Из опыта работы Формирование ключевых компетентностей учащихся путём использований технологий интерактивного обучения


Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь.
Древняя мудрость

В Национальной доктрине развития Украины в 21 столетии приоритетным направлением в развитии образования является подготовка высокообразованных людей, квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению научных и информационных технологий. В связи с изменением социальных требований происходит переосмысление роли учителя в процессе модернизации системы образования, повышаются требования к нему. Сегодняшний день требует высокой профессиональной компетентности учителя, его готовности к педагогическому сотрудничеству со своими учениками.
Известно, что любой урок – это сложное педагогическое явление, результат творчества учителя, где его ученики демонстрируют свой уровень компетентности.
Интересно ли детям на уроке? Любят ли они учиться?
На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Иногда дети идут на урок с удовольствием, иногда без него… Как заинтересовать детей? Как привлечь внимание к своему предмету? Как донести материал до их сознания, заставить думать, творить?
Эти вопросы во все времена были, есть и будут актуальными для учителя, потому что педагог всегда пребывает в творческом поиске.
В современных условиях сочла необходимым обратиться к проблеме «Формирование ключевых компетентностей путем использования интерактивных технологий кооперативного, коллективно-группового обучения и ситуативного моделирования».
Над данной проблемой работаю пятый год.
Выбор данной проблемы был обусловлен знакомством с работами Е.И. Пометун, Л.В. Пироженко. «Современный урок. Интерактивные технологии обучения». – Киев: «А.С.К.»,2005, Е.И. Пометун. «Энциклопедия интерактивного обучения». - Киев, 2007, О.Г. Ярошенко. «Групповая учебная деятельность школьников. Теория и методика». - Киев, 1997, Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. «Практическая педагогика для учителя». – Харьков: «Основа», 2009.
Вопросы, рассматриваемые авторами работ, заинтересовали меня, заставили задуматься над эффективностью собственной педагогической деятельности в условиях современного учебно-воспитательного процесса.
На мой взгляд, интерактивные технологии обучения наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу в учебно-воспитательном процессе, способствуют формированию и развитию ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы.
При применении интерактивных технологий, как правило, моделируются реальные жизненные ситуации, предлагаются проблемы для коллективного решения, используются ролевые игры; интерактивные технологии наиболее способствуют формированию у учащихся практических умений и навыков, выработке их собственных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, творческого взаимодействия в обучении. Эти факторы, я считаю, являются определяющими в формировании гражданина с активной жизненной позицией.
Принципы интерактивного обучения:
- непосредственное участие каждого участника, что обязывает учителя (организатора учебного процесса) сделать каждого активным искателем путей и способов решения той или иной проблемы;
- взаимное информационное и духовное обогащение. При этом учебный процесс организуется таким образом, чтобы его участники имели возможность обменяться жизненным опытом, полученной информацией;
- личностно ориентированное обучение.
Применение интерактивных технологий требует старательной подготовки как учителя, так и учеников. Они должны научиться успешно общаться, использовать навыки активного слушания, высказывать собственное мнение, уметь ставить вопросы и отвечать на них.
Поэтому в своей деятельности стремлюсь:
создать условия для обучения, при которых ученик сам будет открывать, добывать и конструировать знания и собственную компетентность в различных областях жизни.
Современная педагогическая наука имеет в своем багаже достаточно большое количество интерактивных методов и приемов. Я отдаю предпочтение следующим:
1) Интерактивные технологии кооперативного обучения:
- работа в парах;
- сменные тройки;
- два – четыре – все вместе;
- карусель;
- работа в малых группах;
- аквариум.
2) Технологии коллективно-группового обучения:
- обсуждение проблемы в общем кругу;
- микрофон;
- незаконченные предложения;
- мозговой штурм;
- обучая – учусь;
- анализ ситуации;
- решение проблем;
- дерево решений.
3) Технологии ситуативного моделирования:
- симуляции или имитационные игры;
- упрощенное судебное слушание;
- гражданские слушания;
- разыгрывание ситуаций по ролям.
