Исследовательский проект по теме: история и развитие гончарного ремесла в Невьянске
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………….. 3
1. История гончарного ремесла в деревне Нижние Таволги…………. 5
1.1 История освоения человечеством гончарного ремесла……… 5
1.2 Возникновение и развитие керамики в деревне
Нижние Таволги………………………………………………… 9
1.3 Возникновение и развитие гончарного ремесла семьи
Масликовых……………………………………………………… 12
2. Перспективы развития гончарного ремесла в современной
России…………………………………………………………………… 16
2.1 Перспективы и условия развития частных гончарных
мастерских в наше время……………………………………… 16
2.2 Примерный бизнес-план по развитию гончарной
мастерской на примере мастерской семьи Масликовых……. 20
Заключение……………………………………………………………… . 24
Список использованной литературы…………………………………… 25
Приложение………………………………………………………………. 26
Введение
В ноябре 2013 года мне посчастливилось побывать на экскурсии в гончарной мастерской семьи Масликовых в деревне Нижние Таволги. Данная экскурсия произвела на меня очень сильное впечатление. Удивило особенно вот что: на моих глазах из куска глины в течение нескольких минут получается настоящее произведение искусства. Как мне стало известно, Таволожская керамика является единственным производителем в Свердловской области уникальной керамики из местных красных глин и считается крупнейшим предприятием народных художественных промыслов уральского региона. Меня очень заинтересовало, а как вообще у человечества появилось гончарное ремесло, как оно возникло на Урале и почему центром керамического производства в Советское время стала именно деревня Нижние Таволги. Есть ли перспективы развития гончарного ремесла сегодня? Как маленькому кустарному предприятию удается без всякой государственной поддержки не только выживать, но и достаточно активно развиваться? Чтобы найти ответы на эти вопросы, я взялась за работу над исследовательским проектом по теме: «Возникновение и перспективы развития гончарного ремесла на примере частной мастерской семьи Масликовых».
Работа над данным проектом помогла мне не только подробно ознакомится с историей возникновения и развитием керамики в деревне Нижние Таволги, но и доказать актуальность и своевременность выбранной мною темы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время российская керамика, и в частности, в Нижних Таволгах переживает не лучшие времена. Хочется узнать, а будут ли перспективы развития на Урале этого старинного для нашего региона ремесла. Как небольшой частной мастерской расширить свое производство?
Согласно поставленной проблеме объектом исследования является: история и современность гончарного ремесла в деревне Нижние Таволги, предметом исследования является: изучение перспектив развития керамики в современной России на примере частной мастерской семьи Масликовых.
Цель исследования: рассмотреть историю освоения гончарного ремесла человечеством, его возникновение в деревне Нижние Таволги и выяснить перспективы развития этого ремесла в современной России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю возникновения гончарного ремесла.
2. Выявить особенности возникновения и развития керамики в деревне
Нижние Таволги
3. Рассмотреть современное положение гончарного ремесла в Н. Таволгах
4. Выяснить перспективы развития искусства керамики в современных российских условиях, составив примерный бизнес-план развития частной мастерской семьи Масликовых.
Глава 1. История гончарного ремесла в деревне Нижние Таволги
1.1 История освоения человечеством гончарного ремесла
Большинство людей согласится с тем, что можно бесконечно долго смотреть на то, как горит огонь и как бежит вода. А кто-то добавит к этим двум потрясающим по красоте зрелищам еще одно – работу гончара. Как кусок глины, вертясь на гончарном круге, в руках мастера превращается в крынку, кубышку или квасник сразу понять сложно. А уж оторвать взор от этого волшебного действа тем более невозможно. Это зрелище кажется волшебным. Но дело не только в этом.
Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.
Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово "keramos" - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться в наши дни.
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга - важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга, основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
В XVII-XVIII вв. гончары научились изготавливать посуду из черной глины - крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали металлическим.
В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать посуду с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство. В XIX- начале XX в. характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение.
В период 1840 – 1860 гг. был наиболее важной эпохой в деле развития кустарных промыслов, именно тогда из среды кустарей выделились наиболее талантливые «оборотистые» люди из крестьянской и купеческой среды, положившие начало крупнейшим в России фабрикам и заводам. А начало 1890-х гг., когда кустарная промышленность достигла наивысшего развития, оказалось вместе с тем началом ее упадка. Причина заключалась в том, что фабрики, оборудованные передовыми по тем временам технологиями, дававшими возможность производить более качественный и разнообразный товар, отвлекавшие в свои стены большую часть самих кустарей и уничтожавшие возможность конкуренции, постепенно низводили кустарное производство до минимума.
