Статья Технология интерактивного обучения


ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Котенко Н.К, учитель истории ОСШ№68
с углубленным изучением иностранных языков
Интерактивное обучение вполне соотносится с коллективным подходом в обучении. Идея коллективного обучения (по Дьяченко, «все обучают каждого и каждый обучает всех») не нова.
Широкие возможности интерактивного обучения могут быть реализованы и в форме обучения, получившего название «погружение». Идея обучения методом погружения была выдвинута Щетининым и заключалась в следующем:
Ученик во время погружения вынужден быть сосредоточенным, внимательным, активным каждую минуту урока. Причем он должен думать не только о себе, но и о товарищах, каждому из которых, возможно, потребуется помощь, так как учебно-познавательная деятельность организуется как коллективный труд. Привычный порядок расположения учебных столов изменен. Ребята объединены в группы по четыре-пять человек. Как правило, почти каждый выступает в роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника, но заинтересованного в успехе общего дела – выполнения задания.
Как видим, важнейшее в этом процессе – организация учебного пространства. Диалогичные формы общения предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу. Поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки друг друга и только одно лицо – лицо учителя, здесь неуместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе.
Перейдем к конкретным примерам организации учебных взаимодействий в микрогруппах (по два, три человека) и в малых группах (от четырех до семи человек).
1.Организация групповой работы в парах
Учебная пара (диада) чаще всего используется учителями как тренинг для закрепления усваиваемого материала. Поэтому чаще всего парная работа строится на базе:
1)       последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;
2)       взаимопроверки проделанной работы (возможно применения элементов программированного контроля);
3)       работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы).
Можно выделить два типа учебных пар: постоянного (замкнутого) и динамического состава. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, поскольку участникам диалога нужно каждый раз понимать и принимать иной взгляд на проблему, и это стимулирует развитие общения между учащимися.
По какому принципу можно объединять учащихся в пары? Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную диаду сильного и слабого учащегося. Но часть учителей полагает, что «слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер «равной силы».
Существует и такая форма работы в динамической группе, как «хоровод». Учащиеся  делятся на две равные группы, которые образуют два круга – внутренний и внешний. Ученики из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Школьники, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником.
Учебный диалог повторяется вновь и вновь. На первый взгляд работа носит репродуктивный характер. Однако, по мнению педагогов – практиков, каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (интонациями, паузами, вопросами). Даже если в хороводе прокручивается один и тот же текст, степень его усвоения заметно возрастает вследствие многократного проговаривания и прослушивания.
Тематика мини-диалогов может быть самой разнообразной: понятия – их определения; события – даты; историческая личность – ее роль в истории; историческая закономерность – подтверждающий пример. Для того чтобы диалог «не зависал», нужно настроить учащихся: те, кто спрашивают, должны иметь в запасе два-три готовых задания; тем же, кто вступает в диалог, необходимы мобилизация знаний и желание правильно ответить.
Можно предоставить детям возможность вступать в диалоговые формы взаимодействия как соавторов при подготовке к историческому диктанту или эссе, проверке написанного. Таким образом, школьники могут осваивать учебный диалог в самых разнообразных формах. А педагогу нужно быть готовым к трудностям организации групповой работы в парах, особенно в классах с большим числом учащихся: размещение учебных пар в аудитории, контроль за процессом и результатом реальных знаний учащихся. 
 
2.Организация групповой работы в тройках
Научно-методическая литература отмечает особую эффективность учебного процесса, организованного в тройках. Преимущества учебной деятельности в триадах следующие:
1)     большая коллегиальность, аргументированность (за счет большего числа возникающих идей);
2)     большая контактность и мобильность группы;
3)     рефлексивность (за счет появления третьего лица) как новообразование в работе группы.
Работа учебных триад может быть организована как в статичном ключе (поиск общего решения проблемы только внутри триады), так и в динамике, то есть взаимопереходах.
Реализация «мозаики» связана с определенным количеством участников: их число должно делиться  одновременно на 3 и на 2 (например, 12, 18, 24 и т.д.). До сообщения учителем задания учащиеся должны выбрать себе карточки с буквенными индексами (А, В, С), которые заранее подготовлены и разложены на каждом столе. Технология «Мозаика-3» осуществляется в четыре этапа (время работы каждого этапа от 12 до 20 минут).
1.     Учитель предлагает задание учебным тройкам: составить проблемный тезаурус какой-либо темы, определить характерные черты изучаемого материала, события, подготовить вопросы к зачету. В итоге каждый участник триады должен иметь конспект решения, который отражает мнение всей группы.
2.    На втором этапе учащиеся покидают первичные группы и образуют временные пары на основании единства буквенного  индекса:  А-А, В –В, С-С. В парах происходит знакомство с другими предложениями, уточнение своего конспекта, при необходимости – определенная коррекция записей и составление нового сводного конспекта, который объединяет в себе подходы двух различных групп.
3.     Следующий этап по форме практически повторяет предыдущий – работа в парах «буквенного единства», но уже с новыми партнерами. Таким образом, к концу третьего этапа каждый учащийся имеет многовариантный конспект решений по проблеме.
4.     На завершающем этапе учащиеся возвращаются в первоначальные триады, где, зная мнения всех остальных групп, имеют возможность выбрать наиболее полное решение, отшлифовать свою точку зрения.
Данная технология позволяет педагогу показать вариативность, полифоничность решаемых задач. При этом стоит обратить внимание учащихся на то, что здесь не может быть «неправильных» и «правильных» решений. В каждом из предложенных вариантов обязательно содержится рациональное зерно, нужно только уметь его «вырастить». 
«Мозаика», напоминающая «вертушку», дает возможность в интенсивном общении прийти к оптимальному варианту решения проблемы не «сверху вниз» (от педагога к учащимся), а на равных(между самими учениками).
Трудности данной технологии: требуется внимательное руководство процессом перегруппировки (особенно на первых занятиях).
 
