Портфолио. Информационно-аналитический отчет учителя русского языка и литературы


Раздел II. Информационно – аналитический отчет

Важным условием успеха модернизации образования является профессиональная компетентность участников образовательного процесса. Роль учителя в современном обществе возрастает, усложняются его функции. В соответствии с основной целью современной школы задача учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, доведя до ее сознания систему взглядов, идейно-нравственных, культурных, этических принципов, норм поведения, критериев готовности к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.
Значимыми качествами современного педагога являются: компетентность, развитое методическое мышление, профессиональное самосознание.
Компетентность учителя проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, выбирать программу и УМК из нескольких вариативных, оценивать их с позиции методики предмета, своих возможностей, особенностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Основными целями моей педагогической деятельности являются:
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной).
Обеспечение условий для получения учащимися качественного образования по русскому языку и литературе.
Формирование творчески развитых, социально-ориентированных личностей, способных к самореализации и саморазвитию.
Для реализации поставленных целей я определила для себя следующие задачи:
Повышение уровня своей профессиональной компетенции через участие в работе РМО учителей русского языка и литературы, в конкурсах профессионального мастерства, повышение квалификации через курсовую подготовку, вебинары, семинары.
Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения русскому языку и литературе.
Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно- ценностные отношения.
Создание благоприятной психологической среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Учитывая реальную ситуацию сельской общеобразовательной школы, когда приходится работать с учащимися разного уровня языковой и общекультурной подготовки, стараюсь сделать содержание своих уроков привлекательным и интересным для всех учеников и обеспечить посильность восприятия учебного материала для учащихся. Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости учащихся, стабильным уровнем качества знаний учащихся на промежуточной аттестации и диагностикой достижений во внеурочной деятельности.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по русскому языку по итогам учебного года

Учебный год
Класс
Всего обучающихся (чел.)
Удельный вес численности обучающихся, получивших по итогам учебного года оценки «4» и «5», в общей численности обучающихся (%)
Удельный вес численности обучающихся, получивших по итогам учебного года оценку «2»,в общей численности обучающихся (%)

2010 -2011
9
11
4 - 36%
0%


10
9
9 – 100%
0%


11
4
3 – 75%
0%

2011 -2012
5
14
5 – 36%
0%


11
9
9 – 100%
0%

2012 -2013
5
10
2 – 20%
0%




56%
0%





Результаты освоения обучающимися образовательных программ по литературе по итогам учебного года

Учебный год
Класс
Всего обучающихся (чел.)
Удельный вес численности обучающихся, получивших по итогам учебного года оценки «4» и «5», в общей численности обучающихся (%)
Удельный вес численности обучающихся, получивших по итогам учебного года оценку «2»,в общей численности обучающихся (%)

2010 -2011
8
10
6 - 60%
0%


10
9
9 – 100%
0%


11
4
4 – 100%
0%

2011 -2012
5
14
7 – 50%
0%


11
9
9 – 100%
0%

2012 -2013
5
10
6 – 60%
0%




73%
0%


Обучающихся, которые не освоили образовательные программы по итогам учебного года, составляет 0%.


Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Учебный год
Класс
Всего обучающихся (чел.)
Удельный вес численности обучающихся, получивших по итогам контрольных работ (тестов) положительные оценки, в общей численности обучающихся (%)
Удельный вес численности обучающихся, получивших по итогам контрольных работ (тестов) оценки «4» и «5», в общей численности обучающихся (%)

2010 - 2011
9
11
9 – 82%
6 – 55%


10
9
9 – 100%
9 – 100%

2011 -2012
5
14
11 – 79%
5 – 36%


11
9
9 – 100%
8 – 87%

2012 -2013
5
10
10 – 100%
7 – 70%




91%
66%



Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам независимой внешней оценки

Учебный год
Вид независимой внешней оценки
Класс
Количество обучающихся, участвующих в независимой внешней оценке
Средний показатель освоения обучающимися образовательных программ по итогам независимой внешней оценки
Средний региональный показатель

2010-2011
ЕГЭ
11
4
58,5
62,3

2011- 2012
ЕГЭ
11
9
62
66,3





36 (минимальный)











