Открытый урок русской литературы в классах с казахским языком обучения Тема Олжас Сулейменов — поэт, гражданин, политик


Акмолинская область
Бурабайсктй район
Зеленоборская школа-гимназия











литературы в 11 «А» классе
с казахским языком обучения

Тема:








Учитель: Турлубекова Т.А.














Урок литературы в 11 классе
с казахским языком обучения

Тема урока: «Олжас Сулейменов – поэт, гражданин, политик»
Поэма «Земля, поклонись Человеку!»

Цели урока: - Познакомить с биографическими сведениями и творчеством О. Сулейменова.
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям.
- Развивать чувства взаимосвязи с миром, осознания того что «Я» частичка Вселенной.
- Развивать речь, критическое мышление, учить делать выводы и заключения после прочитанного и услышанного.

Оборудование: - Портреты 1. Абая Кунанбаева
2. Олжаса Сулейменова
3. Юрия Гагарина
- Музыкальное сопровождение (домбра).
- Звукозапись с голосом Ю. Гагарина.
- Высказывания поэтов Абая и Пушкина.
- Схема, таблицы, тексты, ключевые слова и фразы.

Метод: комбинированный.

Эпиграф «Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)

Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой. Поздравление с днем космонавтики.
II. Вступительное слово учителя.
Все человечество делится на нации, на людей разных сословий, вероисповеданий, цвета кожи, люди строили границы, возводили стены, но 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин стер все границы между людьми. В этот день люди почувствовали себя одной нацией, нацией, которая живет на планете Земля. На нашей огромной планете живут необыкновенные люди: писатели и поэты, художники и композиторы, для которых никогда не существовали границы и различия между людьми. Их творения: поэзия и музыка тоже не знают границ, поэтому все человечество преклоняется перед подвигом Ю. Гагарина, знает и любит творчество Абая и Олжаса Сулейменова.
III. Объявляю тему и цепь урока:
Ребята, перед вами три портрета Абая, О. Сулейменова и Ю.Гагарина, обратите внимание, в какой последовательности расположены портреты.
Класс разделим на 2 команды: 1. «Поэт» 2. «Космос». Первая команда будет работать над текстом «Абай Кунанбаев», а вторая команда над текстом «Аттестация будущих космонавтов».
С биографическими данными и поэмой «Земля, поклонись человеку!» вы познакомитесь в ходе лекции. (Объяснение новой темы учителем).
В конце урока должны сделать вывод, ответить на вопрос: Что объединяет, есть ли точки соприкосновения в жизни и творчестве поэтов Абая Кунанбаева, О. Сулейменова и космонавта Ю. Гагарина?
IV. Работа над текстами.
1. Делим класс на 2 команды: команда «Поэт» - текст «Абай Кунанбаев», команда «Космос» - текст Аттестация будущих космонавтов».
Абай Кунанбаев (1845-1904)
Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, открывший новые пути развития родной литературы. Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. С творчеством Абая связано утверждение в казахской литературе реализма, создание казахского литературного языка.
Плодотворное влияние Абая Кунанбаева сказалось во всех областях казахской культуры и искусства.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах нынешней Семипалатинской области. Отец его, Кунанбай, был представителем крупной казахской феодальной знати, влиятельным, своенравным, жестоким человеком. Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая и остроумная Улжан из рода знаменитых по степи острословов-шаншаров «колющих», – воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит «внимательный», «проницательный»).
Религиозно-схоластическая программа семипалатинского медресе – мусульманской духовной школы, куда был определен отцом девятилетний Абай, - не могла удовлетворить мальчика, и он самовольно поступает в русскую приходскую школу. Абай рано задумывается над высоким назначением человека, хочет найти себе настоящее дело и для этого считает необходимым овладение знаниями. Он занимается самообразованием, много читает. Абай знал и ценил классическую поэзию Востока и русскую классическую литературу.
Самовластный Кунанбай хотел видеть в сыне будущего влиятельного наследника, знаменитого бия. Он забирает Мальчика из школы, решив приблизить его к делам по управлению родом Тобыкты, познакомить с тем, как разбираются споры, жалоб, втянуть в междоусобную родовую борьбу в аулах. Постоянное присутствие Абая при разборе запутанных судебных дел, где на словесных турнирах бии демонстрировали отточенное красноречие, остроумие и изворотливость, частые разъезды по аулам в качестве посланника отца были не бесполезны для будущего поэта. Уже в 15 лет Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая превосходство в красноречии и логике. Когда Абай достиг двадцати лет, он стал одним из самых известных ораторов.
При самостоятельном разборе спорных дел Абай показал себя поборником правды справедливости. Такое поведение Абая, его беспристрастие вызывало недовольство казахских ханов и феодалов, Не понравилось оно и отцу. Это был и идейный разрыв Абая с классом казахских феодалов. Он больше не хотел мириться с беззаконием, с жестокими традициями патриархальщины и стал искать пути развития своего народа, выхода из состояния экономического и духовного застоя Могучим средством общественного развития Абай считал распространение просвещения, знаний, культуры.
Абай не только создает замечательные произведения, отражающие жизнь казахского народа, но и занимается переводом на родной язык произведений классиков русской литературы. Произведения и переводы Абая быстро распространялись в народе в рукописной и устной форме. Необыкновенный поэтический талант, ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу – все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за помощью, за советами, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и поучиться поэтическому мастерству.
Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразилось в его лирике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социально-политические темы, стихи, сатирически, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.
Поэзия Абая – это громадный шаг казахской литературы к реалистическому изображению народной жизни. В поэзии Абая нашли отражение разнообразные картины народной жизни: бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского народа, внутренний мир людей разных поколений, разных характеров. Абай любил свой народ, ему было все дорого, чем жил народ, к чему он стремился. Абая увлекала не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе – это в тоже время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов.
В последнее десятилетие жизни Абая обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.
Глубокое знание Абаем казахской действительности, устно-поэтической культуры родного народа, вдумчивое изучение восточной классики и русской, а через нее европейской литературы питали его творчество и способствовали тому, что многообразное наследие Абая ознаменовало принципиально новый этап в развитии казахской литературы. Абай стал основоположником казахской реалистической литературы и национально литературного языка.