В начале XX века глиняная посуда вынужденно уступила свое место дешевым заводским изделиям из стекла, фарфора, фаянса и металла. Начавшаяся в советскую эпоху борьба с «капиталистическими элементами в деревне», с «кулаками» и «единоличниками» завершила процесс вырождения гончарного промысла. Были утрачены многовековые традиции народного творчества, им на смену пришли «стандарты», «госты» и «худсоветы», поскольку производство керамики перешло на заводы и фабрики, в художественные мастерские государственного образца, а продукция стала безликой и тиражной.
Мне иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и поэтому в последнее время человечество все сильнее и сильнее тянется к своему прошлому.Сколько профессий на Земле кануло в Лету: шорники, например, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинах и еще в словарях. И таких профессий десятки, а по миру - так и сотни. Но одна из них дожила до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончара.
1.2 Возникновение и развитие керамики в деревне Нижние Таволги
Гончарным промыслом в Невьянском крае занимались издавна, ибо превосходных глин для этого в долине реки Нейва предостаточно. Но, если в XVIII веке добывались глины, главным образом, для металлургических печей и для строительства. То в XIX веке, по мере упадка металлургических заводов, возрастала роль таких промыслов как гончарное дело.
Земли и климат Среднего Урала не слишком щедры к землепашцу и сельским жителям приходилось искать другие источники доходов. Не удивительно, что богатые месторождения глин вызвали к жизни знаменитую ныне таволожскую керамику. А гончарное дело существует в Таволгах больше 150 лет, вопреки опустошениям войн, соблазнам "золотой лихорадки", давлению "индустриализации" и т. д...
На рубеже XIX и XX веков гончарным делом промышляли десятки семей в Верхних и в Нижних Таволгах. И продукция таволожских мастеров шла в Пермь, в Екатеринбург и на Ирбитскую ярмарку, не говоря уже о Невьянском и Тагильском заводах и окрестных селениях.
Даже после упадка вызванного Мировой войной и Гражданской войной на Урале в начале 20-х годов XX века в окрестностях Невьянска действовало более 50-ти небольших гончарных фабрик. Часть из них - в Нижних Таволгах. Дефицит потребительских товаров и "Новая экономическая политика" с одной стороны, разорение дореволюционных предприятий и безработица с другой стороны вызвали мощный подъём кустарных гончарных промыслов. Со временем из кустарей была создана большая кооперативная артель "Гончар".
С конца 20-ых годов XX века наступает очень тяжёлый период для сельских гончаров. "Большой рывок" первых пятилеток по последствиям для гончарного дела в Таволгах оказался сопоставим с войной. Не удивительно, что в начале тридцатых годов распалась и артель "Гончар".
Однако её организатор А. Е. Заворохин на этом не успокоился. Его не покидала идея создать производство художественных изделий. Долгие годы он экспериментировал с местными белыми глинами. Продолжали работать "на дому" и другие таволожские гончары. Спрос на их продукцию в 30-40-ые годы ещё больше возрос.
Уже после войны, в начале 50-х годов, Заворохин связался с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности, где и получил для освоения первые образцы художественных изделий. Но и в самих Нижних Таволгах мастера А. И. Кузнецов и А. А. Костоусов создавали свои расписные кувшины, бочата и чашки.
В 1955 году по замыслу Заворохина к керамическому цеху, который выпускал в основном бытовую керамическую плитку и ролики, был сделан пристрой для производства художественных изделий. После смерти А. Е. Заворохина дело продолжил его сын – Т. А. Заворохин. Он укрепил связи с Москвой и продолжал разрабатывать технологию художественных изделий. Например, был сложен экспериментальный горн, на котором впервые получили образцы керамических изделий с восстановительной глазурью. Уже эти первые изделия металлического или перламутрового оттенка отличались своеобразной красотой. В Нижних Таволгах была создана творческая группа мастеров художественной керамики: Я. А. Жданов, Л. Л. Грошева, Н. А. Кузнецов, Е. А. Чебакова.
Уже в 1958 году изделия артели "Керамик" участвовали на международной Брюссельской выставке. А в октябре 1960 года артель "Керамик" была преобразована в Невьянский завод художественной керамики. Ни пожар, уничтоживший однажды все производственные помещения, ни систематические ошибки планирующих и надзирающих организаций не сумели помешать заводу проработать до окончания "перестройки".
Гончарный промысел в Нижних Таволгах потеснило индустриальное производство керамики. Однако, Невьянский завод художественной керамики так и не стал прибыльным коммерческим предприятием. Без финансовых вливаний из казны он разорился к середине 90-ых и был закрыт.
