Урок литературы «Уроки французского» В.Г. Распутин 6 кл.


Открытый урок литературы в 6-Б классе









В.Г. Распутин
«Уроки французского».
Душевная тонкость учительницы, её роль в жизни мальчика.


Учитель русского языка и литературы
Володарской гимназии «София»
Ушмодина В. Н.







2013-2014 уч.год


Цели урока:
образовательные:
- продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность». «этика».

развивающие:
- формировать навыки анализа текста произведения ; учить кратко излагать текст; работать над расширением словарного запаса учащихся.
воспитательные:
- показать роль и значение доброты ,отзывчивости и душевного благородства в жизни.

Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске, портреты автора.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, этика),
с применением компьютерных технологий.

Форма урока: урок – размышление.

Методы урока:

1) словесный (слово учителя).
2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
3) наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации).
4) практический (творческие задания).



Эпиграф:
«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.»
В. Г. Распутин







Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок литературы у нас немного необычный - он открытый, и мы встречаем гостей, радушно открывая двери не только нашего уютного класса, но и дверцы наших сердец, согласны со мной?

2. Мотивация.
Наш урок литературы предлагаю начать с просмотра необычного видеоролика. А почему он необычный мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Показ видеоролика о доброте.
Итак, мои дорогие шестиклассники, вы наверняка поняли, что этот ролик показывает нам обыкновенное чудо – доброту. И заставляет нас задуматься о бесценном даре - о добром сердце человека, а я уверенна, что каждый из нас этот дар имеет. Что ж, на уроке мы узнаем, какое же добро свершилось в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского».
3. Изучение нового материала.
Знакомство с темой и целями урока:
Вы прочитали «Уроки французского», а некоторые из вас даже посмотрели фильм. Скажите, главный герой, какой он, каким вы его представляете?
Ответы детей.
Почему он такой худой и так бедно одет?
(Дети вспоминают текст, время действия
рассказа – 1948 год, послевоенный голод).
Как его зовут?
/Володя , но это только в фильме/А в рассказе речь идёт от 1-го лица.
Это автобиографический рассказ.
- А в какую игру и с кем он играл?
/пристенок/ /Лидия Михайловна/
- Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги?
Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы?

Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?

-На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ. Соответственно этому вопросу звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.
./слайд 2/

-А цели нашего урока таковы:
- мы должны не только продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки для нашей души он несет; раскрыть тайну духовной красоты героев, их духовные ценности, нравственные законы, по которым живут Лидия Михайловна и герой ; и положить в копилку своей духовной памяти понятие о милосердии и любви , о доброте и достоинстве. Мы даже попробуем вырастить Дерево Души.

Физкультминутка:
- Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорит , какое оно , а вы показывать БОЛЬШОЕ,ВЫСОКОЕ,ШИРОКОЕ,КРЕПКОЕ,ТЯНЕТСЯ,СГИБАЕТСЯ,К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.

Мы только что упомянули новые понятия, обратите внимание на них (указываем на доску):

Из чего складывается духовная красота?
Что такое духовные ценности?
Есть ли у нас духовная память?

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у
В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Прочтите слова известных людей о доброте, выберите одно выражение, которое вам более близко по духу и запишите его в тетрадь, эти слова станут эпиграфом к нашему уроку

(слайд 3), (запись в тетрадь).

С л о в а р н а я р а б о т а :

1) Ребята, сегодня мы будем говорить о добре, о доброте, о нравственности, о памяти, о совести. Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы с уроков этики (учащиеся объясняют значение слов, пользуясь словарём на доске)

Добро - что-то положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

4. Работа с текстом.
Прежде чем приступить к работе с текстом, я предлагаю вам новый вид работы, но очень интересный. Перед вами лежит лист с заданием, который называется лоция. И мы попробуем выяснить, что такое добро и зло.
(Несколько человек объясняют с помощью лоции,
в чем отличие между этими понятиями )
С понятиями разобрались, переходим к следующему шагу.
Чтобы вспомнить главных героев произведения, мы поиграем с нашим деревом мудрости. Я читаю выражение о ком-то, а вы угадываете, кто это и мы раскрываем наши секретные веточки на дереве.
« при ней я крепился»   - мать       
« она входила, здоровалась»  - Лидия Михайловна
« суетливый»                           - Тишкин
« правда, и играл он хорошо»      - Вадик
« я 20 лет работаю» - Василий Андреевич        
« крикливая, замотанная»     - тётя Надя
« следовал как тень»             - Птаха