Аттестация будущих космонавтов.
О Юрии Гагарине авторитетная комиссия писала: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играет роль его воли к победе, выносливости, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово – «работать». Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу, невозможно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен. Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, жизнь знает больше, нежели некоторые его друзья».
Гагарин Юрий Алексеевич родился 9.8.1934 года в с. Клушино, Гжатского р-на, Смоленкой области, космонавт, полковник, Герой Советского Союза, летчик-космонавт. Первый Человек, совершивший полет в космос 12 апреля 1961 года.
В 1951 году окончил ремесленное училище в городе Люберцы. В 1955 году индустриальный техникум в г. Саратове. В Советской Армии с 1955 года. В 1957 г. окончил 1-ое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова. В 1960 году зачислен в отряд космонавтов, с 1961 года его командир. В 1968 году с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. 12 апреля 1961 года Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 мин. И благополучно вернулся на землю.
Полетное задание Государственной комиссии:
«Одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе.
Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта».
После короткого перерыва члены Госкомиссии собираются вновь. Предстоит решить, кому стартовать первым. Гагарин – мнение было единодушным.
2. Звучит музыка (домбра), команды выбирают себе лидера команды и работают над текстами по алгоритму.

Алгоритм схемы работы над текстом
1
2
3
4

Чтение и знакомство с содержанием текста
Деление текста на смысловые части (абзац)
Поиск ключевых слов и ключевых фраз.
Опираясь на ключевые слова и фразы, передаем содержание текста.


3. Ключевые фразы и слова учащиеся в хронологической последовательности должны выстроить и поместить возле портретов Абая и Гагарина.
4. Выступление команды «Поэт». Ключевые слова. Пересказ текста.