Последние десятилетие гончарное дело в Таволгах продолжают местные предприниматели в своих небольших мастерских... И редкость гончарных промыслов способствовала успеху потомственной семье гончаров из Нижних Таволог Масликовым. Тысячи человек каждый год приезжают посмотреть на работу гончара. И ощутить самим, каково это - работать за гончарным кругом. На выставках в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле всегда рады таволожским гончарам. Свидетельства тому – «Дипломы выставок», полученные семьёй Масликовых в последние годы...Старинный промысел словно обретает новую жизнь в 21 столетии.
1.3 Возникновение и развитие гончарного ремесла семьи Масликовых Династии Масликовых больше 150 лет. Сейчас хозяином небольшой гончарной мастерской является Сергей Васильевич Масликов. Он рассказал мне, что его прапрадед - Савва Романович Шадрин основался в Нижних Таволгах в 1841 году. На расчищенном от деревьев месте, на берегу реки Ключевка, которая является малым притоком реки Нейва, построил дом, а позже маленькую кустарную мастерскую, где изготавливал изделия на гончарном круге.
Его сын Василий Саввич Шадрин, родившийся в 1857 году, продолжил дело отца. В мастерской, построенной отцом, Анфим Васильевич исправно выпускал гончарные изделия: латки для теста, горшки для приготовления в печи, кружки, другая кухонная утварь. Все изделия обжигались в специальной печи - горне. Топили горн почти сутки. В нижнюю камеру горна клали дрова, а в верхней находились изделия. В процессе обжига гончар заглядывал в специальные смотровые отверстия внутрь печи, контролируя жар горна по накалу изделий.
Василий Саввич передал дело своему сыну Анфиму Васильевичу Шадрину 1889 года рождения в 20-ые годы. В то время гончары в Таволгах занимались промыслом не более 200 дней в году. Остальную часть времени занимало земледелие и прочее... Хороший хозяин имел пашню, покос, лошадь и корову и другое хозяйство. Да и мало сделать хорошие гончарные изделия. Нужно ещё их продать. Дочь Анфима Васильевича - Масликова (Шадрина) Анна - вспоминала о 40-ых годах:«Тятя наробит горшков, а мы с мамой и старшими сёстрами запрягаем лошадь и едем торговать. Ездили по окрестным деревням (Петрокаменское, Паньшино, Южаково, Шумиха, Бродово) и в Нижний Тагил, да в Реж. Постучишь в окно дома, выйдут хозяева, и начинаешь торг. Если в хозяйстве нужна латка для теста, то в эту латку насыпали гороху или муки - такая была стоимость латки».
Сергей Васильевич Масликов, внук Шадрина Анфима Васильевича, продолжил семейную традицию, возродив к жизни гончарное искусство.
В 1995 году Сергей стал работать вместе со старшим братом в старой дедовской мастерской. Они восстановили её и стали выпускать глиняную продукцию, востребованного в то время ассортимента. Позже Масликовы построили новую мастерскую, где по сей день трудятся всей семьей.
Семья Сергея Васильевича состоит из четырех человек: жена - Светлана Валерьевна, сын Александр и дочь Вероника.Они являются хранителями и продолжателями традиции династии, в которой испокон веков от прадеда к деду, от отца к сыну поддерживалось и передавалось искусство изготовления изделий на гончарном круге и лепки из глины. Чем живёт семья гончаров последние годы и ныне нам рассказала Светлана Масликова: «Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя и взяв ссуду в банке в 1999 году, мы вместе с мужем построили собственную мастерскую и начали производство по выпуску керамических изделий. Муж изготавливал изделия на гончарном круге, а я украшала их лепкой или замысловатыми узорами» . В 2001 году был заключен договор с Невьянским краеведческим музеем о принятии экскурсионных групп. В мастерской знакомим экскурсантов с изготовлением изделий тремя способами: на гончарном круге, методом литья в гипсовые формы, жгуто-ленточным. Посещая мастерскую, экскурсанты знакомятся с её традиционным убранством, участвуют в мастер-классах, пробуют себя в гончарном деле.
С 2001 по 2010 год мастерскую посетило около 300 тысяч человек. Знакомство с традиционным народным промыслом пользуется популярностью и среди уральцев, и у гостей, приезжающих из ближнего и дальнего зарубежья. Гостями мастерской были туристы из Франции, Индии, Украины, Германии, Белоруссии. Таким образом они напрямую соприкасаются с материальной культурой, историей, трудом и бытом русского народа... И, порой, увозят с собой частичку уральской земли, в гончарном изделии.
