Конспект урока по ИЗО на тему Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Тема урока: Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

Цель урока:
- определить роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры Средневековья. Соотносить исторические эпохи и художественные стили. Выявить особенности романского и готического стилей. Развивать умения анализировать памятники искусства.
.
Задачи урока:
- научить выполнять зарисовки по представлению главных архитектурных элементов средневекового замка или сооружения романского или готического стиля Западной Европы;
- развивать навыки практической и самостоятельной работы, аккуратность, умение ценить фактор времени;
- развитие фантазии, наблюдательности и внимания;
- развитие эстетического отношения к миру; потребности в художественном творчестве и в общении;
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Тип урока: Комбинированный, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Вид деятельности: Индивидуальная работа.


Необходимое оборудование:
Для учителя:
- фотографии, репродукция картин;
- карандаш, формат.

Для учащихся:
- форматы, простой карандаш.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

2.
Повторение. Подведение к теме.
(2 мин.)
- Как можно охарактеризовать древнерусские крепости?
- Каковы особенности средневековой архитектуры в России?

Старинный замок, каменные стены, От бега времени они, как смоль, черны, На стенах замка тлеют гобелены, В них всё ещё таится дух войны. Огромен зал, и разных комнат много, Игра теней в огнях игры свечей, И всё ещё сокрыта здесь тревога, И так же слышен лязг и звон мечей. Куда ни глянь – всё рыцарь иль картина, Что ни возьми – всё пыль, да сталь, да старь И всюду кружевная паутина. А ведь когда-то жил здесь государь. Прислушайтесь: здесь всё совсем живое. Всмотритесь в эти окна, письмена, Вы можете услышать звук гобоя, Увидеть луки, стрелы в колчанах. И помнят стены прожитое время, Хранит их память плач, балы, пиры. И стоит только вставить ногу в стремя – Как встрепенутся древние миры
Автор - Сергей Велес
Определяют тему урока.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.


3.
Актуализация знаний.(3 мин.)
Дух воинственности и потребность в постоянной самозащите европейских феодалов-рыцарей, свойственные тому времени, повлияли на строительство замков. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого означает «всадник». Жизнь в седле, постоянные набеги и сражения наложили свой отпечаток и на облик средневекового замка (жилище рыцаря), и на архитектуру средневекового города.
Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(7-10 мин.)

В X в. поначалу в Западной Европе строили замки в виде огромных деревянных башен (донжонов) со входом на уровне второго этажа, куда проникали с помощью лестницы или легко убирающегося моста.
Возводили замки на возвышенности, насыпном холме или каменном откосе и укреплялись со всех сторон стенами. Эти деревянные крепости не дошли до нашего времени.
В XI-XIIвв. каменные замки появились на территории от Испании до Польши, включая Великобританию и Скандинавские страны на севере и Италию на юге.
В XI-XIIвв.в Западной Европе стали возводить каменные оборонительные сооружения. Общая форма крепости на равнине в плане представляла квадрат или вытянутый прямоугольник.
Так, в Великобритании важнейшим из замков был Тауэр («Белая башня») в Лондоне в виде кубической башни. Тяжеловесный и мрачно величавый замок-гигант Дувр, так же как и Тауэр, долгое время служил местом жительства королей. Ров, защищавший замок, был выкопан ещё в доисторическом железном веке.
Среди замков-старожилов, можно назвать Анже, Нант, Шатоден и многие другие во Франции. Но какие бы отличия они между собой не имели, у всех у них есть основное архитектурное ядро, связанное с ролью замка как символа власти феодала и необходимостью защиты и контроля над землями в период феодальной раздробленности (процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель).
Замки доминировали над окрестностью. Не случайно они возводились на возвышенных местах, в гористых местностях, на неприступных морских побережьях или островах. Феодальные замки имели мощные каменные стены с зубцами, укреплялись трёхэтажными башнями, окружёнными глубоким рвом. В толстых стенах башен, рассчитанных на длительную оборону, для защиты от врага были пробиты узкие бойницы. Для строительства употребляли кирпич и камень самых тёмных оттенков, а в цемент примешивалась сажа. Так что, несмотря на новейшие постройки, замок носил отпечаток глубокой древности. В эту неприступную твердыню вёл единственный вход и ворота, пробитые в наружной стене, с обязательными в то время высокими башнями по бокам, с опускавшейся на цепях дубовой решёткой, прошитой железом, и подъёмным мостом.
С конца XIв. угловые башни, а затем и донжон стали строить круглыми. Это обеспечивало лучшую защиту от обстрела.
В XIIв. рядом с донжоном стали строить дом, капеллу, кухню, погреба, конюшню. К внутреннему двору примыкал широкий двор с мельницей, пекарней, ремесленными мастерскими. Сюда стекались местные жители во время опасности. Постепенно началось строительство домов, которые в основном росли вверх. Город застраивался хаотично, улицы были узкими, но всегда, подобно замку, он защищался крепостными стенами с воротами, которые охранялись. С XIIв. застройка стала носить регулярный характер. так постепенно формировался средневековый город.
Особенности крепостной архитектуры – массивные стены, а также суровые и лаконичные постройки – сказались и на характере архитектуры монастырей и храмов.
Появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства.

