
Освоение нового материала.
-Как вы думаете какие растения называются лекарственными?
Слайд Лекарственные растения – это растения, применяемые в лечебных или профилактических целях.
(профилактические цели – это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния)
Люди давно заметили, что некоторые растения излечивают от недугов. Они стали запоминать, что от чего помогает. Также видели, что звери тоже лечатся травами и кореньями, отыскивая среди великого множества нужные для себя растения. Затем лекарственные растения и их свойства люди стали записывать в специальные книги - «травники». И до сих пор люди пользуются растениями в лекарственных целях. Но очень важно знать, какое растение, какими свойствами обладает и как им пользоваться.
- Какие лекарственные растения вы знаете?
Современная научная медицина насчитывает около 500 видов лекарственных растений.
-Лекарственным сырьём являются различные части растений, содержащие лекарственные вещества.
Слайд -Назовите части растений, вспомните из уроков биологии (цветок, плод, лист, стебель, корень).
- В медицинской практике применяют: листья, почки (у берёзы, сосны), плоды, цветки, корни, кору.- Бывают в жизни ситуации, когда необходимо оказать первую доврачебную помощь человеку и у вас нет лекарственных препаратов и на помощь приходят лекарственные растения.
- Был ли в вашей жизни случай, когда вам была оказана помощь лекарственными травами.
- Сейчас вы должны внимательно посмотреть, запомнить лекарственные растения и их применения при оказании первой доврачебной помощи.
Слайд ПОДОРОЖНИК – свежеистолчённые листья используют для остановки кровотечения из ран, ожогах, ссадинах. Сок истолчённых листьев оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос, шмелей.
РОМАШКА – снимает воспаление при ангине, лечит желудок.
КРАПИВА – останавливает кровь, заживляет раны, укрепляет организм витаминами.
ОДУВАНЧИК – улучшает пищеварение (при плохом аппетите), успокаивающее средство. В состав растения входят витамины. Молодые листья идут на весенний салат, только нужно сначала подержать их в солёной воде.
ШИПОВНИК – содержит большое количество витамина С, укрепляет организм.
(показ)Из лекарственных растений можно приготовить:
Мази – готовят из мелкоизмельчённого лекарственного сырья, растёртого на жирной основе.
Порошки – приготавливают из измельчённого в ступке сырья, предварительно высушенного.
Соки – готовят из свежего сырья без его кипячения.
Чаи и сборы – состоят из нескольких видов лекарственных растений, измельчённые и взятые в заданных пропорциях.
Настойки – пригодны для длительного хранения, обычно готовят на спирту.
Настои – получают путём настаивания измельчённого лекарственного сырья.
Отвары – получают путём лёгкого кипячения.
Экстракты – полужидкая (густая) лекарственная форма, получаемая выпариванием в закрытой посуде отваров или настоев.
- В аптеках продаются разные сухие лекарственные растения и в зависимости от назначения препараты используют для лечения и профилактики заболеваний.
- Сегодня на уроке вы научитесь правильно готовить настои и отвары.
НАСТОЙ. Когда высушенные части растения просто заливают кипятком и оставляют на некоторое время. От какого слова произошло слово настой? (стоять, настаивать).
ОТВАР. (на доску) Когда высушенные части растения заливают кипятком и варят, получается отвар. От какого слова произошло слово отвар? (варить)
Видео «Приготовление настоя».
ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЯ.
Отмерить (взвесить) сырьё.
Положить в эмалированную посуду.
Залить нужным количеством кипятка, закрыть крышкой и поставить для настаивания.
Процедить настой.
(запись в тетрадь)
- Способ приготовления настоя указан на упаковке (показ)
-Отвары готовят точно также, только ставят на лёгкий огонь и кипятят.
- Настои и отвары лучше приготавливать ежедневно т.к. быстро портятся.
- Покупать лекарственные растения дорого, поэтому вы сами можете собирать их.
- Собирать растения надо только в загородней зоне ни в коем случае в городе и вдоль дорог
- Собирают растения в сухую, солнечную погоду, когда высохнет роса. Нельзя собирать загрязнённые листья и больные растения. Сушить надо в тени, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем, 3 – 4 раза в день растения переворачивают.
Хранить надо в сухом месте, в стеклянной посуде.
- Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять природе, чтобы сохранить эти ценные растения на будущее.
- Многие лекарственные растения содержат ядовитые вещества, которые при передозировке могут вызвать отравления или ухудшение течения здоровья. Поэтому лекарственные растения нужно применять по назначению врача и в соответствии с указанной дозой.
-Много книг о лекарственных растениях, где подробно рассказано о полезных свойствах, заготовке, сборе, сушке, хранении, применении и т.д. В кабинете вы можете ознакомиться с данной литературой.
Практическая работа: заваривание травяного настоя.
Закрепление изученного материала.
Как следует готовить настой?
Можно ли принимать настой из лекарственных растений, если нет рекомендации врача?
Выполните задание.
На карточках записан план приготовления отвара из лекарственных трав.  Учащиеся должны расставить всё по порядку, записать шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово.
«Т» -высуши в прохладном, тёмном месте, вдали от солнечных лучей.
«В» -  положи в стакан 1ст.л. высушенной травы.
«О» - собери нужную траву вдали от города и дорог, лучше всего в лесу.
«А» - вскипяти воду.
«Р» - залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания на 15-20мин.
Ключевое слово: «ОТВАР»
Итог урока. Выставление оценок.
Заключительное слово учителя.