Некоторые приемы решения задач по химии, с использованием интерактивного оборудования.
И.П.ЛептинаМАОУ лицей № 49 г. Калининград
Некоторые приемы решения задач по химии,
с использованием интерактивного оборудования.
За последние годы заметно изменились средства обучения, которыми оснащаются школы, лицеи, гимназии. Особое место принадлежит персональным компьютерам, интерактивным доскам (ИД). Их использование не просто дань моде, а принципиально новые возможности организации процесса обучения. У учителя появляются новые методические приемы, на базе инструментария интерактивной доски, такие как «впишите недостающий элемент», «выбор правильного ответа», «задания на соответствие», ранжирование, использование видео и flash-анимации, моделирование. С помощью интерактивной доски легко организовать виртуальный химический эксперимент, используя электронные средства обучения - виртуальные лаборатории, провести опрос в форме тестирования в режиме АСTIV vote. Она позволяет широко использовать информацию из документов MS Word или презентации MS PowerPoint, web – страницы. На интерактивной доске можно использовать любые электронные средства обучения, причем они приобретают в этом случае совершенно новые дидактические возможности.
Эффективно использование интерактивной доски на начальных этапах обучения химии, например при составлении химических формул, по валентности, составлении и уравнении уравнений химических реакций, при решении химических задач.Решение задач – это важнейшая составляющая при изучении химии. Использование ИД позволяет повысить интерес учащихся к решению задач, сделать решение наглядным, изменить роль ученика: вместо пассивного слушателя, стать активной, самоуправляемой личностью, способной использовать доступные средства информации.
При обучении учащихся решению задач по теме «Приготовление растворов » моделируем приготовление раствора (рис.1). Обсуждаем с учащимися, что при любом приготовлении раствора, при условии, что в растворе не происходит химической реакции, масса вещества в приготовленном растворе равна сумме масс вещества двух исходных растворов: mв1 + m в2 = mв3.(1) Мы можем выразить массы веществ как произведение массовой доли растворенного вещества на массу раствора, и выражение (1 )приобретает вид : W1m1 + W2m2 = W3m3 (2) ; или как произведение объема раствора на его плотность и массовую долю вещества в растворе и получаем : V1p1w1 + V2p2w2 = V3p3w3 (3) . Таким образом , моделируя приготовление раствора, совместно с учащимися вырабатываем алгоритм решения задач.
Разбираем решение задач на приготовление растворов на основе модели и выработанного алгоритма.
1.Смешивание растворов
Задача 1.
Вычислите массовую долю поваренной соли в растворе, полученном при смешивании 200 г 5% раствора и 300 г 8% раствора поваренной соли. (6,8%)
(рис.2)
2.Повышение концентрации растворенного вещества
Задача 2.
К 200 г 10 % раствора гидроксида натрия добавили гранулированный гидроксид натрия массой 25 г. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в растворе. (20%) (рис.3)
Задача 3.
Вычислите массу воды, которую надо выпарить из 200 г 2%-ного раствора хлорида натрия, чтобы раствор стал 10%-м. (160г) (рис 4)
3. Кристаллогидраты.
Задача 4.
Какую массу медного купороса надо добавить к 540 мл воды, чтобы получить 10%-й раствор сульфата меди (ll)? (100г )
При решение зада на приготовление растворов с участием кристаллогидратов, предварительно рассчитываем массовую долю вещества в растворе по формуле кристаллогидрата.(рис.5). А затем решаем задачу по алгоритму смешивания растворов с различной массовой долей растворенного вещества (рис.6).
Предлагая домашнее задание учащимся , прошу их не только решить задачу, но по желанию попробовать проиллюстрировать решение компьютерной презентацией.
Таким образом , использование интерактивной доски и другого интерактивного оборудования на уроках химии позволяет :
сделать урок более интересным и наглядным;
индивидуализировать и дифференцировать, процесс обучения за счет возможности варьировать скорость усвоения материала;
вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;
реализовать себя, проявить свои возможности;
работать в интерактивном режиме;
визуализировать, моделировать в условиях имитации учебную информацию;
осуществлять контроль и коррекцию;
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис 4.
Рис5
Рис.6