Конспект урока по литературе для 7 класса «Тема депортации в калмыцкой детской литературе»
1. ФИО Санджиева Надежда Владимировна
2. Место работы МОБУ «Троицкая СОШ им.Г.К.Жукова»
3. Должность автора Учитель русского языка и литературы
_____________________________________________________________________
К 70-летию депортации калмыцкого
народа в Сибирь посвящается
Предмет, класс Литература, 7
Учитель Санджиева Надежда Владимировна
Тема урока «Тема депортации в калмыцкой детской литературе»
(по повести А.Г.Балакаева «Три рисунка»)
Тип урока Работа с художественным текстом
Состав класса: 20 учащихся, для которых русский является неродным.
Образовательные цели: дать представление о трагических страницах истории калмыцкого народа в ХХ столетии, познакомить с идейным содержанием книг.
Развивающие цели: расширить читательский кругозор учащихся, развить навыки анализа текста, сформировать навыки самостоятельной работы с литературой, развить навыки монологической речи.
Воспитательные цели: способствовать воспитанию нравственных ценностей: доброты, милосердия, сострадания; формировать у учащихся толерантное сознание.
Оборудование: книжная выставка, словарь основных понятий и терминов, тематические таблицы.
Ни голос памяти правдивой
Сулит беспамятность, беду...
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
А.Т. Твардовский
Мир слишком опасен, чтобы в нем житьиз-за тех, кто стоит рядом и молчит
А.Эйнштейн
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя.
Детство – это время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.
- Назовите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДЕТСТВО?
Возможные ассоциации
ДЕТСТВО
- мама - тепло
- соска - солнце
- сказки - радость
- игрушка - спокойной носи, малыши и т.д.
Многие писатели обращались к теме «Дети и война». В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы побеседуем о повести «Три рисунка». Автор - А.Г.Балакаев, народный калмыцкий писатель. Урок наш необычен. Это урок-размышление. Мы сегодня будем много говорить, размышлять, чтобы понять очень сложные вещи. Эпиграфом к уроку послужат строки А.Т. Твардовского и слова А.Эйнштейн.
- Как вы понимаете эти слова?
III. Словарная работа.
ДЕПОРТА
·ЦИЯ (от лат. deportatio изгнание, ссылка) высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных офиц. властью социально опасными, из мест постоянного проживания.
- Что вы знаете о депортации калмыцкого народа?
IV. Историческая справка (сообщение подготовленное учащимися).
Депортация калмыков. В начале августа 1942 года большая часть улусов Калмыкии была оккупирована и освободили территорию Калмыкии только в начале 1943 года.
27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
В операции по выселению калмыцкого населения, получившей кодовое название «Улусы», участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, а руководство за ходом операцией осуществлял начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.
Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. Более 93 тысяч калмыков были сосланы на восток страны: Сибирь, Тюмень, Сахалин, Дальний Восток, в самые суровые климатические условия, для того чтобы уничтожить весь народ. Калмыцкая АССР была ликвидирована, её территория была роздана соседним областям. Калмыки были лишены всех прав, гражданских, имущественных, права на образование, на работу в государственных учреждениях. Теперь они назывались спецпереселенцы и были обречены на голод, болезни, тяжелый физический труд, унижения и оскорбления. Спецпереселенцами были и дети, они также были вынуждены жить в тех условиях и вместе со взрослыми переносили все тяготы депортации.
А в это время более 50 тысяч калмыков воевали на фронте, участвовали во многих крупных сражениях: в защите Брестской крепости, Москвы, Ленинграда, Севастополя, Сталинградской и Курской битвах, партизанском движении. 25 калмыков удостоены звания Героя Советского Союза. Но даже фронтовики были подвергнуты депортации, они были сняты с фронта и отправлены в Широклаг в Пермской области, где от непосильного труда, голода и болезни погибли почти все. Лишь немногие благодаря поддержке командования смогли дойти до Победы.
В ссылке народ потерял одну треть населения. Депортация длилась долгих13 лет. После смерти Сталина, на двадцатом съезде партии, калмыцкий народ был полностью реабилитирован. Депортация была признана тяжелейшим преступлением против человечества.
- Как вы думаете, благодаря кому выжили многие калмыки?
