Конспект логопедического занятия в группе детей с Нарушениями письма и чтения (2-3 класс) на тему:
Логопедическое занятие в группе детей с Нарушениями письма и чтения (2-3 класс)
Тема : «Дифференциация П - Т»
Цель: - Учить детей зрительно различать элементы букв « п - т»;
- учить соотносить звуки и буквы« п - т»;
- развивать фонематическое восприятие, память, слуховое внимание;
- расширять словарный запас по теме «Транспорт»;
- развитие связной речи, формирование навыка составления предложения из 3 - 4 слов по предметным и сюжетным картинкам ; - развитие зрительно – пространственного восприятия, мелкой моторики рук;
- воспитание активности, взаимопомощи.
Оборудование : предметные и сюжетные картинки , схемы слов, слоги, разрезная азбука ,зашумленные буквы, д/и «Какой элемент буквы потерялся?», таблицы гласных, игры на развитие ЗПВ, счетные палочки, мозаика, раскраски.
Ход занятия : 1. Организационный момент. Чтение сказки « Торопыжкина беда»
Первого сентября Торопыжка вместе с другими малышами пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из – за вечной своей торопливости не хватило ему терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: « Я хочу конфету», а получается у него: « Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает: «Пойдем гуляпь».
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка у него спрашивает: « Какую букву ты напишешь в начале слова «три»? «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот, запомни, что у буквы т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!» – говорит Знайка. Д/и «Какой элемент буквы потерялся?»
2. Развитие фонематического восприятия:
а) Выделить первый звук в словах, поднять соответствующую букву: пуговица, поляна, телевизор, парк, туфли, парус, порошок, таракан, тарелка, троллейбус, программа, полка, палуба, табурет.б) Д/и « Скажи наоборот»: пу – ту, пы – ты, ап – ат, то – по, ты – пы, пэ – тэ, от – оп, па – та и т.д.в) Повторить количество элементов в написании букв « п – т». Отобрать картинки с опорными звуками, найти место звука в слове, записать слова в два столбика с «п» и «т»:
г) Разобрать значение слова «ТРАНСПОРТ», вспомнить и назвать виды транспорта. Записать слова, вставляя пропущенные буквы «п» или «т»:
Самоле_ _ ароход_ рак_ор_ аксиКа_ер_оездВер_олё_ Велоси_едРазделить слова на слоги, выполнить звукобуквенный анализ слова «пароход».
3. Физкультминутка«Теплоход»
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
(шаг вперёд, руки опущены)
Раз, два –
Он назад шагнул сначала.
(два шага назад)
А потом шагнул вперёд –
Раз, два.
(два шага вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
(руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками)
В. Волина
4.Работа с предложением:
а) Составить предложения по сюжетным картинкам ( «Транспорт»). Составить схемы предложений.
б) Записать предложения графически : если в слове есть буква «п» или «т», записываем только эти буквы, если в слове этих букв нет, пишем - :Автобус затормозил на крутом повороте. В порту разгружают пароходы. Самолет идет на посадку. На перекрёстке остановился троллейбус.
5.Развитие зрительно пространственного восприятия, внимания, памяти:
Д/и «Угадай, чего не стало?»
78105266700
6.Индивидуальная работа:
- По необходимости проводится работа по коррекции звукопроизношения.
- Индивидуальная работа с карточками:
Списать слова. Вместо палочек написать буквы п или т. Прочитать получившиеся слова:
ІІІ анец ІІ авлин ІІІ ворог ІІ альмаЖел ІІІ ок с ІІІанок круІІа салюІІІгалоІІ закаІІІ сироІІ ІІІ уфли7. Итог занятия. Домашнее задание:
- Вспомнить, какие буквы мы научились различать. Вспомнить виды транспорта, в названиях которых есть звуки «п» или «т».
- Выполнить дома задания по карточкам:
Из данных слов составить и записать предложения, изменив слова по смыслу:
Паучок, плести, паутина. Катя, стелить, постель.
Толя, посылать, телеграмма. Пирожки, лежать, на , тарелка.
Листья, лететь, по, ветер. Петя, писать, письмо, сестра.