Вовлеченность обучающихся в проектную, учебно-исследовательскую деятельность

Учебный год
Класс
Направление деятельности
Наименование проекта, тема исследования
Удельный вес численности обучающихся, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность, в общей численности обучающихся (%)

2010 -2011
11
Литературное
«Гамлет XX века» Б.Пастернак,
«Мне голос был» А.А.Ахматова,
М.И.Цветаева «Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед»
4 – 100%


10
Творческий проект
Синквейн на заданную тему ( задание недели русского языка)
9 – 100%


10
Гражданский подвиг в современном мире
«Андрей Дмитриевич Сахаров – ученый и борец за гражданские права».
«Железная леди Кремля» - Галина Старовойтова
2 – 20%

2011-2012
11
Литературное
«Рукописи не горят» (о судьбе книги М.А.Булгакова), «Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского», «Образ горящей свечи у А.А.Ахматовой и Б.Пастернака», «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (философская лирика Б.Пастернака)
9 – 100%


11
Военно-патриотическое
«Письма с фронта», «Детство, опаленное войной», «Старый учитель», «Дети войны», «Никто не забыт и ничто не забыто».
5 – 55%

2012 - 2013
5
Социальный проект
«Вторая жизнь книги»
10 – 100%


5
Социальный проект
«Модель ученического самоуправления
5 класса»
10 – 100%

2010-2011
Вовлеченность обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность
62%

2011-2012

60%

2012-2013

100%


Обучающиеся активно участвуют в разработке проектов по русскому языку и литературе во время образовательного процесса. Свои работы они представляют и защищают во время уроков (повторительно-обобщающие уроки), а также во время проведения Недели русского языка и литературы языка в школе. С учебно-исследовательскими работами обучающиеся выступают на районных и региональных конференциях.



Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях

Учебный год
Наименование мероприятия
Уровень
(уровень образовательной организации, муниципальный, региональный, межрегиональный, всероссийский, международный)
Сроки проведения
Результат

2010 -2011
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Права человека в современном мире»
Всероссийский
21 мая 2011
Диплом участника конкурса «Уроки Сахарова. «Мир. Прогресс. Права человека»


Конкурс творческих проектов в предметной неделе русского языка
Образовательная организация
17.11.2010
I место


Конкурс сочинений «Мой любимый учитель»
Муниципальный
Ноябрь 2010
I и II место

2011 - 2012
Олимпиада по русскому языку
Муниципальный
24.11.2011
участие


Олимпиада по литературе
Муниципальный
14.11.2011
участие


Краеведческая конференция «Мир через культуру»
Муниципальный
Январь 2012
II место

2012-2013
Конкурс сочинений «Водитель! Моя жизнь в твоих руках»
Муниципальный
Январь 2013
Iместо


Конкурс социальных проектов
Образовательная организация
12.04.2013
Iместо


Олимпиада по русскому языку и литературе
Образовательная организация
18.12.2012
Iместо

2013-2014
Конкурс международного конкурса юных чтецов «Живая классика»
Образовательная организация
Муниципальный
Региональный
13.02.2014

06.03.2014
23.04.2014
I место

II место
участие


Конкурс сказок «Там , на неведомых дорожках»
Муниципальный
Октябрь 2014
Четыре участника

2014-2015
Конкурс международного конкурса юных чтецов «Живая классика»
Образовательная организация
Муниципальный
Региональный
03.02.2015

04.03.2015
02.04.2015

I место

III место
участие


Конкурс сочинений «Один день из жизни ребенка войны»
Региональный
25.03.2015
участие


Конкурс рисунков и сочинений «Во славу Воина»
Муниципальный
26.02.2015
Четыре участника


Игра – конкурс «Русский медвежонок – 2014»
Международный
22.12.2014
Три вторых места в районе


Дистанционная олимпиада по русской литературе 7 класс
Международный
18.12.2014
I место


Дистанционная олимпиада по русскому языку 7 класс
Международный
29.04.2015
Два третьих места


Дистанционная олимпиада по русской литературе 7 класс
Международный
20.05.2015
I место