Приступаем к самому главному к характеристике образов наших героев.
Главный герой.
Вспомните эпизод с дракой. Давайте отметим главные слова: «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня».
- За что избили рассказчика ? /честность/
- Почему не убежал ?/гордость/
- А какого цвета была крапива на поляне ?
Какое отношение это имеет к событиям ?/игра на деньги – чёрное дело; на душе у героя черно/
- Почему мальчик стал играть в «чику»? /голод , молоко /
- Что сделала Лидия Михайловна , когда узнала , что ученик голодает?/прислала макароны/
- Почему не наказала за игру на деньги и участие в драке?/Пожалела , поняла, посочувствовала/
-А почему герой не взял макароны и как догадался , что посылка не из деревни? /гордость , чувство собственного достоинства , в деревне не было макарон/

-Какие же качества души есть у мальчика , героя рассказа ?
Доброта,
Уважение,
Сила воли,
Настойчивость,
Смелость,
Чувство собственного достоинства.

/ Записываем в тетрадь/ (слайд 4)
- Директор.
Теперь вспомним поведения директора школы. Что было главным для него – стремление помочь или желание наказать ? Добрый ли человек директор ? А зачем автор говорит нам , что директор воевал ? /не хочет , чтобы мы осуждали человека; хочет , чтобы старались понять и простить/
Вывод : директор - чёрствый человек, его душа испорчена войной.

-Лидия Михайловна
Противоположного характера человек. Она добра, любит детей, старается помочь, но так, чтобы не обидеть человека. Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные занятия, пыталась накормить, потом прислала макароны, а когда история с посылкой не удалась, стала играть с ним в «пристенок». Зачем? – Потому что она человек высоконравственный, добрый и духовный.
Работа в группах. Ассоциации образ учительницы и образ директора.
Сейчас вы получили листочки , разделенные на 2 части. С одной стороны вы рисуете ассоциации с учительницей, с другой стороны ассоциации с директором. 5 минут на это задание. Как закончите, один человек из группы нам скажет пару слов о ваших ассоциациях.

-Итак, Какие качества души свойственны Лидии Михайловне?
\см . слайд 5 и записываем в тетрадь/
ДОБРОТА -
УВАЖЕНИЕ -
ПОНИМАНИЕ -
ВНИМАНИЕ -
ОТЗЫВЧИВОСТЬ

-Герой рассказа , несмотря на свои одиннадцать лет , прошёл серьёзную школу испытаний .Давайте перечислим их ещё раз :
1 Разлука с близкими и одиночество.
2 Голод , воровство продуктов.
3 Нечестная драка.
4 Трудности с французским языком .
5 Расставание с учительницей , которая стала другом.
5. Обобщение материала:
- Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница? Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).
Заканчивая наш урок мы с вами ответим на вопрос, который задали в начале: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? Для того, чтобы ответить на него, обратите внимание на доску. Кто желает написать, какие качества необходимы в отношениях учителя и ученика?
Ребята по желанию пишут на доске.
Итак, Лидия Михайловна совершила педагогический и человеческий подвиг.
6. Вывод:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».Назовите ещё раз душевные качества героев./ Дети повторяют то , что записали /

Эти качества - доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание и т. д.- составляют духовные ценности человечества . А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.

Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то , что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым.
На Дереве своей Души надо выращивать только красивые плоды.

И подтверждая это, ребята прочтут нам стихотворение «Доброта».
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

6. Домашнее задание.
1. Написать сочинение - миниатюру о человеке, который делает в своей жизни добро.
2. Составить словесный портрет учителя вашей мечты.
3. Опережающее задание. Составить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А.Рыбакова.




15