Абай Кунанбаев Олжас Сулейменов Юрий Гагарин
(1845-1904) Род. 1936 году (1934-1968)

-Поэт -Абай бол, балам! -летчик-космонавт
-внимательный, -поэт -Герой Советского
проницательный -геолог Союза
-много читает -славист -12 апреля 1961 г. -
-в 15 лет – оратор -тюрколог человек в космосе
-просвещение, знание, -политик -Байконур
культура -историк -воля к победе
-талант -первые стихи –1959 г. - выносливость
-любовь к народу -1661 - поэма «Земля, -любимое слово
-лирика Абая говорит о поклонись человеку!» «работать»
нравственности, о счастье, (Усвоение новой темы, -рассудителен
о смысле жизни объяснение учителя) -развит гармонично
-стихи о природе -чист душой
-стихи о народной жизни -вежлив, тактичен
-Слова назидания – это -высокое интеллектуаль
взгляд мыслителя на ное развитие
актуальные проблемы. (Дополнительная
(Повторение пройденного, информация)
межпредметная связь
– казахская литература)

5. Лидеры команд по данным ключевым словам и фразам пересказывают содержание текста противоположной команды. (Команда «Поэт» - текст о Гагарине. Команда «Космос» - текст об Абае).

V. Усвоение новой темы (лекция, беседа).
Обратите внимание на ключевые фразы и слова, которые расположены под портретом О. Сулейменова. Объяснение нового материала веду согласно выстроенным ключевым словам и фразам.
- Абай бол, балам!
Родился О. Сулейменов в 1936 году в Алма-Ате, в семье военнослужащего. Отец был репрессирован и расстрелян, когда Олжасу был всего год. Полуголодное детство будущего поэта пришлось на годы Великой Отечественной войны, отрочество и юность – на трудную послевоенную пору, но рядом была мама. Вероятно, каждая мать, отправляя сына в дорогу, напутствовала его словами: «Абай бол, балам!» - «Будь осторожным, сынок!» Но слово Абай для меня ста стало не только лексемой «осторожный», а, прежде всего, именем самого неосторожного поэта степи. Молодой Олжас услышал в напутствии матери девиз на всю жизнь:
«Абай бол, балам!» - «Будь Абаем, сынок!»
- Он стал ПОЭТОМ.
О. Сулейменов пишет на русском языке, но он целиком остается поэтом казахским, родным сыном своего народа, не только по своему происхождению, но и по духу. У казахов есть прекрасная традиция: в доме бережно хранят ШЕРЕЖЕ родословную, восходящую до седьмого колена. В одном из эссе О. Сулейменов пишет: «Мои предки с отцовской стороны были поэтами, музыкантами и воинами, один из них – Жаяу-Муса – Пеший-Муса, он соединил в себе дар поэта, музыканта и воина. Еще один предок Олжаса Олжабай-батыр в честь батыра которого я ношу имя, командовал конницей хана Аблая, он отличился в войне против джунгар ХVIII веке. Мой предок Олжа-батыр перед смертью сказал, что человек из седьмого колена будет галым – знающим, учёным. «Я Олжас – седьмое колено Олжа-батыра, хочу, чтобы слова старика сбылись!»
Мир – безбрежный океан,
Время – не утихающий ветер,
Поколения подобны волнам,
Спеши друг за другом,
Но на их смене держится жизнь! ( Абай)
Слова предка, произнесенные в прошлом, преодолели время и пространство, и Олжас стал: поэтом, ученым и политиком.
- ГЕОЛОГ
Окончив школу, Он стал студентом геологического факультета КазГУ. В составе геологических партий, побывал в отдаленных уголках республики, узнал нелегкую жизнь рабочих, нефтяников и чабанов. Выпускник университета вместе с дипломом получает приглашение на работу, корреспондентом газеты «Казахстанская правда». Став корреспондентом в 1959 году, поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве.
- СЛАВИСТ
- ТЮРКОЛОГ
1. Работа по толковому словарю. Ученики находят в словаре толкование данных слов и делают записи в тетрадях.
2. Работа над текстом учебника. Самостоятельно прочитать текст, а затем ученики должны сделать вывод: О. Сулейменова интересует история. Он говорит: «Я хорошо знаю, знаю наизусть историю Китая, Италии, Франции, а когда хочу узнать что-нибудь в истории своего народа, когда задаю вопрос – КТО Я? ОТКУДА Я?
