Занятие Удивительные животные озера Байкал


Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
Утверждаю Согласовано Рекомендовано
И.о. директора МУДО ДЭБЦ Зам. по УМР МО протокол № ___
_____________Матвеева В.В. ________Толстикова С.Н. « » ___2015 г.
Методическая разработка
открытого занятия
«Удивительные животные озера Байкал»
Автор: Гаврилова Е.А.,
педагог доп. образ.
I квалиф. категория
Черемхово, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. …3
Методический материал и оборудование ………………………………………3
Ход занятия …………………………………………………...............................4
Заключение……………………………………………………………………. ...10
Литература……………………………………………………………………….12
Приложение……………………………………………………………………. ..13
Введение
Разработка включает в себя не только устное повествование об уникальных животных Байкала, но и ряд приемов, обеспечивающих полноценное усвоение материала. Интересен прием по «составлению кластера», цель которого – установление максимального количества признаков изучаемого объекта или явления. Перспективным является использование приема критического мышления «рисунок в развитии». Прием используется при закреплении материала - делается рисунок на доске животных озера Байкал, обучающиеся пошагово заносят его в тетрадь и вносят через вопросы ответы на рисунок в центре, ниже горизонтальной линии, под животным. Это способствует воспитанию личности, способной к саморазвитию, которая умеет использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, мыслить критически, обрабатывать информацию.
Цель: сформировать знания об особенностях обитания животных озера Байкал.
Задачи:
Познакомить обучающихся с особенностями строения тела, способами питания на примере водных обитателей озера Байкал - нерпы, голомянки, рачка-эпишуры;
Развивать критическое мышление, умения обрабатывать информацию;
Воспитывать умение работать в сотрудничестве с другими.
Методический материал и оборудование: песня «Славное море священный Байкал», запись шума волн Байкала; слайд презентация «Животный мир байкальских побережий и гор»; плакат «Сохраним озеро Байкал», карта озера Байкал, иллюстрации животных.
ТСО: компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, медиа-проектор.Возраст: от 10 лет и старше.
Рекомендована педагогам дополнительного образования и учителям.
Ход занятия
Эмоциональный настрой на занятие.
Звучит музыка «Славное море священный Байкал».
Педагог читает стихотворение:
Байкал – красивая природа,
Хоть не всегда тепла погода.
Зачем моря нам все и пальмы,
Когда приехать можем на Байкал мы.
Прекрасные березы, ели,
Прекрасен там животный мир,
Есть рыбу чайки прилетели,
Байкал, Байкал, ты мой кумир!!!
Зачем нам море, заграница.
Когда на свете есть Байкал?!
Тут звери, рыба, воздух, птицы,
Я на Байкале жизнь познал!
Здесь я поймал свою свободу
От пыльных городских камней,
Увидел всю красу природы
Любимой родины моей!!!
- О чем говорится в этом стихотворении?
-А что такое Родина?
Закройте глаза и произнесите слово Родина. Что вы видите?
-Когда человек произносит слово Родина, в его голове рождается образ самого родного места, где он был. Оно имеет огромное значение для него, где бы вы ни жили в будущем, вас будет тянуть именно туда. Сегодня мы с вами будем говорить всемирной гордости Сибирской земли - озере Байкал. Почему Байкал называют гордость?
-Когда мы кем-то гордимся, мы говорим он самый….. Рассказывая о Байкале, нельзя обойтись без слова «Самый».
Игра «Самый» (на листочках бумаги напишите словосочетание о Байкале, которое бы начиналось со слова самый…). Давайте посмотрим, что у нас получилось, все листочки крепятся на карту Байкала и зачитываются, при этом педагог рассказывает дополнительные сведения.
Самое большое хранилище пресной воды в мире -1/5 всех запасов, его водой можно напоить в 10.000.000. раз больше людей, чем сегодня живёт на Земле;
Самый чистый = самый прозрачный, т.к. его наполняют в основном воды горных речек и ручейков;
Самое глубокое озеро на Земле, глубина наибольшей впадины - 1637 м;
Вода Байкала насыщенна кислородом, так как вода холодная (температура воды самая низкая).