В 2010 году мастерская была существенно расширена. Теперь здесь можно заказать красивые керамические изразцы для отделки каминов, печей, различных частей интерьера и даже внешней отделки домов и зданий. Гончары горды тем, что их изразцы были использованы при создании большого православного иконостаса для Спасо-Преображенского храма в Невьянске. А ещё с 2011 года семейная мастерская производит инструменты для гончарного дела.
Но, основное содержание работы мастерской осталось прежней. Это сохранение древнего русского промысла и возможность своими руками сделать нечто из почти бесформенного куска глины. А когда за экскурсантами и покупателями закрывается дверь, мастерская переходит в режим производственного предприятия. Впрочем, часть работы делается прямо на глазах посетителей, а часть остаётся скрыта от большинства из них. В печах обжигаются изделия, на полках они сушатся, буквально, порой, в шаге от экскурсантов.
Дети Сергея и Светланы также не остаются в стороне от семейного дела. Сын Александр Сергеевич Масликов - продолжатель династии гончаров. С малых лет он проявлял огромный интерес к профессии гончара. Ещё подростком он стал первым помощником в этом нелегком деле. В его обязанности было: готовить глину к работе, загружать печи изделиями для обжига. С 12 лет он научился формовать изделия на гончарном круге. А в 14 лет, на первые заработанные в мастерской деньги, купил себе мотоцикл. Александру ещё не было 16-ти, когда он стал самостоятельно проводить экскурсии по мастерской.
Младшая дочь Вероника до сих пор проводит часть свободного времени в мастерской. С малых лет она научилась лепить из глины образы выдуманных ею сказочных персонажей. Нередко раскрашивала красками копилки, подсвечники, вазочки и другую сувенирную продукцию. Любит, когда посетители обращают внимание и хвалят её работы.
В стенах мастерской проводятся тематические занятия для учащихся не только основной общеобразовательных школ из различных городов Свердловской области. Ежегодно, гончарная династия принимает в мастерской выпускников детских дошкольных учреждений Невьянска и Невьянского района. Будущие школьники с неподдельным интересом наблюдают за процессом преобразования глины. На этих уроках подрастающее поколение учится любить, ценить национальную культуру своего народа, а именно чувство культуры, через века несет идею рода, истину, хранимую народной памятью. Дети приобщаются к традициям культуры своей малой и большой Родины.
Будучи в мастерской, мы с интересом разглядываем оборудование. Оно достаточно примитивное и мало чем отличается от приспособлений начала XX века, правда что работают они от электричества. Только глиномялок в мастерской несколько: мы посмотрели работу шнековой и вальцовой.
А еще у каждого мастера есть подручные инструменты, что с годами названия не поменяли: клепик — нож, жилка — леска для снятия посуды с круга и лосинка — кусочек кожи (раньше это был лоскуток лосиной кожи, отсюда и название) для выравнивания стенок.
Мастерская хоть и построена совсем недавно, но веет от нее добрыми русскими традициями, которые мы почему-то забыли. Как замечательно, что находятся люди, которые не желают эти традиции забывать и стремятся возродить их, тем самым напомнив людям их историю их предков.
Возвращаясь после экскурсии домой, я задумалась, а насколько сложно выжить в современной России вот таким маленьким предприятиям, есть ли у них перспективы для дальнейшего развития.
Глава 2. Перспективы развития гончарного ремесла в современной России
2.1 Перспективы и условия развития частных
гончарных мастерских в наше время
Керамика, гончарное дело – древнее мастерство, практикуется людьми тысячи лет, оно намного старше, чем другие народные ремесла. Спрос на керамические изделия никогда не падает, главное найти свой стиль и свою нишу. Кроме сувениров, новогодних и национальных, художественной скульптуры и скульптурной миниатюры, гончары выпускают посуду, вазы, элементы декора.
Прежде, чем развивать свой бизнес, в частности открытие и дальнейшее функционирование гончарной мастерской, нужно тщательно продумать все до мелочей. Следует перечислить все условия, при которых гончарный бизнес будет успешен.
Итак, прежде всего основным материалом, с которым работает гончар – это глина. Она бывает разных сортов и выбирается, в зависимости от изготавливаемого изделия. Технологические процессы гончарного производства – это замес, лепка и обжиг. В дальнейшем готовое изделие может покрываться глазурью.
Время изготовления одного керамического горшка может занимать около двух часов. При этом 20-30 минут уйдут на замес и лепку из глины, а остальное время – на сушку и обжиг. В любой работе есть свои нюансы. В гончарном деле общий процент брака доходит до 20-30%, а на первых порах может составлять и половину всех глиняных горшков. Степень пригодности сырья, лепка из глины, уровень сухости перед обжигом - всё это влияет на качество готовой продукции.