Всероссийский читательский конкурс «Читаем Альберта Лиханова»
Всероссийский
01.07.2015
Нет ответа


Конкурс чтецов «Эхо Победы»
Образовательная организация
18.02.2015
I место







Повышение квалификации

Учебный год
Образовательная организация, наименование программы, количество часов
Документы
(наименование, №, дата выдачи)

2013 - 2014
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения», 108 часов
Удостоверение о повышении квалификации № 352400555080, 30.12.2013


АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» «Основной государственный экзамен по русскому языку: содержание, анализ результатов, экспертиза экзаменационных работ», 24 часа
Удостоверение о повышении квалификации № 352401108381, 14.05.2014

2014 - 2015
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» «Использование результатов внешней оценки учебных достижений выпускников начальной школы в деятельности учителя общеобразовательной организации», 24 часа
Удостоверение о повышении квалификации № 352402244047, 20.12.2014












Результаты самообразования

Учебный год
Тема самообразования
Планируемый результат
Достигнутый результат

2010 -2011
Подготовка к ГИА. Способы сжатия текста.
1 этап изучения – исследование проблемы. Работа с методической литературой, знакомилась с опытом других педагогов
( семинар учителей русского языка и литературы «Система подготовки к Государственной итоговой аттестации в новой форме» МОУ «Шухободская ООШ»).
Результатом явилось создание памятки
« Способы компрессии текста»
2 этап – применение.
Методическое освоение и применение на практике способов сжатия текстов, предложенных на экзамене по русскому языку в 9 классе. Обмен опытом по данной теме на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Все учащиеся справились с заданием сжать исходный текст на экзамене по русскому языку. Создана памятка «Способы компрессии текста»

2011 - 2012
Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
1 этап – исследование проблемы. В 11 классе прошлого года были трудности при написании сочинения-рассуждения, поэтому тема стала актуальной при подготовке к ЕГЭ в этом году.
В процессе наблюдения и тестирования выяснила пробелы в знаниях учеников по русскому языку. Создала памятки- модели вступления, заключения сочинения-рассуждения.
2 этап- применение.
Все ученики 11 класса справились с ЕГЭ по русскому языку, набрали хорошие баллы по сочинению.
Создала «копилку» пробных вариантов рассуждений.
Сочинения-рассуждения учеников направляла на конкурсы.

2012 - 2013
Нравственное развитие обучающихся в процессе изучения литературы.
Привить интерес к чтению, воспитать гордость за родной край, интерес к его истории, ощущение тесной связи между поколениями. Сформировать у обучающихся основные этические нормы.
У обучающихся повысился интерес к овладению новыми знаниями, расширился кругозор, активно идет процесс формирования разносторонне развитой личности.

2013 – 2014
2014 - 2015
Организация современного урока русского языка в условиях введения ФГОС ООО.
1 этап
Методическая подготовка: курсы повышения квалификации «Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения», изучение методической литературы по данной теме.
2 этап
Знакомство с опытом педагогов пилотных школ:
посетила открытые уроки в МОУ «Ботовская СОШ» в 4 и 5 классах, работающих по ФГОС.
3 этап
Применение :
составление рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов по русскому языку и литературе, составление технологических карт уроков.
Разработана рабочая программа по русскому языку и литературе для 5-9 классов, на каждый урок русского языка в 5 классе составлена технологическая карта.


Применение современных педагогических технологий, в том числе ИКТ

Учебный год
Наименование технологии
Периодичность применения
Результат

2010-2011,
2011-2012
Технология «Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо»
Методические приемы: чтение с остановками, 6 шляп критического мышления, кластер, пятиминутное эссе, синквейн
Постоянно
Развивается умение анализировать информацию с тем, чтобы применить на практике. Вырабатывается собственная точка зрения по определенному вопросу, активизируется мыслительная деятельность ученика: умение ставить вопрос, выделить главное, умение сравнивать, понимать проблему в целом.

2012-2013,
2013-2014,
2014-2015
Здоровьесберегающие технологии.
Постоянно
Рациональная организация учебного процесса на каждом уроке; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учеников и организованный двигательный режим позволили предупреждать преждевременное утомление, снижать мышечное напряжение, повысить работоспособность обучающихся.