У Бакала очень много самого, и мы отправляемся путешествовать вокруг озера Байкал и знакомиться с самыми уникальными животными озера Байкал.
Основная часть .И не рыба, и не кит,
Кто она - поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит,
Это…………
Что вы знаете о нерпе? Ответы детей:
«Нерпа красивая, у неё большие грустные глаза», «её детёныш белого цвета».
«Нерпы живут в Байкале».
«Мы видели нерп в нерпинарии на экскурсии. Они выполняли номера в бассейне, смешно выпрашивали угощение, танцевали под музыку».
Как вы думаете, нерпа приспособилась выживать в суровых байкальских условиях? (слайд-презентация)
Нерпа пришла в Байкал через р. Лену из Северного Ледовитого океана. Это единственное животное, которое адаптировалось в Байкальской воде. Форма тела - веретеновидная, кожа покрыта коротким плотным волосом - это сглаживает влияние давления воды при погружении и всплытии, волосяной покров плотный, короткий. Конечности нерпы - ласты, с мощными когтями. Задние ласты всегда направлены назад; обеспечивают движение в водной среде. Передние ласты очень развиты с мощными когтями. Как вы думаете, для чего нерпе такие мощные когти? (изготовление и поддержание от промерзания отдушин для дыхания в сплошном льду при толщине около 1 м.) Кроме того, нерпа зимует в логовищах под снегом. Нерпа имеет толстый слой жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет ее высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Она ныряет до глубины 400 м и может находиться под водой до 40 минут. Глаза помогают ей в условиях слабой освещённости на глубинах. Питается нерпа – голомянкой, омулем и др. байкальскими рыбами. В озера Байкал для нерпы создана устойчивая кормовая база.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что вы знаете о голомянке? Ответы детей:
«Голомянка живет в Байкале».
«Голомянка - прозрачная».
«Голомянка - уникальная рыбка».
Ребята, а кто знает, как голомянка может уравновешивать своё тело? (слайд- презентация)
На дне Байкала, в самых глубоких местах живет рыбка голомянка. Тело ее прозрачно, розоватого цвета. Форма тела - обтекаемая. Брюшные плавники отсутствуют, хорошо развиты грудные плавники. В теле голомянки содержится до 44% жира. За счет высокого содержания жира в мышцах и на внутренних органах голомянка уравновешивает вес своего тела и имеет нулевую плавучесть. Голомянка обитает в жестком температурном режиме-120-140С. Голомянка питается рачком эпишурой и др. рачками. Рыбки не тратят энергию на погоню за кормом, а легко «парят» в толще воды. Быстрая реакция позволяет им мгновенно схватить близко подплывающих рачков. Она – основной корм для нерпы, омуля, длиннокрылки.
Вы растите, детки, сами,
Не до вас огромной маме.
Омулята косяками
За ветвистыми рачками
Цвета манной крупки
Тоненькой да хрупкой.
Миллиарды среди вод,
Каждый корм себе берет.
Год за годом пир гор,
Звать рачка……
Что вы знаете о байкальской эпишуре? Ответы детей:
«Он очень маленький».
«Он очень быстро плавает»
Как такой маленький рачок способен опускаться на большие глубины озера Байкал? (слайд-презентация)
Эпишура - это мельчайший рачок размером до 1,6 мм, обитающей в толще байкальской воде. Форма тела обтекаемая, удлинено-ветериновидная, с очень подвижным брюшком, служащим при движении рулем. Эпишура освоил байкальские глубины от поверхности до самого дна. Особенности строения - длинные антенны и прозрачные покровы, сквозь которые можно увидеть под микроскопом жировые включения оранжевого цвета и пищевод, набитый зелеными клетками водорослей. Основной орган движения - мощные антенны и ножки, несущие плавательные щетинки. Дышат всей поверхностью тела, обитают в жестком температурном режиме. Питание - ротовой аппарат устроен так, что, создавая потоки воды, он фильтрует мельчайшие водоросли и бактерии, а чистая вода возвращается обратно в озеро.