Состав оборудования гончарной мастерской включает:- муфельная печь;- гончарный круг ;- глиносмесительная машина ;- весы;- формы для изделий . Состав помещений гончарной мастерской состоит из производственной зоны и склада. Процесс глазуровки лучше проводить в отдельной комнате с хорошей вентиляцией. В состав глазури входит свинец и другие химические элементы, поэтому необходимо соблюдать меры собственной безопасности.
Площадь помещений подбирается, в зависимости от объёмов изготовления и количества рабочих. Минимальные промышленные объёмы предполагают не меньше 50 кв.м. производственных площадей, при этом под склад отводится около 20 кв.м.
Деятельность гончарной мастерской попадает под код ОКВЭД 26.21 "Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий". В эту категорию входит производство посуды, хозяйственных принадлежностей из керамики, а также статуэтки и прочие декоративные изделия. При этом производство игрушек в эту группу не входит. Если планируется выпуск и таких изделий, то при регистрации необходимо добавить код ОКВЭД 36.50 «Прочие производства». Количество зарегистрированных видов экономической деятельности должно быть максимальным и включать все возможные производства.
В качестве организационно-правовой формы при регистрации деятельности лучше выбрать ИП (индивидуальное предприятие) по упрощенной системе налогообложения. Это позволит сократить налоговые выплаты и страховые взносы.
Численность персонала мастерской напрямую зависит от объёмов реализации. Как правило, гончарным искусством занимаются люди, влюбленные в свое ремесло, а таких немного. К тому же глиняная посуда, сувенирная продукция – это эксклюзивные авторские работы. Найти заказчиков и организовать сбыт - очень трудоёмкий процесс. Обычно мастера вывозят свои изделия в места с большим потоком иностранных туристов, на всевозможные фестивали и выставки, поближе к Европе, туда, где глиняные горшки и крынки, выполненные своими руками, пользуются спросом. Поэтому и штат в небольшой гончарной мастерской состоит из 1-2 человек.
Налаживание сбыта - самый ответственный момент во всём гончарном бизнесе. Несмотря на то, что объёмы продаж сувениров в последние годы существенно выросли, 90% всех изделий производится за пределами России. Во всяком случае, торговцы завозят свой товар из Юго-Восточной Азии. Значит, для отечественного производителя этот рынок еще свободен.
По мнению оптовиков, российские изготовители очень ненадежны в плане сроков и качества своей продукции. Для крупной сувенирной сети минимальная партия изделий одного наименования должна составлять не менее 1000 штук. Поэтому, при заключении договора с таким заказчиком, существуют очень большие риски для поставщика. Договоренности с маленькими сувенирными лавками более привлекательны для небольшой гончарной мастерской. Объёмы поменьше, но и доходы - соответственно.
Один из вариантов реализации – это изготовление изделий по индивидуальному заказу. Например, при дизайне интерьеров многие ищут особенные вазы, глиняные горшки или рельефы, изразцы или рамки. В качестве рекламных сувениров, хорошо идут магниты на холодильник, небольшие подставки под канцелярию, глиняные фигурки, пивные кружки.
Развитие гончарного бизнеса предполагает, кроме сбыта готовой продукции, и налаживание программы по обучению гончарному делу. Организация мастер-классов или учебных курсов может стать хорошей доходной статьёй. Интерес к этому виду искусства был всегда. Вращать гончарный круг, наблюдать превращение куска глины в стройную вазу или кувшин – это поистине удовольствие. Поэтому желающих попробовать найдется не мало. К тому же, в последнее время, стала очень востребованной «гончаротерапия». Кстати, проводить мастер-классы можно с выездом на дом к заказчику и , в качестве заказчиков, тут могут выступать школы и детские сады.
Реклама продукции и услуг – это элемент продвижения любого бизнеса, в том числе, и гончарного. Для того, чтобы быть замеченным и оцененным, придется основательно потратиться на рекламу. Но, как говорится, цель оправдывает средства.
Стоимость глиняной продукции зависит от объёма, формы, дизайна, сложности работы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно охарактеризовать бизнес-модель идеальной гончарной мастерской, которая работает сразу по трем направлениям: 1) производство глиняных изделий для крупных оптовиков; 2) отдельный небольшой цех для производства авторских работ на заказ; 3) школа для обучения гончарному делу. Во главе этого предприятия стоит сам индивидуальный предприниматель и осуществляет непосредственный контроль за качеством производимой продукции и сроками поставок.
Что касается первоначальных капиталовложений, то, как видно, они небольшие. Сроки окупаемости и объём прибыли будут зависеть от креативности и организационных способностей самого предпринимателя.
