План-конспект урока ИЗО 6 кл. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Краснопеевой Натальи Александровны
учителя технологии и искусства, высшей категории
МОУ «Зотинская СОШ»
Предмет: Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)
Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;
Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (5 часов); уроки № 17 - 21
Урок № 18
Тема урока: Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формировать художественную компетентность учащихся через постижение культурных объектов исторического жанра.
Образовательная цель: определить роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры Средневековья. Соотносить исторические эпохи и художественные стили. Выявить особенности романского и готического стилей. Развивать умения анализировать памятники искусства.
Формирование УУД:
Личностные действия: развивать нравственно-эстетического осознание через освоение эстетического образа человека в разные исторические эпохи, образа защитника Отечества в искусстве.
Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять самооценку.
Познавательные действия: работа с информацией; развитие художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику объектов западноевропейского каменного зодчества; развитие способности эмоционально откликаться и оценивать образы мира, красоту ратного подвига защитников Отечества в жизни и искусстве.
Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Наглядно-демонстрационный материал: электронная презентация, учебник, ученические макеты, раздаточный материал с иллюстрациями.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
1. Организационный момент (1-2 минуты) 
2. Актуализация
знаний
(4-5 минут)
 
 
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
 
 
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 минут)
5. Первичное закрепление знаний
(4-5 минут)
 
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
 
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
 
8. Рефлексия деятельности.
 
9. Итог урока
(2-3 минуты)  Проверяет готовность учащихся к уроку.
Повторение материала прошлого урока, проверка домашнего задания.
- Как можно охарактеризовать древнерусские крепости?
- Каковы особенности средневековой архитектуры в России?
На магнитной доске иллюстрации замков средневековой Европы; ученические макеты. Слайд 1
- Можете ли вы, посмотрев на представленные здесь иллюстрации, сказать, о чем пойдет речь на уроке?
Слайд 2Старинный замок, каменные стены,От бега времени они, как смоль, черны,На стенах замка тлеют гобелены,В них всё ещё таится дух войны. Огромен зал, и разных комнат много,Игра теней в огнях игры свечей,И всё ещё сокрыта здесь тревога,И так же слышен лязг и звон мечей.Куда ни глянь – всё рыцарь иль картина,Что ни возьми – всё пыль, да сталь, да старьИ всюду кружевная паутина.А ведь когда-то жил здесь государь.Прислушайтесь: здесь всё совсем живое.Всмотритесь в эти окна, письмена,Вы можете услышать звук гобоя,Увидеть луки, стрелы в колчанах.И помнят стены прожитое время, Хранит их память плач, балы, пиры.И стоит только вставить ногу в стремя – Как встрепенутся древние миры…
Автор - Сергей Велес
Слайд 3
- Тема урока: Рыцарский замок в культуре средневековой Европы.
- Как вы думаете, какую цель мы поставим к сегодняшнему занятию? (определить историческое значение и характерные особенности рыцарских замков)
- В соответствии с целью, какие задачи необходимо решить?
(выявить назначение строительства замков; определить архитектурные особенности сооружений; различать замки разных культур) Записать задачи на доске
- Какова же роль искусства и мировой культуры в эпоху западного Средневековья? Об этом времени красноречивее и нагляднее говорят произведения архитектуры. Работая с текстом, ответьте на следующие вопросы: Слайд 4
- Что оказало влияние на развитие архитектуры и искусства в средние века или какова историческая обстановка того времени?
- Какова роль сельского архитектурного сооружения в развитии культуры Средневековья?
- Какой статус имел городской каменный храм?
Появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: Слайд 5
- романский X-XII вв.
Термин возник гораздо позже, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры. Романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи.
- готический XIII-XV вв.
Термин был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства. Слайд 6
- Визуально определите, каким стилям относятся данные архитектурные сооружения?
- Какие задачи из поставленных нами в начале урока решены? (выявить назначение строительства замков)
Работа с текстом учебника стр. 103-104, иллюстрации учебника стр. 98-104
Задание в группах:
- Из предложенных художественных особенностей внешнего и внутреннего убранства храмов выбрать те, которые относятся к романскому стилю, другие к готическому стилю
Художественные особенности внешнего и внутреннего убранства храмов романского и готического стилей Слайд 7
Романский стиль Готический стиль
Строгость, суровая простота, ясность объемов, внушительность, монолитность, замкнутость. Высокие башни, массивные стены, тяжеловесность конструкций. Арочная форма дверей и оконных проемов. Отсутствие украшений и орнамента.
Конструктивные элементы – арка и свод, малочисленные узкие оконные проемы. Малая освещенность интерьера. Богатое рельефное декорирование стен снаружи и внутри. Вознесённость здания к небу, легкость конструкций и ажурность образа. Остроконечность, расчлененность, насыщенность пластикой.
Большое количество арочных проемов, стрельчатые арки и ребристые своды, витражи, окно-роза, искрящийся светом интерьер, декор внешнего и внутреннего убранства стен с преобладанием статуй над рельефом, динамичность архитектурных ритмов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

