Проектирование урока технологии в 5 классе с использованием метода интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС.
Проектирование урока технологии в 5 классе с использованием метода интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС.
Обоснование
Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность средствами технологии. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще использование интерактивного обучения в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Технологическая карта урока технологии.
Учитель: Тысячнова Татьяна Петровна ГБОУ СОШ с. Криволучье- Ивановка
Тема урока: Пиление лобзиком. Изготовление игрушки: « Цыплята»
Цель урока: Развитие творческой личности через овладение способами выпиливания лобзиком на основе изготовления изделий из фанеры.
.Планируемые результаты: Ученик по окончании изучения темы:
проявляет интерес к учебной деятельности;
активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи;
планирует предстоящую деятельность;
рассказывает об истории возникновения игрушки, раскрывают понятие «игрушка»,
описывает виды игрушек.
соотносит объемную конструкцию с изображением на развертках, создает мысленный образ конструкции, воплощает этот образ в материале;
анализирует устройство изделия, определяет взаимное расположение виды соединений;
решает простейшие задачи по изменению вида и способов соединения деталей;
изготавливает конструкции по образцу;
проявляет инициативность и самостоятельность;
достигает точности движений при выполнении различных технологических операций;
Программные требования:
·
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками нормами и правилами научной организации умственного и физического труда
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- поиск новых решений возникшей технической проблемы;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины
Программное содержание: Понятие о конструкции изделия, способы сборки. Основные требования к изделию, пиление лобзиком.
Основные понятия: игрушка, шаблон, виды соединений.
Основные способы: соединение на гвоздях
Основные техники: фанера, декоративное украшение.
План изучение нового материала:
1. История возникновения игрушки. Виды игрушек.
2. Технология изготовления игрушки.
3. Изготовление и декорирование изделия.
Технология интерактивного обучения
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок - практическая работа
Мизансцена: 3 группы по 3 ученика.
Оборудование: учебник В.Д. Симоненко «Технология 5 класс», верстак, лобзик, пилка, зажим, выпиловочный столик, фанера, гвоздики, акварельные краски, надфили, наждачная бумага.
Подготовительная домашняя работа к уроку:
Найти из различных источников (книги, интернет) информацию об истории возникновения игрушки.
Выписать из различных словарей определения понятия «игрушки».
Подобрать изображения различных видов игрушек.
Планируемые
результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Проявляет интерес к учебной деятельности
Активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи.
Проявляет инициативность и самостоятельность
Анализирует устройств, определяет взаимное расположение, виды соединений.
Планирует предстоящую деятельность
Изготавливает конструкцию по образцу. Решает простейшие задачи по изменению вида в зависимости от назначения.
Достигает необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Рассказывает об истории возникновения игрушки.
Раскрывают понятие «Игрушка».
Описывают виды игрушек
I.Организационный момент(2-3 мин.)
- Приветствие учащихся
- Отметка отсутствующих
-Проверка готовности к уроку
(дневник,тетрадь,учебник,письменные принадлежности)
II. Вводный этап (10 мин.)
Вводная беседа
-Какие Вы знаете пословицы и поговорки о труде?
- Терпение и труд всё перетрут.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Труд кормит, а лень портит.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Сделал дело, гуляй смело.
- А как вы думаете, с помощью каких инструментов можно трудиться?
.Задача урока: научиться изготавливать модель игрушки с помощью техники пиления лобзиком
.Распределение заданий между группами.
Задания для 1 группы
Подготовить рассказ на тему: «История возникновения игрушки».
Изготовить жёлтого цыплёнка.
Задания для 2 группы
Подготовить рассказ на тему: «Понятие игрушка».
Изготовить модель рыжего цыплёнка.
Задания для 3 группы
Подготовить рассказ на тему: «Виды игрушек».
Изготовить стойки.
III. Основной (обучающий) этап (15 мин.)
История возникновения игрушки. Понятие игрушка. Виды игрушек.
1 группа: История возникновения игрушки.
2 группа: Понятие игрушка.
3 группа: Виды игрушек.
2. Технология изготовления модели игрушки « Цыплята».
Демонстрация образца модели игрушки: «Цыплята»
Аналитическая беседа:
- Из каких частей состоит игрушка?
- Каким образом соединяются детали?
- Какова последовательность действий при изготовлении модели?
План последовательности действий:
1. Разметка деталей по шаблону.
2. Выделение деталей (выпиливание лобзиком).
3. Сборка изделий.
4.. Отделка изделий.
3. Изготовление и декорирование изделия.
Практическая работа:
1 группа: Модель жёлтого цыплёнка.
2 группа: Модель рыжего цыплёнка.
3 группа: Модель стойки.
Техники: фанера, декоративное украшение.
IV. Заключительный этап (10 мин.)
Презентация результатов работы.
Презентация 1 группы: История возникновения игрушки + жёлтый цыплёнок
Возможные вопросы для обсуждения:
- В чем особенность этой игрушки?
Презентация 2 группы.
Понятие «Игрушка», и её особенности + модель рыжего цыплёнка.
Возможные вопросы для обсуждения:
- Какие декоративные рисунки могли быть использованы при оформлении цыплят?
Презентация 3 группы.
Виды игрушек + стойка для цыплят
Возможные вопросы для обсуждения:
- Что указывает нам, что она выполнена для ребенка? В чем их отличие от других моделей?
V. Подведение итогов. (5 мин.)
Оценка и самооценка результатов
Повторительно-обобщающая беседа:
-Для чего нужны игрушки?
- Почему человек заходя в магазин «Игрушек» обращает внимание на яркость и красочность?
- Какими должны быть игрушки у разных по возрасту детей?
- Как работали? Что получилось? Почему?
- Что не получилось? Почему?
фронтально
фронтально
Дети получили домашнее задание заранее и теперь по группам будут обсуждать и готовить единое выступление
Обсуждение в каждой группе собранной информации. Составление плана рассказа. Подбор иллюстративного ряда.
фронтально
План на карточках, на столах у каждой группы.
Воплощение образца в материале.
Распределение функций между членами группы
Каждый ученик выполняет свою функцию.
У доски
Выступление каждой группы 3 минуты.
Ответы на вопросы учителя.
фронтально
Рисунок 1Рисунок 2Default Paragraph FontTable Normal
No ListАбзац спискаBalloon TextBalloon Text CharBalloon Text Char1