ИКТ
По возможности
Визуальная информация позволила развить воображение, сформировать умение анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли.


Личностно-ориентированная
постоянно
Обучающиеся принимают активное участие в неделях русского языка и литературы, где показывают хорошие знания; участвуют в конкурсах, олимпиадах, занимают призовые места. Формируется стойкая положительная мотивация обучающихся к изучению русского языка и литературы, создаются условия для личностного роста школьников, раскрывается их интеллектуальный и творческий потенциал.



Участие в работе методических (профессиональных) объединений

Учебный год
Наименование методического (профессионального) объединения
Уровень (уровень образовательной организации, муниципальный, региональный)
Содержание и форма участия, вклад педагогического работника в решение поставленных вопросов

2010 - 2011
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Комплексный анализ текста».

2011-2012
Межшкольное объединение учителей предметов гуманитарного цикла Климовского школьного округа
Муниципальный
Выступление по теме «ИКТ – компетентность учителя – словесника в условиях модернизации российского образования». Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла МОУ «Воскресенская СОШ»



Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Подготовка и проведение недели русского языка


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Организация международной игры по языкознанию «Русский медвежонок» среди 2-11 классов.


МО учителей гуманитарного цикла Климовского школьного округа
Муниципальный
Внеклассное мероприятие «Заседание клуба любителей поэзии, посвященное 125-летию со дня рождения И.Северянина «Я, гений Игорь- Северянин». Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла.

20112-2013
МО учителей гуманитарного цикла Климовского школьного округа
Муниципальный
Составление программы заседания методического объединения, методическая помощь педагогам, руководство в проведении семинара. Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла МОУ «Воскресенская СОШ»


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Ответственная за проведение недели литературы, конкурс чтецов басен И.Крылова среди учащихся 5-11 классов.

2013-2014
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации, муниципальный
Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад, подготовка к олимпиадам районного тура.


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации,
Организация международной игры по языкознанию «Русский медвежонок» среди 2-11 классов.


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Ответственная за подготовку и проведение предметной недели гуманитарных дисциплин.


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации, муниципальный, региональный
Ответственная за подготовку конкурсантов и проведение в школе международного конкурса юных чтецов «Живая классика».

2014-2015
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации, муниципальный, региональный
Ответственная за подготовку конкурсантов и проведение в школе международного конкурса юных чтецов «Живая классика».


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Организация международной игры по языкознанию «Русский медвежонок» среди 2-11 классов.


Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Образовательной организации
Организатор конкурсов чтецов «К нам Лермонтов сходит презрев времена», «Эхо Победы». Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла МОУ «Воскресенская СОШ»














Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Учебный год
Наименование программных (методических, дидактических) материалов
Сроки разработки (внесение изменений)
Самостоятельно/ в соавторстве
Наличие справки (рецензии, выписка из приказа, выписка из протокола заседания)

20110-2011
Разработка школьных олимпиад по литературе 9-11 классы для школ Череповецкого района
сентябрь 2010
самостоятельно разработала олимпиаду по литературе для 11класса
Протокол №1 заседания МО учителей русского языка и литературы от 22.09.2010


Элективный курс «Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)» 9 класс

самостоятельно
Протокол педагогического совета № 2 от 15.09.2010

2011-2012
Элективный курс «Сочинения разных жанров» 11 класс

самостоятельно
Протокол педагогического совета № 2 от 17.09.2011

2013-2014
Разработка рабочих программ по русскому языку и литературе 5,6,9 классы
сентябрь 2013
самостоятельно
Протокол №1 заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 14.10.2013


Элективный курс в 5 классе «Фонетика-это интересно»
август 2013
самостоятельно
Протокол педагогического совета № 2 от 20.09.2013

2014-2015
Разработка рабочих программ по русскому языку и литературе 6,7,10классы
сентябрь 2014
самостоятельно
Протокол №1 заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 15.10.2014



Разработка рабочей программы по русскому языку 5-9 классы ФГОС
октябрь 2014
самостоятельно
Приказ №258 от 16.10.2014


