Из опыта работы Технология интерактивного обучения на уроках химии
Технологии интерактивного обучения
На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает обучающихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет возрастать. Обучающиеся должны приобрести необходимые навыки в области применения ИКТ, так как они всё глубже проникают в нашу жизнь.
Очень часто преподаватели на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно. Среди причин того, что студенты теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.
Желание каждого преподавателя - привить любовь и интерес к своему предмету. Однако программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей.
Из многообразия современных методов обучения, как ведущие являются интерактивные. Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся, и активизируют их познавательную активность. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание.
“Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “преподаватель — студент” или “студент — группа студентов (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “студент — студент” (работа в парах), “студент — группа учащихся” (работа в группах), “студент - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “студент — компьютер” и т.д.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку ребят, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Это бывает очень важно и просто необходимо при формировании нового учебного коллектива у студентов первых курсов, который формируется из учащихся имеющих очень разный уровень знаний, культуры, интеллекта.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый студент ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения, как “Ожидания”. Указанный приём применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. Студентам предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме преподаватель - студент на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске ожидания студентов от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” я, как преподаватель, могу:
- узнать, какие вопросы интересуют обучающихся по теме урока;
- выявить первоначальное представление по теме;
- получить информацию о способностях студентов, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;
- помочь студентам понять свою мотивацию;
- почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
- сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;
- разделить со студентами ответственность за результат.
Обучающиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность рефликсировать по поводу того, что знают и думают.
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” студент чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все обучающиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. Организовать групповое взаимодействие можно на каждом этапе урока через учебную дискуссию. Наибольшую активность учащиеся проявляют, если и здесь используется элемент игры: «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), «заседание экспертной группы», «ролевая игра». Большой интерес у учащихся вызывает использование игровых моментов. Для работы над новой темой можно использовать игры «Ульи», «Экспертиза». Для проведения дискуссии – методы «Приоритеты», «На линии огня». Для представления результатов работы – «Инфо–карусель», «Автобусная остановка» и другие.
Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в малых группах. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, студенты должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять студентов нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе студент играет определённую роль, которую ему выбирает преподаватель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди студентов. Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах. “Дерево решений” - группа делится на группы с одинаковым количеством студентов. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
“Поиск информации” - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Использую в своей практике проведение уроков с применением технологии развития критического мышления.
Определенное значение я уделяю этапу урока- рефлексии. Считаю, что она должна присутствовать на каждом занятии, так как рефлексивный этап способствует формированию навыков самоанализа и самооценки. Чтобы этот важнейший этап был интересным можно использовать игровые методы: «Всё у меня в руках», «Мудрый совет» и другие.
Интерактивные компьютерные технологии
Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска. На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень. Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний обучающихся, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств.
Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке студентов, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них. Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть интерактивным. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют с преподавателем и между собой. Она позволяет организовать более продуктивно выполнение тестовых заданий на доске, взаимопроверку и обозначение правильных вариантов на доске, работу со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.
Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом и активизирует их познавательную активность, развивает интерес к химии. С помощью интерактивной доски у меня получается всецело завладеть вниманием студентов на уроках. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Преимущества работы с интерактивной доской:
Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Часть изображения можно закрыть “Шторкой” или высветить “Прожектором”;
Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета;
Создание “Скрин-шотов”;
Дополнительная акцептация внимания на важных и сложных моментах;
Освобождение от рутинных записей;
Возможность фиксации ключевых моментов;
Предоставление необходимого справочно-иллюстративного материала по уроку;
Материал для самостоятельной работы;
Сделать “Фотоаппаратом” снимок предыдущей страницы и сохранить.
В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, видео, схемы, диаграммы. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, студенты могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Мной накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования: интерактивные плакаты, тесты, интерактивные презентации. В своей работе использую «Виртуальную химическую лабораторию», которые содержат медиа-иллюстрации, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, анимации, интерактивные тренажеры.
Заключение
Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Для достижения качества образовательных услуг, я считаю необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках химии.
Литература
Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html
Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006.
Интернет-школа. Словарь понятий и терминов [Электронный ресурс] /-М.:Просвещение, 2008. .-Режим доступа: http://internetschool.ru
О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] Федеральный образовательный портал: нормативные документы.-Режим доступа: http:// /www.edu.ru/
Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. [Текст] /Н.В. Полякова// Завуч. - 2005. -№ 5. - С. 38-56.
Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст]: методическое пособие. / М.М. Поташник. - М.: - Центр педагогического образования,2007. - 272 с.