V. Аналитическая работа по тексту.
Слово учителя о повести А.Г.Балакаева «Три рисунка».
История создания. Маленькая повесть А. Балакаева «Три рисунка» была издана на калмыцком языке в 1963 году в местном издательстве, а на русском – годом позже.
Вот что напишет сам автор Алексей Балакаев, народный писатель Калмыкии: «Это было первое в калмыцкой литературе произведение о депортации калмыцкого народа в Сибирь Повесть сразу привлекла внимание читателей и критиков, о ней много говорили и писали, ее перевели на английский, испанский, китайский, монгольский, немецкий, польский и другие языки и на языки народов почти всех союзных и автономных республик бывшего Советского Союза, читают в странах Европы, Азии, Америки и т. д».
Переводчик Александр Исбах в предисловии писал, что «немало горя и испытаний выпало на долю калмыцкого народа в связи с разрушительной войной и жестокими несправедливостями времен культа Сталина». Полна невзгод жизнь героя повести Бори, трогательна его дружба с Бадмой. Он – сирота, живущий впроголодь, почти на улице, окружающие помогают Боре чем могут. А. Балакаев пишет: «он, как маленький старичок, ... мелкими шажками шел в сторону поселка», каждый день бегал на станцию встречать поезда, ждал отца.
Повесть А. Балакаева «Три рисунка» можно назвать автобиографической. Писатель был такого же возраста как Бадма, от лица которого рассказывается история и судьба его маленького друга Бори. Бадма более 17 лет хранит три рисунка, как самую дорогую реликвию. С этих слов начинается повесть.
™
VI. Беседа по вопросам:
- Какие испытания пришлось испытать Боре? (война, депортация, уход отца на фронт, голод, холод, болезнь матери, смерть)
- Как мальчик переносил испытания? (ждал отца, заботился о больной матери и русской девочке, рисовал, зарабатывал на хлеб, спас девочку)
- Какова авторская идея повести? (главный герой – Боря не враг народа. Он невинная жертва. Самое уязвимое существо. Депортация – это преступление против человечества, которое не должно повториться)
- О чём рисунки Бори?
(Предпоследние слова Бори были: «Бадма, в кармане бумаги.... Когда приедет папа, отдай ему.. .. В кармане оказались три рисунка:
Первый рисунок: Степь. Тюльпаны...
Второй рисунок: Изображен солдат, а навстречу ему бежит мальчик.
Третий рисунок: Нарисовал своего друга и себя с кистями и красками в руках.
Три рисунка, в которых мальчик отразил свои мысли о родине, думы об отце, и мечту о будущем. Таково печальное и глубокое гуманистическое содержание этой повести. «Своим пером, омытым кровью и слезами, писатель свидетельствует о всенародных бедствиях и горестях в годы военного времени»).
VII. Итоговое задание и выводы по обсуждаемой проблеме.
- Какие чувства вы испытываете к мальчику?
- Какие уроки доброты получил Боря?
Выводы по проблематике урока делают сами ученики, выполнив следующее задание:
- Как вы думаете, почему, в начале урока мы подбирали ассоциации к слову ДЕТСТВО? Представьте и запишите. Какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы возникнуть у Бори. Письменно объясните, почему могли возникнуть именно такие ассоциации.
Ассоциации Бори
ДЕТСТВО
Мы живём в XXI веке. Человечество стремительно движется вперёд, оно ежеминутно изобретает, выдумывает, осваивает, удивляет и творит. Единственное, что не меняется и не поддается объяснению, – это людская ненависть, вражда между народами. И сейчас на Кавказе неспокойноНо такое, как депортация малых народов не должна повториться Только память о трагических ошибках прошлого может спасти нас от повторения их в настоящем и будущем.
VIII. Домашнее задание.
Сталкивались ли вы когда-либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали вы что-нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания?
Список использованной литературы
1. Балакаев, А. Три рисунка: маленькая повесть / Алексей Балакаев; авториз. пер. с калм. Александра Исбаха. – Элиста: АПП «Джангар», 1997. – 53 с.
2. Вокруг тебя – мир: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубина, Т.Н.Пискунова. – М.: ООО «Гендальф,» 2000.
3. Интернет- ресурсы. Википедия
4. Л.П.Крысин. Словарь иностранных слов. – М., «ЭКСМО», 2000.