Интегрированный урок русского языка и географии.Тема: «Южная Америка с элементами повторения правил правописания собственных имен существительных».


Интегрированный урок русского языка и географии.
Авторы: учитель географии Ладенкова Л.Ф. и учитель русского языка и литературы Алексенцева Е.О. МОУ СШ №81 Центрального района г. Волгограда.
Тема: «Южная Америка с элементами повторения правил правописания собственных имен существительных».
Класс: 7 Б.

Цель урока: обобщить изученный материал по теме правила правописания собственных имен существительных на примере географических названий.
Обучающий аспект:
повторить и закрепить правило правописания собственных имен существительных;
рассмотреть разнообразие стран материка Южная Америка;
применить свои знания при описании материка.
Развивающий аспект:
обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся;
развивать мотивацию изучения русского языка;
развивать мыслительные операции, умение сравнивать понятия, синтезировать при составлении единого текста, умение выделять главное в тексте.
Воспитывающий аспект:
воспитывать культуру совместной деятельности;
способствовать формированию интереса к познанию жизни других народов и стран;
воспитывать уважительное отношение к культуре других стран.
Ключевые компетенции:
общекультурные;
коммуникативные;
информационные.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Этапы урока:
подготовительный;
применение знаний;
контроль и рефлексия.
Вид урока: итоговый урок.
Продолжительность: 45 минут.
Методы обучения: эвристический и проблемный.
Форма учебной деятельности:
активное обучение с использованием ИКТ;
кооперативно-групповая форма;
работа с текстовыми и картографическими источниками.
Оборудование:
классная доска;
физическая карта Южной Америки;
учебник географии 7 класс;
контурные карты;
атласы;
компьютер;
проектор;
учебник русского языка 7 класс;
орфографические словари.
Ход урока.
Подготовительный этап. Приветствие. Организационный момент. Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализацию опорных знаний и умений. 5 минут.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование, наглядные пособия.
1. Приветствие. Учитель русского языка спрашивает правила правописания собственных имен существительных.
2. Учитель географии предлагает отправиться в путешествие по самой полноводной реке в мире. (5 минут) Учащиеся отвечают правила.
Ребята проговаривают название этой реки (Амазонка). Доска. Физическая карта.
II. Применение знаний. Задача этапа: обеспечить усвоение предложенных материалов. 35 минут.
1. Предлагает задание на к/к: попутешествовать по р. Амазонке и отметить всю речную систему.2. Учитель русского языка предлагает записать названия рек, выделенных на к/к, обозначить орфограмму в этих словах.
(10 минут). 1. Отмечают р. Амазонку с ее притоками.
2. С каждого ряда по одному ученику выходят к доске выписывают названия рек и отмечают орфограмму.
Пример: Мадейра (имя собственное). Доска. Физическая карта. Контурные карты. Атласы
3. Учитель географии предлагает учащимся угадать название страны Южной Америки по изображению на экране (см. Приложение).
(10 мин.)
4. Учитель географии оценивает ответы учащихся. (10 минут) 3. Ребята должны определить название страны по изображению.
4. Дети анализируют ошибки. Доска. Экран. Проектор. Компьютер.
5. Учитель русского языка дает задание:
Написать мини-сочинение по группам:
Бразилия;
Перу;
Аргентина;
Чили
6. Учитель русского языка зачитывает каждую работу вслух и оценивает правильность ее написания.
(15 минут) 5. Дети пишут мини-сочинение без использования учебных пособий, основываясь на знаниях, полученных ранее на уроках географии и русского языка.
6. Дети анализируют ошибки. Орфографические словари.
III. Контроль и рефлексия. Задача этапа: проанализировать и оценить работу на уроке. 5 минут
1. Учителя подводят итоги и выставляют оценки в журнал. Делятся впечатлениями.
(5 минут). 1. Дети делятся впечатлениями