Как мы поняли, успешность развития данного вида бизнеса зависит от желания, способностей и материального положения человека, который собирается этот бизнес открывать и развивать. Но государственная помощь может быть оказана в виде получения субсидий или кредита (ссуды) на льготных условиях.
Ориентируясь, на вышеперечисленные условия создания своего малого предприятия по изготовлению керамических изделий попробуем создать бизнес-план по дальнейшему развитию гончарной мастерской Масликовых.
2.2 Примерный бизнес-план по развитию гончарной мастерской на примере мастерской семьи Масликовых
Исходя из вышеописанных условий, складывается картина идеальной мастерской. Цех по производству керамики, идущей на продажу оптовым покупателям и супермаркетам. Небольшое производство «на один гончарный круг» для изготовления оригинальных сувениров, разработки новых моделей. И школа обучения гончарному ремеслу. Во главе всего должен стоять сам предприниматель и каждое изделие пропускать «через себя», поскольку глиняный продукт, как бы ни было автоматизировано его производство, все равно уникален.
Составим бизнес-план по развитию гончарной мастерской семьи Масликовых. Итак, для начала посмотрим условия, в которых мастерская работает сейчас и, исходя из этого, составим план ее развития на будущее.
Основной материал : глина добывается Масликовыми недалеко от мастерской на берегу реки Нейвы, поэтому здесь будут расходы только на ее транспортировку.
Состав оборудования гончарной мастерской включает:
Наименование оборудования Количество в мастерской Цена, руб./шт.
Муфельная печь 2 100 тыс.
Гончарный круг 2 30-50 тысГлиносмесительная машина 1 30 тыс.
Весы 2 6 тыс.
Формы для изделий 20-30 (для разных видов изделий) 500 руб.
Состав помещений гончарной мастерской состоит из производственной зоны и склада.
Площадь помещений:
- производственная площадь- 75 кв.м;
- склад - около 20 кв.м. ;
- небольшая лавка по продаже готовых изделий – 18 кв.м.
Помещение находится в собственности семьи Масликовых, поэтому аренда не выплачивается.
Деятельность гончарной мастерской : производство сувениров, изразцов для каминов и печей, посуды, изделий для канцелярских принадлежностей.
Организационно-правовая форма при регистрации деятельности: ИП (индивидуальное предприятие) по упрощенной системе налогообложения.
Численность персонала мастерской: 3 человека
Налаживание сбыта:
- несколько договоров с небольшими сувенирными магазинами Екатеринбурга;
- изготовление изделий по индивидуальному заказу;
Дополнительный доход: договор с Невьянским историко-архитектурным музеем о проведении экскурсий.
Стоимость глиняной продукции составляет от 100 до 1000 руб. за штуку. Цена зависит от объёма, формы, дизайна, сложности работы. Сувениры, магниты расходятся по цене от 40 до 100 рублей.
Бизнес-план по дальнейшему развитию
мастерской Масликовых на 2014-2015 гг.
Вид деятельности Сроки Затраты Ожидаемая прибыль
Реклама продукции и услуг 2014-2015 гг. Объявления в газете 1 раз в месяц- 150р. (1800 руб. в год);
баннеры, плакаты- 1500 р. за шт. (всего 4500 руб.)
всего: 6300 руб. Ок. 10 тыс. руб. в месяц
Организация мастер-классов, учебных курсов 2014-2015 гг. Глина, составление учебной программы, износ оборудования, затрата электроэнергии- ок. 1000 руб. в месяц Стоимость обучения от 300 до 1000 руб. в час
Прибыль: ок. 30.000 руб. в месяц
Изготовление новинок, пользующихся спросом
2014-2015 гг. Глина, освоение новых методов работы, обучение мастеров, реклама нового товара- 1500 руб. в месяц фоторамка – 100-350 руб;
скульптурные композиции для оформления приусадебного участка – 500-3000 руб.
Прибыль: ок. 20. 000 руб в мес.
Итого за год: затраты – 105.600 руб.
прибыль – 720.000 руб.
Итак, из полученных результатов можно сделать вывод, что развивать предприятие по производству гончарных изделий в наше время вполне реально, важно только правильно оценить свои возможности и тщательно продумывать планы на будущее, изготавливать продукцию, пользующуюся спросом на рынке.
Заключение
Завершив работу над проектом, я пришла к следующим выводам.
Реализованы все поставленные задачи:
- изучена история освоения гончарного ремесла человечеством;
- выявлены особенности возникновения и развития керамики в деревне
Нижние Таволги;
- рассмотрено современное положение гончарного ремесла и перспективы
его развития на примере семьи гончаров Масликовых;
- составлен бизнес-план развития частной гончарной мастерской.