Руководствуясь народной мудростью «Не учите своих детей так, как учили вас, ибо они родились в другое время», чаще всего в личной практике использую следующие методы и приемы:
- в начале урока с целью мотивации учебной деятельности учащихся и сосредоточения их внимания на теме провожу разыгрывание короткой (2-3 минуты) ролевой ситуации, связанной с материалами урока или обращаюсь к имитации языкового явления («Я – местоимение», «Я – глагол»), литературного героя, писателя («Узнай меня», «Интервью с писателем»). Данный метод дает возможность «прожить ситуацию в роли», которая досталась ученику, дает возможность действовать «как на самом деле».
- во время актуализации опорных знаний школьников провожу различные виды диктантов, как традиционных, так и нетрадиционных (например, диктанты с самоконтролем: «диктант из коробки», «диктант из конверта», «походный диктант», «парный диктант»). На этом этапе урока эффективны методы: «Пазл», «Снежный ком», «Верю - не верю».
- во время изучения блока информации обращаюсь к методу «Обучая – учусь». Использование этого метода дает учащимся представление об общей картине понятий и фактов, которые необходимо выучить на уроке, а также вызывает вопросы и повышает интерес к обучению. На данном этапе урока, работая в группах, учащиеся проводят мини исследования, лингвистические и стилистические эксперименты, участвуют в творческих «командировках».
Так, при изучении темы «Одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами» предлагаю следующие задания:
Учитель. Но деепричастия могут быть коварными. Они так и ждут случая, чтобы подставить ножку». Послушайте текст и найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота.
Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят. Он не понимал, почему они смеются.
Учитель. - Давайте поможем Олегу найти ошибку и исправить предложение. - Почему нельзя так построить фразу? - Можем ли мы в данном предложении использовать деепричастие? Перестройте предложение.
4) Стилистический эксперимент.
- Найдите ошибки в предложениях и исправьте их. Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа. Подходя к лесу, мне стало холодно. Увидев её, она показалась ему ещё лучше.
- Замените, где это возможно, один из глаголов деепричастием.
Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. Малыш напевал и хлопал в ладоши. Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
При обобщении знаний о деепричастии использую метод «Творческая командировка».
Творческая «командировка»
В текстах разных стилей и жанров определить процентное соотношение употребления деепричастий и слов других частей речи. Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.
Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре -
так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.
Роберт Саути
Утром солнце взошло в ясной синеве. Море, успокоившись, колебалось, будто стыдясь своего ночного разгула. Тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами, небольшой пароход курсировал вдоль берега, расстилая по волнам длинный хвост бурого дыма. Сверкающие волны загадочно смеялись, набегая на берег и звонко разбиваясь о камни.
Владимир Короленко
К нити прикрепим груз. Нить перекинем через блок. Свободный конец нити прикрепим к динамометру. При подъеме и опускании груза ось блока не движется. Динамометр показывает значение силы, с которой мы поднимаем груз. Изменяя положение динамометра, обращаем внимание на то, что показания динамометра остаются постоянными. Подвесим груз к крючку динамометра. Показание динамометра будет таким же. (Из учебника физики)
- при проверке усвоения знаний провожу лабораторные работы, диктанты с грамматическим заданием, осложненное списывание с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, организую работу в группах .
Так, при изучении темы «Деепричастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)» предлагаю задания:
6.Первичная проверка усвоения знаний.
- Лабораторная работа.
(1) Слово – удивительный дар, которым обладает человек. (2) Слово вместе с мыслью и творчеством – это самое ценное и важное из того, что есть у человека. (3) Они дают ему возможность познавать мир, подчиняя себе силы природы. (4) Но это не все. (5) Слово – могучее средство самовыражения, потребности, свойственной каждому человеку. (6) А для этого необходимо, хорошо зная свой язык, понимать и ценить поэтическую речь. (7) Познавая слово, вы познаете себя.
(По Л.Новикову.)
1)Прочитанный вами текст написан:
а) в публицистическом стиле;
б) художественном;
в) научно-популярном.
2)Тема данного текста:
а) познавая слово, вы познаете себя;
б) слово – удивительный дар, которым обладает человек;
в) слово – могучее средство самовыражения.