Элективные курсы по русскому языку 6,7 классы «Секреты орфографии» , «Трудные вопросы орфографии»
сентябрь 2014
самостоятельно
Протокол педагогического совета № 2 от 18.09.2014















Участие в профессиональных конкурсах
(очно, заочно, дистанционно)

Учебный год
Наименование мероприятия
Уровень
(уровень образовательной организации, муниципальный, региональный, межрегиональный, всероссийский, международный)
Сроки проведения
Результат

2010-2011
Районный конкурс программ предметных недель
Муниципальный
Октябрь 2010
Сертификат лауреата конкурса

2011-2012
Районные педчтения «Растим патриотов России. Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках и во внеурочной деятельности»
Муниципальный
декабрь 2012
Сертификат участника

2014-2015
Городской конкурс методических разработок «Дифференцированный подход в обучении как способ развития ключевых компетенций учащихся в условиях введения ФГОС»
Муниципальный
5марта 2015
Сертификат участника


Конкурс военно-патриотических программ и мероприятий «Детям России посвящается»
Муниципальный
25.03.2015
Диплом участника


Международный конкурс «Гордость России»
Международный
2015
Диплом II степени


Профессионально – общественная деятельность

Учебный год
Наименование мероприятия
Уровень
(уровень образовательной организации, муниципальный, региональный, межрегиональный, всероссийский, международный)
Сроки проведения
Форма и результат

2010-2011
Единый государственный экзамен по физике
Муниципальный
11.06.2010
Педагог- организатор в аудитории пункта проведения ЕГЭ


Единый государственный экзамен по обществознанию
Муниципальный
15.06.2010
Педагог- организатор в аудитории пункта проведения ЕГЭ

2013-2014
Проверка олимпиадных работ по литературе в РУО
Муниципальный
19.11.2013
эксперт


Проверка экзаменационных работ в ТПК Череповецкого района
Муниципальный
09.06.2014
эксперт

2014-2015
Проверка олимпиадных работ по литературе в РУО
Муниципальный
11.11.2014
эксперт


Проверка экзаменационных работ в ТПК Череповецкого района
Муниципальный
05.06.2015
эксперт


Единый государственный экзамен по математике
Муниципальный
04.06.2015
Педагог- организатор в аудитории пункта проведения ЕГЭ


Единый государственный экзамен по обществознанию
Муниципальный
08.06.2015
Педагог- организатор в аудитории пункта проведения ЕГЭ



Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной, инновационной

Учебный год
Наименование мероприятия
Уровень
(уровень образовательной организации, муниципальный, региональный, межрегиональный, всероссийский, международный)

Сроки проведения
Тема, форма представления (выступление, публикация, открытый урок, мастер-класс и пр.)

2012- 2013
Районные педчтения «Растим патриотов России»
Муниципальный
декабрь 2012
Выступление «Патриотическое воспитание на уроках литературы».

2014-2015
Конкурс методических разработок «Дифференцированный подход в обучении как способ развития ключевых компетенций учащихся в условиях введения ФГОС»
Муниципальный
март 2015
Открытый урок «Прямое и переносное значение слов»
5 класс


Конкурс военно-патриотических программ и мероприятий «Детям России посвящается»
Муниципальный
25марта 2015
Мероприятие «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Творчество Ю. Друниной.


Международный конкурс «Гордость России»
Международный
сентябрь 2015
Открытый урок «Прямое и переносное значение слов»


Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям и условиям профессиональной деятельности.
Профессиональное самообразование заключается в познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.
Основные направления моего самосовершенствования и самообразования и мероприятия по их реализации:
1.Систематическое пополнение профессиональных знаний: курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, методических семинарах, конференциях школьного, муниципального уровней.
2.Совершенствование профессионального мастерства: участие в работе РМО учителей русского языка и литературы, проведение открытых уроков, продолжение работы по самообразовательной теме «Организация современного урока русского языка в условиях введения ФГОС ООО».
3.Продолжение работы над формированием социокультурной компетенции обучающихся школы через урочную и внеурочную виды деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах.

15