Таким образом, в ходе работы над проектом была реализована цель – рассмотреть историю освоения гончарного ремесла, его возникновение в деревне Нижние Таволги и выяснить перспективы развития этого ремесла в современной России.
Список использованной литературы и источников
1. Беслеева Л.И. Современное народное искусство. М: Искусство, -1975.
2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М: Искусство, -1975.
3. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М:
Искусство, -1972.
4. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы:
Учеб. пособие. М: Просвещение, -1980.
5. Ковалевская Н. Таволгинская глиняная игрушка. Екатеринбург., 1995.
6. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М: Искусство, 1982.
7. Поверин А. И. Гончарное дело: Чернолощеная керамика. М., 2001.
8. Попова О.С. Русские художественные промыслы. М: Просвещение, -
1984.
9. Селезнев В. И. Производство и украшение глиняных изделий в
настоящем и прошлом. СПб., 1994.
10. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство.- М., 1969.
11. http://ru.wikipedia.org12. http://tavolgatur.ru13. http://maslovka18.ru14. http://urfotour.ru15. http://uraloved.ruПриложение:
1. Семья Шадриных-Масликовых2.Анфим Васильевич Шадрин
3.Хозяин мастерской – Масликов Сергей Васильевич
4.Масликова Светлана Валерьевна
5.Сергей Масликов у печи для обжига изделий
6.Руки мастера творят чудеса
7. Готовые изделия на продажу
8.Мастер за работой
9.Автор проекта в мастерской
10. Глиняные горшки почти готовы
11.Сувенирные изделия
Автореферат
Тема моего исследовательского проекта: « Возникновение и перспективы развития гончарного ремесла на примере частной мастерской семьи Масликовых». Проект включает в себя две главы. В первой я рассматриваю историю освоения гончарного ремесла человечеством и процесс возникновения керамики в деревне Нижние Таволги на примере мастерской семьи Масликовых. Вторая глава посвящена изучению перспективы развития гончарного ремесла в современной России.
В ноябре 2013 года мне посчастливилось побывать на экскурсии в гончарной мастерской семьи Масликовых в деревне Нижние Таволги. Данная экскурсия произвела на меня очень сильное впечатление. Удивило особенно вот что: на моих глазах из куска глины в течение нескольких минут получается настоящее произведение искусства. Как мне стало известно, Таволожская керамика является единственным производителем в Свердловской области уникальной керамики из местных красных глин и считается крупнейшим предприятием народных художественных промыслов уральского региона. Меня очень заинтересовало, а как вообще у человечества появилось гончарное ремесло, как оно возникло на Урале и почему центром керамического производства стала, именно, деревня Нижние Таволги. И есть ли перспективы развития гончарного ремесла сегодня. На эти вопросы я и постаралась ответить в своем проекте.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время российская керамика, и в частности, в Нижних Таволгах переживает не лучшие времена. Хочется узнать, а будут ли перспективы развития на Урале этого старинного для нашего региона ремесла.
Согласно поставленной проблеме объектом исследования является: история и современность гончарного ремесла в деревне Нижние Таволги, предметом исследования является: изучение перспектив развития керамики в современной России на примере частной мастерской семьи Масликовых.
Цель исследования: рассмотреть историю освоения гончарного ремесла человечеством, его возникновение в деревне Нижние Таволги и выяснить перспективы развития этого ремесла в современной России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю возникновения гончарного ремесла.
2. Выявить особенности возникновения и развития керамики в деревне
Нижние Таволги
3. Рассмотреть современное положение гончарного ремесла в Н. Таволгах
4. Выяснить перспективы развития искусства керамики в современных российских условиях, составив примерный бизнес-план развития частной мастерской семьи Масликовых.
Большинство людей согласится с тем, что можно бесконечно долго смотреть на то, как горит огонь и как бежит вода. А кто-то добавит к этим двум потрясающим по красоте зрелищам еще одно – работу гончара. Как кусок глины, вертясь на гончарном круге, в руках мастера превращается в крынку, кубышку или квасник сразу понять сложно. А уж оторвать взор от этого волшебного действа тем более невозможно. Это зрелище кажется волшебным. Но дело не только в этом.
Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово "keramos" - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Примерно в 9-10 вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга - важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари.
На протяжении 12-19 веков гончарное ремесла стремительно развивается , приобретая новые формы, тенденции развития.