3)Основная мысль сформулирована в предложении:
а) слово – удивительный дар, которым обладает человек;
б) слово – могучее средство самовыражения, потребности, свойственной
каждому человеку;
в) познавая слово, вы познаете себя.
4)Установи соответствия:
а) свойственный; а) наречие;
б) хорошо; б) деепричастие;
в) зная; в) глагол;
г) понимать; г) имя прилагательное;
д) поэтическую; д) причастие.
5)Деепричастия употребляются в предложениях:
а) третьем, шестом, седьмом;
б) третьем, четвертом, шестом;
в) четвертом, шестом, седьмом.
6) Укажи верное утверждение:
а) деепричастие имеет грамматические признаки глагола и причастия;
б) деепричастие имеет грамматические признаки глагола и наречия;
в) деепричастие имеет грамматические признаки глагола и прилагательного.
- Лингвистический эксперимент.
Прочитать текст, заменив деепричастия глаголами. Определить роль деепричастий в речи.


8.Первичное закрепление знаний.
Работа в группах. Интерактивное упражнение «Снежный ком».
1 группа. Напишите стихотворение с деепричастиями «Кружение снежинок» по аналогии со стихотворением английского поэта Саути. Определите роль деепричастий в поэтическом отрывке.
2 группа. Составьте комплекс физических упражнений, используя деепричастия: поднимая, поворачивая, вытянув, поставив и др. Определите роль деепричастий в речи.
3 группа. Составьте памятку «Это полезно знать», используя словосочетания: получив книгу, прочитав фамилию автора, прочитав название книги, не пропуская рассуждений, продумывая поведение героя, закрывая страницу. Определите роль деепричастий в речи.
4 группа. Составьте связный рассказ «Что я знаю о деепричастии».

- на этапе подведения итогов и рефлексии уместными, на мой взгляд, являются методы, которые дают возможность определить реальный уровень усвоения учебного материала: «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Саморефлексия», «Портфолио», «Синквейн», «Синкан».
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1) На уровне усвоения учебного материала. Интерактивное упражнение «Микрофон».
- Какие тайны языка открылись перед нами?
- Оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы.
Сегодня я узнал …
Было интересно …
Было трудно …
Я теперь могу …
Я научился …
У меня получилось …
Мне захотелось …
Я попробую …
Урок дал мне для жизни …
2) На эмоциональном уровне.
Я работал без интереса.
Я работал в нормальном режиме.
Я работал с интересом, увлеченно.
Использование интерактивных методов и приемов на уроках русского языка и литературы позитивно влияет на качество учебных достижений учащихся: стимулируется диалогическое общение, критическое отношение к собственной работе, формирует потребность постоянно пребывать в состоянии поиска, повышать уровень качества знаний.
Эффективность интерактивных технологий обеспечивается только при определенных условиях, поэтому выработала следующий алгоритм деятельности:
- давать задания учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;
- отбирать для урока такие интерактивные упражнения, которые бы дали школьникам «ключ» к усвоению темы;
- во время выполнения интерактивных упражнений давать ученикам время подумать над заданиями, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или «играя» выполнили его;
- на уроке использовать одно (максимум – два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп;
- проводить спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, концентрируя внимание и на другом материале темы, не затронутом в интерактивном упражнении.
На мой взгляд, интерактивные технологии имеют свои преимущества:
- интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Ученики осваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка);
- учитель получает возможность дифференцированного подхода к учащимся со специальными потребностями – личностными или интеллектуальными;
- изменяется роль учеников: они принимают важные решения относительно процесса обучения, развивают коммуникативные умения и навыки, организаторские способности;
- основным источником мотивации становится интерес самого ученика (происходит переход от внешней мотивации (оценка) к внутренней (потребность знаний);
- значительно повышается роль личности педагога: он меньше времени тратит на решение проблем с дисциплиной, педагог раскрывается как лидер, организатор;
- ученики, которые получают личный опыт учительствования, по-новому смотрят на учебно-воспитательный процесс, на роль учителя и ученика в нем.