Здесь какой-то пробел в истории. История молчит. Тогда и обратился О. Сулейменов к архивным документам, к памятникам древней культуры. Один из таких памятников славянской культуры «Слово о Полку Игореве». Итогом изучения данной книги явилось его произведение, книга «Аз и Я», в которой он выступает как славист и тюрколог.
- ПОЛИТИК
1. О. Сулейменов инициатор создания общественного движения «Невада – Семипалатинск» (беседа с учениками).
2. О. Сулейменов – посол Республики Казахстан в Италии.
3. На вопросы корреспондентов отвечает О. Сулейменов.
Вопрос - О ситуации в Казахстане. Несколько лет вы работаете вне Казахстана. Владеете ли вы полной мере информацией?
Ответ - В полной мере такой информацией не владеет ни один политик. Положение в стране очень напряженное. Развал экономики очевиден. Пока не очевидны реальные пути ее подъема.
Вопрос - А вы считаете, что можно изменить жизнь народа к лучшему? У вас есть такая программа?
Ответ - Мы предлагаем новую редакцию 6-ой статьи Конституции Республики Казахстан. В основном законе сказано, что земля принадлежит народу. Если народ - хозяин этих богатств, то каждый гражданин должен получить свою долю прибыли от реализации полезных ископаемых. Скажем, родился гражданин, и вместе с метрикой ему открывают лицевой счет, на который поступают дивиденды от каждой проданной нефти, металла. К 18 годам он состоятельный человек. Ему не надо думать о жилищных вопросах или решать, где взять деньги на учебу. Родину нельзя приватизировать и распродать. Она принадлежит всем нам. А мы – ей!
Вопрос к классу – Вы согласны с политической точкой зрения О. Сулейменова?
Обобщение: Так отвечать на вопросы корреспондентов мог только политик с душой поэта, который был во многих странах мира и всегда оставался верным сыном родной земли, но и думает обо всей планете Земля.
VI. Выступление 2 команды «Космос», ключевые слова, пересказ текста.
VII. Звучит запись с голосом Ю. Гагарина. Ребята, послушайте внимательно. Вы услышите живой голос Гагарина, его знаменитое «ПОЕХАЛИ», а также гул космического корабля «Восток».
VII. Дальнейшее усвоение новой темы. Поэма «Земля, поклонись Человеку!» В 1961 году, в те легендарные дни О. Сулейменов вспоминает: «Она писалась по-акынски, на слух. Под утро я вышел на балкон и потрясно орал на весь город:
Люди!
Граждане всей вселенной!
Гости галактик!
Хозяева шара!
Вы не хотите пропасть бесследно!
Живите!
Живите!
Живите с жаром!
Москва встречала Гагарина, а над Алма-Атой летали розовые листочки со стихами О. Сулейменова.
VIII. Литературный монтаж. Ученики наизусть читают отрывки из поэмы «Земля, поклонись Человеку!»
IX. Вернемся к цели нашего урока. Ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока – Что объединяет, есть ли точки соприкосновения в жизни и творчестве поэтов Абая, О. Сулейменова и космонавта Ю. Гагарина?
Ученики должны сделать вывод, что все ключевые слова, которые они сами выделили из текстов и есть то, что объединяет данных людей, несмотря на то, что это люди разных поколений, разных профессий, разных наций и так далее. Ученики делают вывод, что все они талантливые люди. Вывешиваю схему.
ТАЛАНТ = ИНТЕЛЛЕКТ + ТРУД
Ребята должны расшифровать данную схему. Беседа с классом.
X. Домашнее задание. Творческая работа. Предлагаю написать поздравление с днем космонавтики 1 команде от своего имени, а 2 команде от имени Ю. Гагарина.
ХI. Итог урока и обобщение: На месте гибели Ю. Гагарина поставлен камень- обелиск, где начертаны слова О. Сулейменова: «Земля, поклонись Человеку!» Верю, что к этому камню тропа не зарастет. И, может быть, строка О. Сулейменова останется в памяти будущих поколений как народное признание поэта, любви и скорби к первому космонавту Земли. Вспомним строки А.С. Пушкина:
Я памятник воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
И славен будет О. Сулейменов – поэт, политик, гражданин, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит – «Земля, поклонись Человеку!»