5.     Организация работы учебных четверок («Междусобойчик»)
Рассмотрим возможности работы учебной группы из четырех человек по аналогии работы учащихся в динамических парах. Данная технология состоит из четырех последовательных этапов:
1.     Индивидуальная работа – педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект трех-четырех глав произведения, продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме. На подготовку  и выполнения задания дается 15-20минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.
2.     Работа в парах (горизонтальные связи) – каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 10 минут.
3.     Работа в парах (Вертикальные связи) – пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения – 10 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение товарища, предложить своё понимание проблемы, поучиться отстаивать свое решение.
4.     Принятие группового решения. Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения (группы могут предложить решение в виде конспекта, опорной таблицы, рисунка, схемы, сенкана). Время – 10минут.
Более сложную, но не менее интересную технологию работы учебных четверок можно организовать по ролям: Докладчик, Понимающий, Конструктивный критик, Организатор. Каждая роль имеет свою учебную задачу:
1.     Докладчик, разворачивая в своем выступлении основной тезис, должен отличаться глубоким пониманием темы, культурой изложения, что обеспечивает содержательный аспект работы группы.
2.     Понимающий, благодаря своим эмпатийным способностям создает благоприятный эмоциональный фон для работы группы;
3.     Конструктивный критик оценивает работу группы, вклад каждого в соответствии с ролью, а также сам процесс взаимодействия;
4.     Организатор обеспечивает создание ситуаций учебного диалога и взаимодействия.
Ролевая организация работы требует постоянного наблюдения со стороны учителя. В этом случае наиболее оптимальным вариантом организации работы  группы в технике «аквариум»: в классе организуется пространство для работы группы учащихся по ролевой технологии. Остальные ученики вместе с педагогом наблюдают (как за рыбками в аквариуме) за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Вмешательство в процесс работы группы недопустимо. Однако в конце занятия  «наблюдатели», члены группы подводят разнообразные итоги (познавательные, коммуникативные). Учитель должен завершать процесс рефлексии с тем, чтобы при необходимости акцентировать необходимые моменты, не прозвучавшие ранее, или сгладить негативные моменты. Педагог здесь решает и тактическую, и стратегическую задачу: показать возможности работы по ролям и смотивировать учащихся на постепенное включение в работу учебных четверок. Продуктивность подобной технологии определяется степенью активностью и ответственности за исполнение определенной позиции-роли, а также способностью гибко менять эти позиции.
5.Организация групповой работы в пятерках
     Класс достаточно легко разбивается на пять или шесть «звездочек». Работу небольшого числа групп контролировать проще, чем деятельность семи-восьми групп  из четырех человек.
    Для организации деятельности учебных пятерок можно использовать в упрощенном варианте технологии «мозаики».
     Учитывая трудности, возникающие при перегруппировке учащихся, третий этап «Мозаики-3» можно сократить. Форма и содержание остальных этапов остаются прежними. Сначала проблема обсуждается внутри группы из пяти человек. Каждый участник к концу обсуждения должен иметь общий для данной группы план решения )время 10 – 15 мин.) Затем первоначальные группы временно распадаются; организуются новые по принципу «буквенного единства»: А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение (время 10 -15мин.). На заключительном этапе восстанавливаются первоначальные группы. Участники возвращаются с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. При совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы (время 10-15мин.).
Можно активизировать работу учащихся уже с этапа образования групп. Для этого достаточно подготовить блоки карточек (по числу учебных групп); в каждом блоке по пять карточек, объединенных одной темой. Карточки раскладываются «рубашкой» вверх. Педагог предлагает школьникам разобрать карточки, объединиться в учебные пятерки по той или иной теме, подготовить мини-выступление по данной теме.
Так карточки для уроков истории могут включать имя (имена)исторической личности, понятийный аппарат, даты, характеристики эпохи, исторические факты. Задания группам: дать характеристику исторической эпохе (или: выявить характерные черты для исторического явления).
Трудности, возникающие при организации учебных «звездочек»:
1.     Часто количество учащихся в классе оказывается не кратным пяти, что ведет к укрупнению остальных групп до шести-семи человек;
2.     Могут возникнуть трудности при оценки вклада каждого члена группы в общее решение.
 