Закрепление.
Прием «рисунок в развитии». На доске рисуется горизонтальная линия, а на ней – нерпа (голова которой находится над водой, а тело в воде). Далее через вопросы по теме обучающиеся вносят на рисунок свои ответы: в центре, ниже горизонтальной линии, под нерпой. По этому алгоритму обучающиеся заполняют схему по другим двум обитателям Байкала - голомянке, рачку-эпишуре.
Вопросы:
1. С помощью чего нерпа двигается в воде? (задние ласты обеспечивают движение в водной среде - вносим ответ слева от центра)
2. Что спасает нерпу от переохлаждения? (жир - вносим ответ в правой части рисунка)
3. Для чего нерпе мощные когти? (изготовление и поддержания от промерзания отдушины для дыхания в сплошном льду - вносим ответ над горизонтальной чертой)
4. Нерпа питается - докончи предложение …(голомянкой, омулем и др. байкальскими рыбами - вноси ответ в левой части рисунка)
5. На какую глубину ныряет нерпа и сколько минут она может находиться под водой? (до глубины 400 м и может находиться под водой до 40 минут - вноси ответ в правой части рисунка)
6. За счет чего голомянка поддерживает равновесие своего тела? (за счёт высокого содержания жира в мышцах и на внутренних органах - вносим ответ в левой части рисунка)
7. Какие плавники отсутствуют, но при этом хорошо развиты другие? (брюшные плавники отсутствуют, хорошо развиты грудные плавники - вносим ответ в правой части рисунка)
8. Какой процент жира содержится в теле голомянки? (до 44% - вносим ответ над горизонтальной линией)
9. Перечисли особенности строения эпишуры (длинные антенны и прозрачные покровы, подвижное брюшко, служащим при движении рулем - вносим ответ в левой части рисунка)
10. Очищает ли эпишура байкальскую воду от загрязнений? (истинным «чистильщиком» байкальской воды, потребляющим «все живое и неживое» эпишуру назвать нельзя - вносим ответ в правой части рисунка)
11. Назовите основной орган движения эпишуры? (мощные антенны и ножки, несущие плавательные щетинки - вносим ответ в левой части рисунка)
12. Освоил ли рачок байкальские глубины? (освоил байкальские глубины от поверхности до самого дна - вносим ответ над горизонтальной линией)
Заключение
При проведении данного занятия убеждаешься в практичности его использования. За небольшой промежуток времени можно дать представления о приспособлении уникальных животных к суровым байкальским условиям. Обучающиеся с удовольствием выполняют предложенные им задания, остаются активными на протяжении всего занятия, т.к. утомление предупреждают разнообразные педагогические приемы. Неоценимую помощь оказывает дидактика - презентация, иллюстрации животных. Многие из обучающихся ни разу не были на Байкале, и любое наше занятие оказывает на них большое впечатление. Об этом свидетельствует их блеск в глазах и возгласы «Теперь я обязательно скажу родителям, чтобы мы поехали на Байкал». Цель занятия достигнута, надеюсь, что с переходом во взрослую жизнь они также будут ценить и любить природу, как говорят об этом сейчас.
Перспективы работы
Данная разработка является небольшой крупицей в экологическом образовании, она интересует подрастающее поколение. Поэтому в дальнейшем в своей работе хотелось бы создать настольную игру по теме «Животные прошлого озера Байкал».
Литература
1.Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. - 384 с.
2.Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. Учеб. заведений. 6,7 кл., изд. второе, дополненное. - Иркутск, 2008. – 224 с.
3.Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. - Новосибирск: Наука, 1993. – 137 с.
4.Пенькова О.Г. Байкаловедение: учеб. пособие - Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. – 93 с.
Приложение №11501140613410




Рис.1 Образец «рисунка в развитии»