Урок по истории Казахстана 6 класс Появление гончарного ремесла, ткачество
Степная средняя школа
Урок истории Казахстана 6 класс
Учитель – Анацкая И.Г.
Тема: Появление гончарного ремесла, ткачество, стоянки.
Цель:
Познакомить с особенностями появления гончарного ремесла. Ткачества в период неолита. Разъяснить важность открытий данного периода.
Развивать умение работать с картой, текстом учебника, умение находить нужный материал, главное в изучаемом материале. Практиковать учащихся в составлении мини проектов по изученным темам.
Воспитывать уважение к труду, взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, практический, словесный, проблемный, групповой.
Оборудование: карта, рисунки детей, поделки детей, атласы, стикеры, слайдовая презентация, карточки с тестами.
Ход урока.
I.Организационный момент, постановка цели урока, психологический настрой класса.
II.Проверка домашнего задания:
Тест по домашнему заданию «Древность»
1.В каком периоде каменного века сформировался современный тип человека?А) в раннем палеолите В) в среднем палеолитеС) в позднем палеолите D) в мезолите Е) в неолите.
2. Какого вида археологический материал дает главную информацию о материальной и духовной культуре древнейшего человека?А) гончарные изделия В) изделия из бронзыС) останки человека и животного D) каменные орудия трудаЕ) изделия, изготовленные из костей животных.
3.В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? A) в бассейне р. Сырдарьи B) в бассейне р. ИртышC) в Центральном Казахстане D) на МангышлакеE) в районе хребта Каратау.4.Какой тип хозяйства зародился в эпоху неолита?А) производящий В) потребляющий С) натуральныйD) комплексный Е) присваивающий.
5.Какой хронологический период охватывает неолит?A) 5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э.B) 12 – 10 тыс. лет н.э. C) 5 – 10 тыс. лет до н.э.D) 12 – 10 тыс. лет до н.э. E) 2 – 7 тыс. лет н.э.
6.Бумеранг был изобретен в эпоху: A) мезолита В) неолита C) верхнего палеолитаD) нижнего палеолита E) железного века.
7.Какой хронологический период охватывает мезолит
A) 5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э.B) 12 –5 тыс. лет н.э. C) 5 – 10 тыс. лет до н.э.D) 12 – 10 тыс. лет до н.э. E) 2 – 7 тыс. лет н.э.
8. Какой хронологический период охватывает палеолитA) 5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э.B) 12 – 10 тыс. лет н.э. C) 2,6 млн.лет - 12 тыс. лет до н.э.D) 12 – 10 тыс. лет до н.э. E) 2 – 7 тыс. лет н.э.
9.Какой хронологический период охватывает энеолит?A) 5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э.B) 12 – 10 тыс. лет н.э. C) 5 – 10 тыс. лет до н.э.D) 12 – 10 тыс. лет до н.э. E) 3000 - 1800 тыс. лет н.э.
10. Самый первый выплавленный метал людьми был… A) золото В) медь C) серебро D) железо
E) оловоIII.Новая тема: Объяснение материала с помощью слайдовой презентации
1.Появление гончарного ремесла.
-«эпоха глиняных горшков» Эпоха глиняных горшков. Бурное развитие земледелия и скотоводства потребовало необходимой посуды для повседневного быта. Нужны были емкости для молока, его кипячения, для хранения масла и других продуктов. Это привело к важному изобретению эпохи неолита-глиняной(керамической) посуды, обожжённых глиняных сосудов. Керамическая посуда изготовлялась вручную и была в большинстве своем простой, грубовато сделанной. Для обжига глиняной посуды делали печи, создавая в них высокую температуру с помощью древесного угля и подаваемого воздуха. В глиняной посуде не только хранили продукты, но и ставили ее на огонь и готовили еду.
2.Появление ткачества
Ткачество. Ткачество возникло из плетения корзин и изготовления изгородей. Среди неолитических находок на Тоболе была обнаружена продырявленная головка прялки, что доказывает занятие древними людьми ткачеством. Люди неолита, чтобы содержать животных возле дома, научились плести изгороди из прутьев. Женщины обычно застилали земляной пол жилища циновками, сплетенными из соломы и травы.
Появление гончарного ремесла. В неолите человек сделал много изобретений. Развитие земледелия и скотоводства подтолкнуло к возникновению новых занятий: ткачеству.изготовлению глиняной посуды, к обработке кожи. Гончарное ремесло появилось благодаря изготовлению плетенных корзин.
Первоначально люди научились заплетать тонкие прутья, изготавливая таким образом плетеную посуду. В ней хранили плоды и рыбу. Когда же научились смазывать такую посуду глиной , то высушив ее, можно было уже хранить зерно, муку и другие сыпучие продукты. Затем люди заметили, что прутья выгорали, но глина, подвергшись воздействию огня, становилась прочной и крепкой. Если же в эту посуду налить воды или молока , то жидкость не проливалась. Ак древние люди научились делать глиняные сосуды и обжигать их в огне.
3.Стоянки.
Стоянки эпохи неолита. В отличие от мезолита и палеолита неолитические стоянки встречаются на территории Казахстана намного чаще. Это объясняется ростом численности людей и более поздним временем их создания. Неолитические стоянки по месту расположения делятся на 4 вида –родниковые, речные, озерные, пещерные. Самые древние неолитические стоянки на территории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э. одним из самых древних неолитических памятников на территории Казахстана является стоянка Караунгир, относящаяся к 5 тыс. до н.э. караунгир расположен в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области. Здесь обнаружены каменные орудия труда, изделия из кости: иглы с ушком, шилья, проколки%; приспособления для шлифования и обстругивания.
Следующая стоянка Сексеул в Кызылординской области. Древнейшие жители Сексеулла преимущественно занимались скотоводством и охотой.
Стоянка Пеньки в Северном Казахстане. Занятием древних людей здесь было охота на зверей и птиц, рыболовство и собирательство.
На стоянках Центрального Казахстана Караганда, Зеленая Балка обнаружено огромное скопление костей животных. Это говорит о том, что древние жители занимались свкотоводством.
В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, древних мастерских, могильников.
Поселения Восточного Казахстана чрезвычайно богаты на находки. Здесь часто встречаются каменные клинья, игравшие роль наконечников, резцы, плоские ножи, скребла, резцы, каменные тапоры.
IV.Обобщение. Работаем над мини проектом «Древность»
- деление класса на группы (стикеры красный, желтый, зеленый)
Палеолит - 1 группа (красные стикеры)
Мезолит – 2 группа (желтые стикеры)
Неолит - 3 группа (зеленые стикеры)
- каждая группа составляет свой мини проект по своей теме
1. Составить опорную схему на ватмане
палеолит
2. Выбрать иллюстрации, относящиеся к своей теме, выбрать поделки(опережающее задание)
3.Нанести на карту стоянки своего периода, используя свои стикеры.
4.Подготовить выступление по своей теме.
V. Выступление учащихся, защита мини проектов.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII.Домашнее задание: параграф 11 -12.