Разработка урока по литературе на тему В.Г.Распутин. Рассказ Уроки французского. Доброта — категория нравственная.
Технология критического мышления на уроках литературы как средство духовно-нравственного развития учащихся.
Класс: 6
Предмет: литература
Учебник: «Литература. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 год, автор: В.Я.Коровина, В.П.Полухина и другие.
Название предмета, темы: В.Г Распутин. Рассказ «Уроки французского», тема: «Доброта – категория нравственная».
Цели урока:
1.Образовательная: показать на примере рассказа В.Распутина, какое значение в жизни имеет доброта;
2.Развивающие:
- развивать умение анализировать художественный текст;
- развивать устную речь учащихся, навыки исследовательской работы;
- развивать функциональную грамотность.
3.Воспитательная: воспитание гуманизма.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Добрый день, ребята!
2. Стадия вызова.
События в рассказе происходят в послевоенные годы. 1948 год. Еще слышны отголоски страшной войны. И представьте, ребята, как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту. ДобротаИменно это качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.
И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока
«Доброта – категория нравственная».
В качестве эпиграфа я взяла слова Л.Н. Толстого (слайд-1):
Чем добрее и умнее человек,
тем больше он замечает
добра в людях.
Л.Н.Толстой
- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого? ( Только добрый человек способен замечать добро в людях).
а) Проверка домашнего задания (обсуждение пословиц и поговорок о добре, доброте).
*Делай другим добро – будешь сам с добром.
*Делай добро и жди добро.
*Жизнь нам дана на добрые дела.
*Не хвались серебром, а добром.
- Кого в рассказе «Уроки французского « можно назвать добрым? ( Лидию Михайловну, маму, дядю Ваню, жителей деревни).
- А в тексте говорится о доброте Вадика? Почему вы его не называете? ( Он хитрил в игре, применял физическую силу над людьми).
- А что же такое доброта? Подберите синонимы. (Отзывчивость, милосердие, понимание, гуманность).
Б) Работа со слайдом-2.
Что знаю о доброте
Хочу знать
Что нового узнал
Отзывчивость
Милосердие
Понимание
гуманность
Что такое истинная доброта?
?
3. Словарная работа.
- А что же такое нравственность? (Слайд- 4).
Нравственность – это русское слово, которое произошло от слова нрав (характер).
1)совокупность норм поведения человека в обществе;
2) внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам, выражение таких качеств.
- Давайте составим «кластер» для слова «нравственность» ( лайд- 5)
- Каким из этих качеств обладают главные герои?
4. Работа с текстом (мозговой штурм).
- Как Лидия Михайловна отнеслась к тому, что ее ученик играет на деньги? ( «И все-таки на деньги играть нельзя..)
- Почему Лидия Михайловна не стала строго ругать его?
- Когда Лидия Михайловна узнала, почему мальчик играет на деньги, какая нравственная проблема встала перед ней?
(Как помочь способному ученику, чтобы он мог учиться, не голодая при этом).
- Предположите, какие можно было использовать учителю средства помощи мальчику, чтобы не прибегать к игре на деньги?
Прием предположения (слайд- 6)
Как иначе могла поступить Лидия Михайловна.
Как поступила Лидия Михайловна.
1)Сходить к директору и поставить мальчика на бесплатное питание;
2)вызвать в школу мать и дать ей денег.
3)переселить мальчика на другую квартиру с честной хозяйкой.
1) Пыталась накормить
2)Прислала посылку
3)Стала играть на деньги в «замеряшки».
- Как же поступила Лидия Михайловна? (пыталась накормить, прислала посылку, стала играть на деньги в «замеряшки»).
-Почему учительница сама стала играть с учеником на деньги? (из чувства сострадания, желания помочь способному ученику, сочувствие).
- Является ли ее поступок нравственным? ( продолжение осмысления информации с помощью стратегии «Уголки»).
Задание: запишите в тетради ответ на вопрос: «Хорошо или плохо поступила Лидия Михайловна, предложив ученику игру на деньги»?
(Озвучить необходимо противоположные точки зрения).
- Приведите аргументы в защиту своей позиции).
- Что же более нравственно в данной ситуации?
- А как отнеслось к поступку Лидии Михайловны руководство школы?
5.Стадия рефлексии.
Лидию Михайловну уволили. Она уехала к себе на родину.
- Что она сказала мальчику прощаясь?
- «Тут виновата я» В чем, по-вашему, она видела свою вину?
- Почему же Лидия Михайловна отправила мальчику вторую посылку? (Так как рассказчик никогда не видел яблоки).
а) Чтение статьи учебника «Уроки доброты».
- Что же такое истинная доброта? Зачитайте.
Слайд-7.
Что знаю о доброте
Хочу знать
Что нового узнал.
Отзывчивость
Милосердие
Понимание
гуманность
Что такое истинная доброта?
*Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
*Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
*Добро всегда возвращается добром.
б)Предположение дальнейших событий с аргументацией.
- Сменит ли Лидия Михайловна, уехав на Кубань, профессию?
в)Выступление подготовленного ученика с сообщенгием.
(После высказываний учащихся следует процитировать писателя в одном из интервью, данном в 1997 году).
«Лидия Михайловна названа в рассказе своим именем (фамилия ее – Молокова). Она теперь живет в Саранске, преподает в Мордовском университете. Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали и нашу школу, и поселок Усть-Уду, и многое-многое другое из того трудного и счастливого времени».
6. Домашнее задание.
Сочинение: «Что такое доброта».
Вер
ность
нравственность
Уважение к старшимм
доброта
Патрио
тизм
Чес
тность