В ней традиционно выделяют два основных стиля:
- романский X-XII вв.
Термин возник гораздо позже, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры. Романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи.
- готический XIII-XV вв.
Термин был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства.

В романском стиле здания отличало преобладание горизонталей на основе римской базилики (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) с полуциркульными перекрытиями в виде арок и сводов. Массивные и тяжёлые опоры, гладкие стены с небольшим количеством узких проёмов.

Готический стиль в архитектуре, появившейся во второй половине XIIв. в Западной Европе (прежде всего в Северной Франции), был порождён культурой развивавшихся городов.
Архитектура готического стиля поражала лёгкостью конструкций. Символом города стал собор, возносившийся высоко в небо.
Готический собор отличали обилие скульптурного декора, подчёркивавшего вертикальность, воздушность сооружения, большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном-розой над порталом, использование стрельчатых створок.


Художественные особенности внешнего и внутреннего убранства храмов романского и готического стилей
Романский стиль
Готический стиль

Строгость, суровая простота, ясность объемов, внушительность, монолитность, замкнутость. Высокие башни, массивные стены, тяжеловесность конструкций. Арочная форма дверей и оконных проемов. Отсутствие украшений и орнамента.
Конструктивные элементы – арка и свод, малочисленные узкие оконные проемы. Малая освещенность интерьера. Богатое рельефное декорирование стен снаружи и внутри.
Вознесённость здания к небу, легкость конструкций и ажурность образа. Остроконечность, расчлененность, насыщенность пластикой.
Большое количество арочных проемов, стрельчатые арки и ребристые своды, витражи, окно-роза, искрящийся светом интерьер, декор внешнего и внутреннего убранства стен с преобладанием статуй над рельефом, динамичность архитектурных ритмов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи.


Закрепление материала:

Игра «крестики - нолики»
На доске игровое поле из 9 квадратов
Вопросы:
Готический стиль появился раньше романского стиля? (нет)
Романский стиль получил развитие в 10 – 12 веках? (да)
В романском стиле «церкви стремятся ввысь»? (нет)
Возникновение готики связано с развитием городов? (да)
Средневековый замок является очагом культуры? (да)
В романском стиле применялась стрельчатая арка? (нет)
Романская архитектура напоминает крепость? (да)
Готический храм был богато украшен скульптурами и витражами? (да)
Окно-роза характерно романскому стилю? (нет)
Слушают учителя, ,отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям

5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(2 мин.)
Выполнение зарисовок по представлению главных архитектурных элементов средневекового замка или сооружения романского или готического стиля Западной Европы.
- Выбор для изображения сооружения крепостного типа романского или готического архитектурного стиля;
- Показ стилевых особенностей архитектуры замков графическими материалами линейно или силуэтно.
- Отметить, как крепостное сооружение связано с ландшафтом.

Участвуют в обсуждении

Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

7.
Планирование работы.(3 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске запись -этапы работы).

Компановка
Перспективное сокращение плоскостей стен и башен
Передача стиля (романского или готического)
Передача в зарисовках мощи и монолитности крепости, её несокрушимость.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.

8.
Творческая работа (20 мин.)
Выполнение работ.
Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.

9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.

Что нового узнали:
- художественные особенности внешнего и внутреннего убранства храмов романского и готического стилей;
- искусство готики связано с кардинальными переменами в развитии общественного сознания, ремесла, техники и т.д.;
- значение романского и готических стилей в истории архитектуры и мировой художественной культуры.


Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
Компановка.
Размер изображения.
Пропорции, соотношение.
Передача стиля.

Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение.
Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


15