Внеурочная деятельность Спортивно – оздоровительное направление Программа « Игры народов мира» 1 класс
Спортивно – оздоровительное направление
Программа « Игры народов мира»
Пояснительная записка
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Программа представлена четырьмя блоками:
народные игры,
игры на развитие психических процессов,
подвижные игры,
спортивные игры.
Планируемые результаты:
1 уровень:
Дети получат знания:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
2 уровень:
Дети смогут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
3 уровень:
Дети получат опыт:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Система оценки результатов: соревнования, экран успеха и др.
При организации занятий будут учитываться возрастные особенности учащихся и обеспечиваться баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения будет отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого времени – 2часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с правилами игры, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор подвижных игр.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план игры на основе (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры, в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» ожидается:
повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
улучшение здоровья учащихся;
формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни; повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;
создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов воспитательной работы;
развитие умений работать в коллективе;
формирование у детей уверенности в своих силах;
умение применять игры самостоятельно.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игр», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил игры; второй — поведенческий, позволяющий закрепить полученные знания на практике, укрепить своё здоровье.
Форма подведения итогов реализации программы – соревнования, викторины.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
календарно-тематическое планирование№ Тема Характеристика деятельности учащихсяДата проведения1 Подвижные и народные игры. Игра «Построение в шеренгу», «Кошки-мышки».
Соблюдают правила безопасности.
Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.
Выбирают индивидуальный темп ходьбы.
Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений.
Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей.
Закрепляют в играх навыки бега и развивают скоростные и координационные способности.
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. 2. Подвижные и народные игры. Игра «Уребят порядок строгий», «Хитрая лиса».
3. Подвижные и народные игры. Игра «Быстро встань в колонну», «Ястреб и утка».
4. Подвижные и народные игры. Игра «Быстро встань в колонну», «У медведя во бору».
5. Подвижные и народные игры. Игра «Класс, смирно», «Совушка».
6. Подвижные и народные игры. Игра «К своим флажкам», «Гуси – лебеди».
7. Подвижные и народные игры. Игра «Построение в шеренгу», «С кочки на кочку».
8. Подвижные и народные игры. «Построение в шеренгу», «Салки в присяде».
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.
Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности 9. Подвижные и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Попрыгунчики воробушки».
10. Подвижные и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Удочка».
11. Подвижные и народные игры. «К своим флажкам», «Зайцы, сторож, Жучка».
12. Подвижные и народные игры. «Быстро встань в колонну», «Мяч соседу».
13. Подвижные и народные игры. «Класс, смирно», «Мяч сбоку».
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей.
Используют подвижные игры для активного отдыха.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. 14. Подвижные и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Мяч над головой».
15. Подвижные и народные игры. «К своим флажкам», «Охотники и утки».
16. Подвижные и народные игры. «Быстро встань в колонну», «Салки – ноги от земли».
17. Подвижные и народные игры. «Построение в шеренгу», «Бег сороконожки».
18. Подвижные и народные игры. «Класс, смирно», «Медведи и пчёлы».
19. Подвижные и народные игры. «У ребят порядок строгий», «Белые медведи».
20. У ребят порядок строгий. «Быстро встань в колонну», эстафета.
21. Формирование навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Самолёт»
22. Формирование навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Замри»
Различают строевые команды.
Точно выполняют строевые приёмы.
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения.
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении.
23. Укрепление мышечного корсета. Акробатические упражнения. Игра «Карлики, великаны»»
24. Формирование навыка правильной осанки. Акробатические упражнения. Игра «Летает, не летает» 25. Упражнения на равновесие . Акробатические упражнения.Игра «Шишки, жёлуди, орехи»
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Используют действия данных подвижных игр для развития координации, ловкости, силовых качеств.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
26. Формирование навыка правильной осанки. Акробатические упражнения.Игра «Выше ноги от земли»
27. Игра «Два мороза»
28. Игра «Лиса и куры»
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Уметь выполнять технику разученных беговых, прыжковых упражнений в стандартных условиях.
Выполнять разученные беговые, прыжковые упражнения в игровой
и соревновательной деятельности.
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости при выполнении легкоатлетических упражнений.
Организовывают и проводят
совместно со сверстниками подвижные
игры, осуществляют судейство. 29. Игра «Волк во рву»
30. Игра «Прыжки по кочкам»
31. Игра «Лягушата и цапля»
32. Игра «Космонавты»
33. Игра «Отгадай, чей голосок»
34. Игра «Земля, воздух, вода»
35. Весёлые старты.
Использованная литература
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.,1993.
Алферов А. Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону, 1998.
Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989.
Обухова Л. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.