Конспект группового логопедического занятия с учащимися 4 класса. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения.


Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения.
Цель: закрепить знание о правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1го и 3го склонения
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
- актуализировать знания о падежах, падежных вопросах, склонениях;
- отрабатывать умение определять тип склонения;
- учить детей различать и проверять безударные окончания существительных 1го и 3го склонения;
- закреплять знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1го и 3го склонения.
2.Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать умения обосновывать своё мнение;
- развивать самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
3.Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за произношением;
-воспитывать навык самостоятельности и ответственности.
Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия
I . Организационный момент.
- Здравствуйте, встали ровненько, подравнялись. Тихо сели.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся.
— Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем выполнять различные задания, отвечать на вопросы, работать по карточкам, и начнем мы с вопросов.
- Назовите падежи по порядку.
-Давайте вспомним падежные вопросы. Я называю падеж, вы задаете вопросы к нему.
- Что называют склонением?
- Какие существительные относится к 1 склонению?
- Какие существительные относится к 3 склонению?
А)
- Подберите к слову метель однокоренное существительное (метелица);
Например: тишь - тишина (1скл, 3 скл)
- сравните склонение однокоренных слов.
- запишите в карточке ещё пару однокоренных слов, и определите их склонение
Подбери однокоренное слово, определи склонение.
слово склонение однокоренное слово склонение
лошадь ель ночь мышь Б) Перед вами лежит карточка со словами, вам нужно определить какое существительное относится к 1-му склонению, а какое к 3-му. Записать существительные, относящиеся к 1-му склонению в первый столбик, а существительные 3-го склонения во второй столбик, выделите окончание (Дети по очереди называют слово, в какой столбик они его отнесли и почему).
Печь, бабушка, земля, сеть, буря, вьюга, молодежь.
В) Перед вами лежат карточки.
Под буквой а, написаны названия животных, среди них вы должны найти слово 1-го склонения и просклонять его.
Под буквой б, у вас написаны школьные принадлежности, среди них вы должны найти слово 3-го склонения и просклонять его.
(называют и вписывают эти слова и склоняют по падежам, после того как дети выполнят задание, мы вместе проверяем).
III. Сообщение темы занятия.
Тема нашего занятия - Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения.
- Чему будем учиться? (попросить учащихся выделить умение самостоятельно)
VI. Закрепление правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
А) - давайте с вами вспомним, какие окончания имеют существительные 1-го склонения у Р.п., Д.п., П.п., и у 3-го склонения.
- Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы в окончаниях (на доске).
на ветк.. сирен..
из жизн.. девочк..
в ноч… алле..
в нор.. мыш..
у дочер.. косичк…
Б) - Запишите под диктовку словосочетания. Выделите окончания.
Хожу по тропинке – (1 скл., Д.П.);
добежал до черёмухи – (1 скл., Р.П.);
гулять в ночи – (3 скл., П.П.)
пишет в тетради –(3 скл., П.п.)
бить по бутылке ( 1скл., Д.п.)
дойти до деревни ( 1скл. Р.п.)
нуждается в жалости- ( 3скл.П.п.)
(после того как дети выполнят задание, все вместе проверяем, каждый ребенок отвечает).
В) Определи склонение имён существительных и выпиши их в два столбика.
В гавани, в корзине, в мишени, о неделе, о метле, о вермишели, по шинели, по картошке. (выполняют задание по очереди)

VII. Итог занятия.
- Чему учились на занятии?
Что такое склонение? Какие существительные относятся к 1-му склонению? Какие существительные относятся к 3-му склонению? Как отличить существительные 1 и 3 го склонения. Пользуясь полученными знаниями, дома просклоняйте слова: товарищ, кошка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Подбери однокоренное слово, определи склонение.
слово склонение однокоренное слово склонение
лошадь ель ночь мышь ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Определи склонение имен существительных. Выдели окончание
Печь, бабушка, земля, сеть, буря, вьюга, молодежь
1 склонение 3 склонение
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Найди слово и просклоняй его по падежам.
А) КОРОВА, СЛОН, МЫШЬ
Б) ТЕТРАДЬ, РУЧКА, ПЕНАЛ
Слова
Падежи _________________ ________________
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Определи склонение имен существительных.
1 склонение 3 склонение
Приложение 5
Памятки
Падежи Вопросы Окончание
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р.п. Кого? чего? -и -и
Д.п. Кому? Чему? -е -и
П.п. О ком? О чём? -е -е -и
Памятка
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
поставить его в И.п. ед. ч.;
определить род;
выделить окончание существительного;
по роду и по окончанию определить склонение.
Например, в тетради. Тетрадь – существительное в И.п., ед. ч. Тетрадь – она моя, существительное женского рода с мягким знаком на конце, нулевое окончание. Значит, существительное тетрадь 3-го склонения.
Памятка
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
определить падеж;
определить склонение:
вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.