План группового логопедического занятия c детьми 2-го класса, имеющих речевое заключение: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза


План группового логопедического занятия c детьми 2-го класса, имеющих речевое заключение: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Тема: "Йотированные гласные."
(для детей тема будет звучать, так: "Буквы я, ё, е, ю.")
Цели занятия:
Образовательная: Сформировать четкое представление о том, что буквы я, ё, е, ю в начале слова, после гласной, после ъ и ь знаков обозначают два звука, а после согласной только один.
Коррекционно-развивающая: Развивать звукобуквенный анализ и синтез слов с йотированными гласными путем соотнесения слов со схемами.
Воспитательная: Развивать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться в ходе совместной деятельности.
Задачи:
- развивать логическое мышление через отгадывание загадок;
- развивать слуховое внимание и восприятие на основе проговаривания слов и артикуляции звуков;
- учить схематично изображать йотированные гласные;
- закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, через упражнение "Назови ласково";
- развивать навыки звукобуквенного анализа через упражнения "Расшифруй слова", «Зашифруй слова».
Ход занятия
1. Организационный момент
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей.
Поздоровайтесь с ними!
Улыбнитесь и садитесь!
2. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в город Букв и Звуков. Будем путешествовать по улице Гласных.
- Посмотрите, гласные спрятались в домиках, давайте их позовем. Пусть выглянут в окошечки. (Детям предлагаются домики красные и розовые. В окошечко домика нужно вставить гласную, чтобы получилось слово. Слова: дом, дым, лак, лук, мэр, мёд, рис, мел, люк, мяч.)
- Ребята, посмотрите, наши гласные буквы поселились в разные домики. Гласные буквы: а, о, у, э, и, ы живут в красных домиках, а гласные буквы: ё, я, е, ю - в розовых. Как вы думаете, почему буквы ё, я, е, ю живут в розовых домиках? (Ответы детей.)
- Сегодня во время нашего путешествия мы с вами раскроем тайну букв : ё, я, е, ю и выясним, почему же они живут в розовых домиках, а не в красных, как все остальные.
- Открой те тетради, запишите число и тему нашего занятия: "Буквы ё, я, е, ю."
- Для того чтобы разгадать тайну, нам нужно выполнить несколько заданий. Вперёд!
3. Работа над новым материалом
Первое задание: "Отгадайте загадки".
Е
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Ю
Одинокий Ивашка -
Расписная рубашка
Петь - плясать мастак
А стоять никак. (Юла)
Я
Всегда он в работе
Когда мы говорим
А отдыхает,
Когда мы молчим (Язык)
Ё
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят,
молока они хотят.
(Ёжик)
Слова-отгадки записываются на доске и в тетради.
- Запишите слова в тетради, подчеркните в словах первые буквы. (Ель, юла, язык, ёжик.)
- Давайте вместе прочитаем слова: [jэ]ль, [jу]ла, [jа]зык, [jо]жик.
- Что вы услышали в начале слов? ([jэ],[ jу],[ jа], [jо].)
- Гласные буквы: е, ю, я, ё произносятся как: [jэ], [jу], [jа], [jо]. Сначала горлышко сжимается и язык напрягается, воздуху трудно проходить, произносится согласный звук [j]. Затем свободно произносится гласный звук. Логопед вместе с детьми утрированно произносят слова ещё раз.
- Ребята, гласные буквы е, ю, я, ё обозначают 2 звука, если они стоят в начале слова. (Под выделенными буквами записывается транскрипция.)
- Звук [j] согласный и всегда мягкий, поэтому мы будем обозначаем его зеленым цветом. Звуки [э], [у], [а], [о] - гласные, их мы обозначаем красным цветом. Гласные буквы е, ю, я, ё - обозначают два звука, поэтому под ними мы будем рисовать кружок из двух цветов. Одна половинка будет зеленая, другая красная.
- Нарисуйте под буквами е, ю, я, ё значок, который показывает, что они обозначают 2 звука.(Логопед на доске, а дети в тетрадях рисуют под буквами зелёно-красные кружки.)
Второе задание "Ответь на вопросы"
- Ребята, посмотрите, здесь лежит конверт. Наверное, там следующее задание.
(Логопед достает из конверта письмо с заданием.)