В архитектуре переход от романского стиля к готическому стилю связан с ростом благосостояния городов, усилением позиций городов.
Искусство готики связано с кардинальными переменами в развитии общественного сознания, ремесла, техники, структуры средневекового общества, возрастанием возможностей познания и эстетического осмысления мира, ослабление религиозного мировоззрения, появление новых архитектурных типов, развитием гражданской архитектуры и строительством городов.
- Какая задача, из поставленных нами в начале урока, решена на данном этапе? (определить архитектурные особенности сооружений) Индивидуальная работа по карточкам – заданиям
- Впереди предстоит работа экскурсоводов, знакомство со знаменитыми соборами; в ходе работы с раздаточным материалом, вам предстоит заполнить таблицу: Слайд 8
Название сооружения Местонахождение Год постройки Художественный стиль Особенности В результате работы необходимо представить свой архитектурный объект.
Слайд 9
- Еще раз взгляните на экран. Что можно сказать о данной архитектуре?
1. Замок Сюлли-сюр-Луар, Долина Луары, Франция
2. Петровская башня Московского Кремля
3. Шартрский собор. Шартр, Франция

- Какая из задач поставленных нами решена на данном этапе урока? (различать замки разных культур)
Игра «крестики - нолики»
На доске игровое поле из 9 квадратов
Вопросы:
Готический стиль появился раньше романского стиля? (нет)
Романский стиль получил развитие в 10 – 12 веках? (да)
В романском стиле «церкви стремятся ввысь»? (нет)
Возникновение готики связано с развитием городов? (да)
Средневековый замок является очагом культуры? (да)
В романском стиле применялась стрельчатая арка? (нет)
Романская архитектура напоминает крепость? (да)
Готический храм был богато украшен скульптурами и витражами? (да)
Окно-роза характерно романскому стилю? (нет)
- В завершении подведем итоги. На уроке мы определили роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры Средневековья. Соотнесли исторические эпохи и художественные стили. Выявили особенности романского и готического стилей.
Как вы считаете, решили ли задачи, поставленные нами в начале урока?
Самооценка деятельности на уроке
1.Я работал(а) на всех этапах урока 2.Я давал(а) ответы на все вопросы и выполнил(а) все задания 3.Мои ответы и выполненные задания полные и точные 4.Я могу подвести итог по теме урока : что узнал(а)? чему научил(а)ся? 5. Я могу оценить работу одноклассников итог Какая проблема возникла в ходе урока по теме учебного занятия?

Слайд 10
Домашнее задание: прочитать учебник стр. 97-106; принести: цветную бумагу, картон, краски, кисти, карандаши, клей, ножницы. Подготовить сообщение. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос.
Слушают учителя.
Работают с текстом, (Прил.1) отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников, анализируют информацию
Слушают учителя, анализируют информацию.
Работают с текстом учебника, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание в группах (Прил.2)
Слушают учителя, синтезируют информацию
Работают с информационным материалом, заполняют таблицу индивидуально (Прил.3) слушают сообщения учащихся,
анализируют информацию, контролируют и корректируют свои действия.
Слушают и отвечают на вопросы, участвуют в игре
Выполняют самооценку, заполняют таблицу
(Прил.4)
Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество
Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику объектов западноевропейского каменного зодчества.
Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные действия: осознать эстетический образ человека в разные исторические эпохи как образ защитника Отечества в искусстве.
Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные действия: работать с информацией.
Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся.
Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся.
Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками, работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Познавательные действия: развитие способности эмоционально откликаться и оценивать образы мира, красоту ратного подвига защитников Отечества в жизни и искусстве.
Регулятивные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Познавательные действия: способности воспринимать эстетику объектов западно-европейского каменного зодчества.
Коммуникативные действия: работать индивидуально, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные действия: организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами
Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, самооценку.
Литература и другие источники информации:
Рабочие программы ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО под ред. Т.Я. Шпикаловой 5-8 кл. – М. Просвещение, 2012г.
Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей – М. Просвещение, 2013г.
Изобразительное искусство. 6 класс: учебник, под ред. Т.Я. Шпикаловой – М. Просвещение, 2013г.
Платонова Н. И. Искусство: Энциклопедия / М. «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2005.
Энциклопедия для детей. [том 7]. Искусство.Ч.1. архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древних времен
http://dturista.com/load/idei_puteshestvij/
http://phototravelguide.ru/cerkov-hram-sobor/milansky-sobor-italiya/http://www.allcastles.ru/castles/france/plessis-bourrehttp://stihi.ru/2005/12/02-499
Приложение 1
Мировая культура западного Средневековья
Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов или рыцарские замки, монастырские ансамбли и величественные храмы. В эпоху междоусобиц и войн каменные здания служили защитой от нападений варваров.
Средневековый замок был не только жилищем для феодала, оборонительным сооружением, но и очагом культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры.
Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. Строительство храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становились важным делом в жизни средневекового города.
Строительство и украшение собора горожане считали своим кровным делом. Средневековые хроники свидетельствуют о том, что «дамы, рыцари – все стремились не только пожертвованиями, но и посильным трудом помочь строительству». Дотации, вклады на строительство собора рассматривались как достойное, богоугодное дело. Собор строился долго, иногда столетиями, оставаясь в центре внимания горожан.
Возведение и украшение храма способствовало развитию городского художественного ремесла, как сообщает знаменитая парижская «Книга ремёсел». Собор давал работу живописцам, резчикам по камню, филигранщикам, ваятелям, изготовителям четок (из кораллов, раковин, янтаря, рога, кости), ковров, инкрустаций, золотых и серебряных нитей и т. д. Городские ремесленники украшали соборы витражами, барельефами и статуями, изображающие сцены повседневной жизни, людей труда – крестьян и ремесленников за работой.
Приложение 2
Отметить характерные особенности романского стиля – Р,
готического стиля – Г:
Строгость, суровая простота, ясность объемов, внушительность, монолитность, замкнутость.
Конструктивные элементы – арка и свод, малочисленные узкие оконные проемы.
Богатое рельефное декорирование стен снаружи и внутри.
Арочная форма дверей и оконных проемов.
Вознесённость здания к небу, легкость конструкций и ажурность образа.
Искрящийся светом интерьер, декор внешнего и внутреннего убранства стен с преобладанием статуй над рельефом.
Малая освещенность интерьера.
Остроконечность, расчлененность, насыщенность пластикой.
Большое количество арочных проемов, стрельчатые арки и ребристые своды.
Витражи, окно-роза.
Динамичность архитектурных ритмов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
Высокие башни, массивные стены, тяжеловесность конструкций.
Отсутствие украшений и орнамента.
Приложение 3
Архитектура западного Средневековья
Название сооружения Местонахождение Год постройки Художественный стиль Особенности