  6. Организация групповой работы в учебных шестерках
Как обычно, ученический коллектив делится на группы по шесть человек; группы находят (или самостоятельно организуют) свое рабочее место. На доске – заранее подготовленные листы ватмана ( число листов соответствует числу учебных групп). Каждый лист озаглавлен в соответствии с какой-либо учебной темой.
Каждая группа делегирует трех человек, которые друг за другом подходят к листам и вписывают слово, термин, понятие, связанное с заявленной темой. Таким образом, создается банк опорных слов по теме. Если образовано пять групп, то на каждом листе получается по 15 слов, раскрывающих тему.
После того, как все листы будут заполнены, они раздаются группам. Задание учащимся: составить конспект по данной теме с использованием опорных слов (допустима их перестановка). В конце занятия заслушиваются итоговые работы; анализируется полнота конспекта. А также производится оценка тех слов, которые были предложены в качестве опорных.
Но и здесь педагога могут подстерегать определенные трудности. Некоторые учителя отмечают, что шестерки могут распадаться на две группы по три человека, что осложняет работу.
 
7. Организация групповой работы в семерках
    Увеличение численного состава группы приводят к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменяются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из популярнейших форм познания, однако наши учителя неохотно используют этот метод в своей практике, поскольку он требует:
1.     Особой подготовительной работы;
2.     Хорошо знания предмета обсуждения; умения руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс обсуждения неактивных учащихся;
3.     Принятия учителем неизбежного оживления учащихся.
Рассмотрим ролевую методику проведения дискуссии в семерках:
Предлагается семь ролей: Ведущий, Инициативный, Спорщик, Соглашатель, Оригинал, Деструктор, Молчун.
Дискуссия ведется участниками «большой семерки»; остальные учащиеся на время дискуссии становятся независимыми наблюдателями, которые в конце занятий должны ответить на вопрос: «Каким образом та или иная роль оказывает влияние на ход дискуссии  и её решение ? »
     Семь добровольцев разбирают карточки (лежащие «рубашками вверх), на которых определена конкретная роль и дана её краткая характеристика:
Инициатор захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Спорщик встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.
Соглашатель выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящего.
Оригинал, как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения.
Организатор стремится к тому, чтобы высказались все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы.
Молчун всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.
Деструктор все время нарушает плавное течение дискуссии(что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться …).
Обязательные условия успешной дискуссии:
1.     Учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой проблеме;
2.     Участники должны вести себя в соответствии с полученной ролью;
3.     Характер роли отражается только в поведении: это тайна, которую не раскрывают до конца дискуссии.
Остальные учащиеся, которые наблюдают за разыгрываемыми дебатами со стороны, видят плюсы и минусы каждой позиции и решают для себя, какая роль является оптимальной для совместного обсуждения. Одновременно можно предложить школьникам вопрос: получится ли урок, если все ученики изберут роль «Молчуна», «Спорщика», «Деструктора».
Педагогические трудности данной формы организации групповых занятий связаны с тем, что учитель, работающий в интерактивном режиме, должен владеть навыками ведения дискуссии.
Классическая схема организации состоит, прежде всего, в цели, которую ставит перед собой учитель, - знакомство с основными принципами ведения дискуссии. Проблематика дискуссии и материалы к ней должны быть подготовлены заранее. Причем очень важно, чтобы формулировка темы содержала проблему.
Важным условием эффективности дискуссии является развертывание тезиса или заявленной темы. Умение участников  правильно вычленять из темы занятия опорные слова и ключевые понятия является залогом того, что  обсуждение не отклонится от темы, не потеряет логической нацеленности, « не зависнет» на житейских примерах. Очень важно, чтобы учитель был готов принять разные мнения учащихся. В противном случае разговор не состоится: учитель просто будет доказывать правоту своего взгляда, а задача занятия – тренинг «Умение говорить» -потеряет смысл. В конце урока место подведения итогов школьники возвращаются к выбранной позиции, уточняют, отстаивают, обосновывают ее или признают, что изменили свое мнение по данной проблеме.
Целью урока-дискуссии может быть также определение роли ведущего и его функций. Организация урока в этом случае повторяет классический вариант. Но есть одно существенное уточнение: роль ведущего дискуссии закрепляется не за педагогом, а за учащимся. Выделяются три основные функции ведущего – вводная, коммуникативная, итоговая. В конце дискуссии все участники оценивают деятельность ведущего. Важно подчеркнуть для учащегося, что оценивается не личность ученика, а только та роль, которую он играл в процессе обсуждения (в противном случае многие школьники завышают оценку, не желая обидеть одноклассника). После того как все высказались, слово для самооценки (рефлексии)  предоставляется самому ведущему.
         В процессе освоения технологий интерактивного обучения учащиеся вырабатывают определенные правила взаимодействия в дискуссии, которые сводятся к следующему. Успех и результативность занятия обусловлены:
1.     Нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы.
2.    Организацией пространства для дискуссии.
3.    Подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение)
4.    Готовностью настраиваться на актуальное состояние собеседника (принять и принять)
5.    Соблюдением правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать».
6.    Использованием «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умения задавать конструктивные вопросы;
7.     Стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение.
8.     Навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходила беседа. Где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем. 
Как иллюстрация к данной статье может служить конспект урока в 6 классе и самоанализ к данному уроку.