В начале 20 века глиняная посуда вынужденно уступила свое место дешевым заводским изделиям из стекла, фарфора, фаянса и металла. Были утрачены многовековые традиции народного творчества, им на смену пришли «стандарты» и «госты» , поскольку производство керамики перешло на заводы и фабрики, в художественные мастерские государственного образца, а продукция стала безликой и тиражной. Во времена «перестройки» даже эти заводы и фабрики в большинстве своем разорились.
Гончарным промыслом в Невьянском крае занимались издавна, ибо превосходных глин для этого в долине реки Нейва предостаточно. Но, если в 18 веке добывались глины, главным образом, для металлургических печей и для строительства. То в 19 веке, по мере упадка металлургических заводов, возрастала роль таких промыслов как гончарное дело. На рубеже 19 и 20 веков гончарным делом промышляли десятки семей в Верхних и в Нижних Таволгах. И продукция таволожских мастеров шла в Пермь, в Екатеринбург и на Ирбитскую ярмарку.
Последние десятилетие гончарное дело в Таволгах продолжают местные предприниматели. В своих небольших мастерских... И редкость гончарных промыслов способствовала успеху потомственной семье гончаров из Нижних Таволог Масликовым.
Династии Масликовых больше 150 лет. Сейчас хозяином небольшой гончарной мастерской является Сергей Васильевич Масликов. Его прапрадед - Савва Романович Шадрин основался в Нижних Таволгах в 1841 году. Его сын Василий Саввич Шадрин, родившийся в 1857 году, продолжил дело отца. В мастерской, построенной отцом, Анфим Васильевич исправно выпускал гончарные изделия: латки для теста, горшки для приготовления в печи, кружки, другая кухонная утварь.
Василий Саввич передал дело своему сыну Анфиму Васильевичу Шадрину 1889 года рождения.
Сергей Васильевич Масликов, внук Шадрина Анфима Васильевича, продолжил семейную традицию, возродив к жизни гончарное искусство.
В 1995 году Сергей стал работать вместе со старшим братом в старой дедовской мастерской. Они восстановили её и стали выпускать глиняную продукцию, востребованного в то время ассортимента. Позже Масликовы построили новую мастерскую, где по сей день трудятся всей семьей.
Семья Сергея Васильевича состоит из четырех человек: жена - Светлана Валерьевна, сын Александр и дочь Вероника.Чем живёт семья гончаров последние годы и ныне нам рассказала Светлана Масликова: «Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя и взяв ссуду в банке в 1999 году, мы вместе с мужем построили собственную мастерскую и начали производство по выпуску керамических изделий. Муж изготавливал изделия на гончарном круге, а я украшала их лепкой или замысловатыми узорами» . В мастерской происходит знакомство экскурсантов с изготовлением изделий тремя способами: на гончарном круге, методом литья в гипсовые формы, жгуто-ленточным.
В 2010 году мастерская была существенно расширена. Теперь здесь можно заказать красивые керамические изразцы для отделки каминов, печей, различных частей интерьера и даже внешней отделки домов и зданий. Когда за экскурсантами и покупателями закрывается дверь, мастерская переходит в режим производственного предприятия. Впрочем, часть работы делается прямо на глазах посетителей, а часть остаётся скрыта от большинства из них. В печах обжигаются изделия, на полках они сушатся, буквально, порой, в шаге от экскурсантов.
Возвращаясь после экскурсии домой, я задумалась, а насколько сложно выжить в современной России вот таким маленьким предприятиям, есть ли у них перспективы для дальнейшего развития.
Мною был соствлен бизнес-план, из результатов которого видно, что при новых видах деятельности мастерской – организации мастер-классов и учебных курсов, изготовлении новых видов продукции при затратах за год ок. 105 тыс. рублей, можно получить прибыли ок. 700 тыс. рублей
Итак, из полученных результатов можно сделать вывод, что развивать предприятие по прозводству гончарных изделий в наше время вполне реально, важно только правильно оценить свои возможности и тщательно продумывать планы на будущее, изготавливать продукцию, пользующуюся спросом на рынке.
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной работы. В ходе работы над проектом была реализованная цель- рассмотреть историю освоения гончарного ремесла, его возникновение в деревне Нижние Таволги и выяснить перспективы развития этого ремесла в современной России.
Были реализованы следующие задачи: во- первых, я рассмотрела процесс возникновения гончарного ремесла в развитии человечества. Во-вторых, были выявлены особенности возникновения и развития керамики в деревне Нижние Таволги и рассмотрены особенности современного положения гончарного ремесла .В-третьих, в своей работе я попыталась выяснить перспективы развития искусства керамики в современной России, составив бизнес-план на примере частной мастерской семьи Масликовых.
Таким образом, все задачи, поставленные в начале работы над исследовательским проектом, выполнены.