Замок Иф расположен на юге Франции в департаменте Буше-дю-Рон на самом маленьком из островов Фриульского архипелага, что находятся в миле от побережья Марселя. Замок Иф был построен в 1527—1531 гг. по приказу Франциска I для защиты города от атак с моря. Замок никогда не подвергался нападению и сохранился до нашего времени в отличном состоянии.
Замок выстроен непосредственно в скале. На поверхности острова расположено лишь квадратное строение со внутренним двориком и тремя круглыми башнями. На территории замка также расположен маяк, а крепостные стены сливаются краями скал. Высокие бастионы венчают островные утесы, глядя в сторону моря и побережья.
В 1844—1845 гг. известный французский писатель Александр Дюма написал роман «Граф Монте-Кристо», где было описано многолетнее заточение главного героя в Замке Иф. Роман стал одним из самых популярных во французской литературе.
В СССР по этому роману был также снят фильм «Узник Замка Иф».


Конец формы
Замок Плесси-Бурре , расположенный неподалеку от Анжера, является одним из великолепных замков Луары во Франции, наравне с такими как Шомон, Шенонсо или Саумюр. Замок прекрасно сохранился и его нынешний вид почти не отличается от того, что был создан почти пять веков назад. В нем соединились инженерная мысль строителей средневековых замков и роскошь эпохи Возрождения.
История замка Плесси-Бурре начинается в 1462 году, когда Жан Бурре, казначей и доверенное лицо короля Людовика XI (Louis XI), получает во владение земли Плесси-ле-Вен (Plessis-le Vent). Уже в 1468 году Жан начинает строительство замка на месте бывшего феодального поместья. Через пять лет, в 1473 году, строительство замка было завершено.
Во время Первой Мировой Войны замок был реквизирован для нужд военных, и в нем был устроен госпиталь. 1 июня 1939 г. замок был причислен к историческим памятникам Франции.
Во время Второй Мировой Войны в нем располагалось Американское посольство и замок не пострадал.
На территории замка проходили съемки нескольких фильмов, а именно:
в 1970 "Ослиная шкура" (фр. "Peau d'Ane") с Катрин Денев и Жаном Марэв 1997 "Горбун" -(фр. "Le Bossu")
в 2003 Фанфан Тюльпан (фр. "Fanfan la Tulipe") режиссера Жерара Кравчика по сценарию Люка Бессона с участием Пенелопы Круз и др.
Бургосский собор. Бургос, Испания
Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва  было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Реймсский собор. Реймс, Франция
Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Собор Парижской Богоматери. Париж, ФранцияСобор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Йоркский собор. Йорк, Англия
Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Кёльнский собор. Кёльн, ГерманияКёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Миланский собор. Милан, ИталияИсключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Собор Святого Стефана. Вена, АвстрияСобор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV.  А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Шартрский собор. Шартр, Франция
Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия
Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков:  зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Приложение 4
Самооценка деятельности на уроке
1.Я работал(а) на всех этапах урока 2.Я давал(а) ответы на все вопросы и выполнил(а) все задания 3.Мои ответы и выполненные задания полные и точные 4.Я могу подвести итог по теме урока : что узнал(а)? чему научил(а)ся? 5. Я могу оценить работу одноклассников итог Какая проблема возникла в ходе урока по теме учебного занятия?