- В этом письме Буквы просят, чтобы вы ответили на вопросы.
Вопросы:
- Один стул, а много это? (Стулья.)
- Я пью, а он? (Пьёт.)
- Украшение для женщин, которое носят на шее, но не бусы? ( Колье, ожерелье.)
- Птички гнезда, что делают? ( Вьют.)
- Его пишут, если хотят кого-нибудь куда-нибудь пригласить или что-то продать или купить. (Объявление.)
Слова записываются на доске.
- Посмотрите на слова, где стоят буквы у, ё, я, ю? (Буквы стоят после ь и ъ знаков.)
- Давайте прочитаем слова. Что услышали? (Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука.)
- Гласные буквы: я, ё, е, ю обозначают два звука, если стоят после ь или ъ знаков. (Под выделенными буквами записывается транскрипция.)
- Запишите в тетрадь слово "стулья", подчеркните букву я и ь.
- Ребята, нарисуйте под буквой я значок, который показывает, что она обозначает два звука.
- Буквы готовят нам ещё одно задание, а мы с вами пока немного отдохнем.
Физминутка.
Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши три хлопка,
Головного три кивка.
На четыре - руки шире:
Пять - руками помахать.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбнитесь и садитесь.
Третье задание "Прочитай слова"
- В этом конверте карточки со словами. Прочитайте их.(МАЯК, ПОЮТ, ПОЕЗД, ПОЁТ.)
- Где стоят гласные я, е, ё, ю в этих словах? (После гласных.)
- Прочитайте слова. Что услышали? Что заметили? (После гласных букв буквы я, ю, е, ё тоже обозначают два звука.)
- Запишите в тетрадь слово "маяк". Подчеркните гласную я одной черточкой, а гласную а - двумя.
- Нарисуйте под буквой я значок, который показывает, что она обозначает два звука.
Логопед делает вид, что разговаривает с буквами.
- Что, что вы говорите?
- Ребята, буквы хотят поиграть с вами в игру "Назови ласково". Поиграем? (Да, поиграем.)
Четвертое задание "Назови ласково"
мяч - мячик
лес - лесок
мёд - медок
тюльпан - тюльпанчик
- Где стоят буквы я, е, ё, ю в этих словах? (После согласных.)
- Давайте вместе произнесём слова: ммм-ааа-ч, ллл-эээ-с, ммм-ооо-т, ттт-ууу-ль-пан. Что заметили? (Горлышко не сжимается, звука [j] нет. Есть только гласные звуки. Буквы я, е, ё, ю обозначают один звук.
- Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в этих словах? ([а], [э], [о],[у])
- Запишите слова в тетрадь. Подчеркните гласные е, я, ю, ё одной чертой, а согласные после которых они стоят - двумя.
- Если в этих словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, то какой значок будем под ними рисовать? (Под ними мы будем рисовать красный кружок.)
- Скажите, ребята, вы догадались, почему гласные буквы е, я, ю, ё живут в розовых домиках? (Потому, что могут обозначать один или два звука.)
- Когда они обозначают два звука? (Они обозначают два звука, если стоят в начале слова, если стоят после ь или ъ знака, если стоят после гласного.)
- А когда эти буквы обозначают один звук? (Они обозначают один звук, если стоят после согласного.)
Вот мы и разгадали тайну гласных букв я, е, ё, ю.
4. Первичное закрепление
- Нам пора возвращаться. Чтобы открылись ворота города Букв и Звуков, нужно расшифровать слова.
Детям предлагаются карточки, они расшифровывают и называют слова.
[jу]нга, ма[л'][а]р, [jа]года, к[л'][у]в,[ с'][э]ло, [jэ]ль,[ т'][о]рка.(Юнга, маляр, ягода, клюв, село, ель, тёрка.)
- Молодцы! Мы вышли из города.
А теперь, давайте придумаем свой шифр и закроем ворота до следующего нашего путешествия.
Детям предлагается выложить под гласными буквами значки, показывающие один или два звука они обозначают. (Слова: яма, печь, подъём, поезд, Уля, маяк, льёт, живёт)
5. Итог занятия.
- Где мы сегодня с вами побывали? Какую тайну разгадали? Вам понравилось наше путешествие?